Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Эйдетика
Алёхина Кристина
ЭЙДЕТИКА

Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать, куда и как следует.
(Александр Суворов)
Как известно, память играет огромную роль в жизни человека. Она несет в себе представление о ранее увиденных, услышанных вещах, предметах и явлениях действительности, а также включает в себя приобретенные в прошлом опыт, умения, знания.
Память (англ. memory) – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге [3, с. 332].
Не обладая памятью, человек бы имел ограниченные способности: его мозг получал бы знания только посредством ощущения и восприятия, поэтому у людей были бы только врожденные реакции на раздражители. Благодаря же наличию памяти на протяжении всей жизни человек запоминает огромный объем информации. Ресурсы памяти практически безграничны. Еще в 70-е годы прошлого века было подсчитано, что потенциальная память любого человека составляет 125 миллионов мегабайт. Попробуем вообразить этот объем представим в виде компьютерных дискет. И… чтобы их перевезти потребуется 20 товарных вагонов! Установлено, что за свою жизнь обычный человек заполнит информацией только «один вагон дискет», тогда как 19 так и остаются пустыми…
Именно поэтому вопрос о более полном использовании возможностей памяти достаточно актуален на сегодняшний момент. В XXI веке объем получаемой информации растет с огромной скоростью, поэтому мозг человека не успевает справляться с переработкой этой информации. Актуальной проблемой является потеря мозгом способности сортировать информацию, что «засоряет» нашу память ненужными сведениями.
Рассмотрим, каким образом функционирует память, которая состоит из трех процессов:
1) запоминание, или закрепления информации (фиксация);
2) сохранение, или содержание информации (ретенция);
3) воспроизведение информации (репродукция) [1, с. 193].
В соответствии в этим, считается, что хорошей памятью наделен тот человек, который способен быстро запоминать полученную информацию, сохранять ее долгое время и наиболее точно воспроизводить.
Современная школа, как правило, опирается на логику и механическую память. С самого начала дети запоминают: таблицу умножения, правила, формулы, термины, даты, события и т. д. Но нельзя не задаться вопросом, как именно все это можно удержать в голове ребенка?
Дети, перешагнувшие школьный порог имеют приблизительно одинаковый уровень информированности (родной язык, цифры, буквы и т. д.). Однако обычно педагоги сразу же делят детей с хорошей, средней и плохой памятью. Ученикам убедительно рассказывают, что они должны учиться, для чего они учатся. Но практически не объясняют, как это делать… Как воспользоваться талантом и без усилий воспринимать и воспроизводить любые знания?
На сегодняшний день существует множество методик для развития памяти, и одной из таких систем является эйдетика – «память без границ». «Эйдос» в переводе с греческого означает «образ».
Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры [2].
Эйдетика как наука начала зарождаться еще в 20 – 40-х годах XX столетия. Основоположником эйдетизма является германский ученый марбургской психологической школы Эрик Йенш, а также Г. Фишер, О. Кро, В. Йенш, А. Рикель и другие исследователи.
С середины 20-х годов эйдетика получила широкое распространение на просторах бывшего Советского Союза. Большинство ученых оспаривали, относились скептически к новшеству марбургской школы, проводили собственные эксперименты. Наиболее крупными исследователями в этой области были П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Позже эйдетика в СССР была запрещена, так как была названа «расистской ненаучной теорией».
Популярной эта наука стала в начале XXI века, когда появилась потребность в ускоренной обработке информации. Человек в среднем стал читать в 18 раз больше, чем сто лет назад. И это только информация для работы, а не для досуга. Поэтому объем информации для запоминания тоже существенно увеличился.
Суть эйдетики как метода запоминания заключается в одновременной работе двух полушарий. С помощью этого усидчивость ребенка возрастает, память увеличивается, а также возрастает способность концентрированности внимания. При этом у ребенка развивается творческое начало, он начинает мыслить образами, поэтому и учеба ему становится не в тягость, а радость. Когда же ребенок получает радость от процесса обучения, в его организме вырабатывается эндорфин – природный стимулятор, который способствует повышению работоспособности и иммунитета.
В основе эйдетики лежат три основных метода, это:
Цепной метод строится на цепных ассоциативных реакциях. Элементы определенного списка ассоциируют друг с другом в цепочку с помощью мысленных образов.
Скажем, вам нужно запомнить такой список продуктов: курица, масло, молоко, рис, яйца. Вы создаете цепочку образов: когда курица вылупилась из яйца; сейчас она клюет рис, я очень люблю молочную рисовую кашу, в которую обязательно добавляют масло. [1, с. 194];
Акровербальный метод («акро» – край, «вербо» – слово). Он основан на преобразовании «сухого» текста в красочный и «живой». Например, так называемое шифрование материала в стихотворные тексты. Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.
Например: пассажирпассажир дал пас Саше; [i]валенки – валенки у Ленки; [i]сверкает[/i] – в новом платье сверкает Верка; ужин ужи на ужин; улица – на улице знакомые лица;[/i]
Метод мест – метод, в основу которого положено использование зрительных ассоциаций. Чаще всего его используют для запоминания длинных списков, состоящих из разнородных элементов. Этот метод еще в древние времена использовался в ораторском искусстве. Когда ритор готовился к речи, он представлял себе хорошо знакомый отрезок пути и на каждом ярком, хорошо запоминающемся месте (лавки, парки, здания, вывески и т. д.) придумывал последующий тезис своей речи. Когда он выступал перед людьми, его речь «шла по дороге».
Например ваш список мест: входная дверь, зеркало, ковёр, телевизор; а список дел: купить лук (ассоциация – луковица), оплатить счёт в банке (ассоциация – банковская квитанция), отправить письмо на почте (ассоциация – письмо), купить брюки (ассоциация – брюки).
«Входная дверь – купить лук». Представляйте себе, как вы подходите к входной двери и открываете её. На ней нарисована большая луковица.
«Зеркало – оплатить счёт в банке». Вы проходите в квартиру и оказываетесь в коридоре. В нём стоит большое зеркало, а на нём закреплён счёт, который нужно оплатить в банке.
«Ковёр – отправить письмо на почте». Вы проходите в зал. Посреди него лежит большой ковёр. На ковре разбросаны письма.
«Телевизор – купить джинсы». Рядом с ковром стоит дубовая тумбочка, на ней расположен телевизор. Вы берёте пульт и включаете телевизор. Показывают рекламу последней модели брюк.
Существует множество подобного рода способов запоминать информацию, мы перечислили основные из них. Хорошо известно, что главное в работе каждого учителя – умение творчески подходить к делу, способность и желание постоянно искать разные подходы к обучению. В этом случае ребенок идет на урок с хорошим настроением, понимая, что будет творить, а не зазубривать.
Следует помнить, не бывает плохой памяти, бывает неумение использовать ее возможности.
Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания. Система эйдетики развивает такие важные качества памяти, как:
беглость – способность быстро находить решения и генерировать новые идеи;
гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи;
оригинальность – умение создавать оригинальные идеи и решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вітенко І. С. Основи психології / І. С. Вітенко, Т. І. Вітенко. – 2-е вид., переробл. і доповн. – Вінниця: Нова Книга, 2008. – 256 с.
2. Габец Д. Д. Эйдетика как метод развития памяти в современной школе [https://festival.1september.ru/articles/310255/]: Школьная психологическая служба.
3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 2003. – 672 с.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: KriStinka9202 (2014-11-15) | Автор: Эйдетика E
Просмотров: 1452 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 5:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru