Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Алёхина Кристина ЭЙДЕТИКА Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать, куда и как следует. (Александр Суворов) Как известно, память играет огромную роль в жизни человека. Она несет в себе представление о ранее увиденных, услышанных вещах, предметах и явлениях действительности, а также включает в себя приобретенные в прошлом опыт, умения, знания. Память (англ. memory) – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге [3, с. 332]. Не обладая памятью, человек бы имел ограниченные способности: его мозг получал бы знания только посредством ощущения и восприятия, поэтому у людей были бы только врожденные реакции на раздражители. Благодаря же наличию памяти на протяжении всей жизни человек запоминает огромный объем информации. Ресурсы памяти практически безграничны. Еще в 70-е годы прошлого века было подсчитано, что потенциальная память любого человека составляет 125 миллионов мегабайт. Попробуем вообразить этот объем представим в виде компьютерных дискет. И… чтобы их перевезти потребуется 20 товарных вагонов! Установлено, что за свою жизнь обычный человек заполнит информацией только «один вагон дискет», тогда как 19 так и остаются пустыми… Именно поэтому вопрос о более полном использовании возможностей памяти достаточно актуален на сегодняшний момент. В XXI веке объем получаемой информации растет с огромной скоростью, поэтому мозг человека не успевает справляться с переработкой этой информации. Актуальной проблемой является потеря мозгом способности сортировать информацию, что «засоряет» нашу память ненужными сведениями. Рассмотрим, каким образом функционирует память, которая состоит из трех процессов: 1) запоминание, или закрепления информации (фиксация); 2) сохранение, или содержание информации (ретенция); 3) воспроизведение информации (репродукция) [1, с. 193]. В соответствии в этим, считается, что хорошей памятью наделен тот человек, который способен быстро запоминать полученную информацию, сохранять ее долгое время и наиболее точно воспроизводить. Современная школа, как правило, опирается на логику и механическую память. С самого начала дети запоминают: таблицу умножения, правила, формулы, термины, даты, события и т. д. Но нельзя не задаться вопросом, как именно все это можно удержать в голове ребенка? Дети, перешагнувшие школьный порог имеют приблизительно одинаковый уровень информированности (родной язык, цифры, буквы и т. д.). Однако обычно педагоги сразу же делят детей с хорошей, средней и плохой памятью. Ученикам убедительно рассказывают, что они должны учиться, для чего они учатся. Но практически не объясняют, как это делать… Как воспользоваться талантом и без усилий воспринимать и воспроизводить любые знания? На сегодняшний день существует множество методик для развития памяти, и одной из таких систем является эйдетика – «память без границ». «Эйдос» в переводе с греческого означает «образ». Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры [2]. Эйдетика как наука начала зарождаться еще в 20 – 40-х годах XX столетия. Основоположником эйдетизма является германский ученый марбургской психологической школы Эрик Йенш, а также Г. Фишер, О. Кро, В. Йенш, А. Рикель и другие исследователи. С середины 20-х годов эйдетика получила широкое распространение на просторах бывшего Советского Союза. Большинство ученых оспаривали, относились скептически к новшеству марбургской школы, проводили собственные эксперименты. Наиболее крупными исследователями в этой области были П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Позже эйдетика в СССР была запрещена, так как была названа «расистской ненаучной теорией». Популярной эта наука стала в начале XXI века, когда появилась потребность в ускоренной обработке информации. Человек в среднем стал читать в 18 раз больше, чем сто лет назад. И это только информация для работы, а не для досуга. Поэтому объем информации для запоминания тоже существенно увеличился. Суть эйдетики как метода запоминания заключается в одновременной работе двух полушарий. С помощью этого усидчивость ребенка возрастает, память увеличивается, а также возрастает способность концентрированности внимания. При этом у ребенка развивается творческое начало, он начинает мыслить образами, поэтому и учеба ему становится не в тягость, а радость. Когда же ребенок получает радость от процесса обучения, в его организме вырабатывается эндорфин – природный стимулятор, который способствует повышению работоспособности и иммунитета. В основе эйдетики лежат три основных метода, это: • Цепной метод строится на цепных ассоциативных реакциях. Элементы определенного списка ассоциируют друг с другом в цепочку с помощью мысленных образов. Скажем, вам нужно запомнить такой список продуктов: курица, масло, молоко, рис, яйца. Вы создаете цепочку образов: когда курица вылупилась из яйца; сейчас она клюет рис, я очень люблю молочную рисовую кашу, в которую обязательно добавляют масло. [1, с. 194]; • Акровербальный метод («акро» – край, «вербо» – слово). Он основан на преобразовании «сухого» текста в красочный и «живой». Например, так называемое шифрование материала в стихотворные тексты. Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация. Например: пассажир – пассажир дал пас Саше; [i]валенки – валенки у Ленки; [i]сверкает[/i] – в новом платье сверкает Верка; ужин – ужи на ужин; улица – на улице знакомые лица;[/i] • Метод мест – метод, в основу которого положено использование зрительных ассоциаций. Чаще всего его используют для запоминания длинных списков, состоящих из разнородных элементов. Этот метод еще в древние времена использовался в ораторском искусстве. Когда ритор готовился к речи, он представлял себе хорошо знакомый отрезок пути и на каждом ярком, хорошо запоминающемся месте (лавки, парки, здания, вывески и т. д.) придумывал последующий тезис своей речи. Когда он выступал перед людьми, его речь «шла по дороге». Например ваш список мест: входная дверь, зеркало, ковёр, телевизор; а список дел: купить лук (ассоциация – луковица), оплатить счёт в банке (ассоциация – банковская квитанция), отправить письмо на почте (ассоциация – письмо), купить брюки (ассоциация – брюки). • «Входная дверь – купить лук». Представляйте себе, как вы подходите к входной двери и открываете её. На ней нарисована большая луковица. • «Зеркало – оплатить счёт в банке». Вы проходите в квартиру и оказываетесь в коридоре. В нём стоит большое зеркало, а на нём закреплён счёт, который нужно оплатить в банке. • «Ковёр – отправить письмо на почте». Вы проходите в зал. Посреди него лежит большой ковёр. На ковре разбросаны письма. • «Телевизор – купить джинсы». Рядом с ковром стоит дубовая тумбочка, на ней расположен телевизор. Вы берёте пульт и включаете телевизор. Показывают рекламу последней модели брюк. Существует множество подобного рода способов запоминать информацию, мы перечислили основные из них. Хорошо известно, что главное в работе каждого учителя – умение творчески подходить к делу, способность и желание постоянно искать разные подходы к обучению. В этом случае ребенок идет на урок с хорошим настроением, понимая, что будет творить, а не зазубривать. Следует помнить, не бывает плохой памяти, бывает неумение использовать ее возможности. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания. Система эйдетики развивает такие важные качества памяти, как: • беглость – способность быстро находить решения и генерировать новые идеи; • гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи; • оригинальность – умение создавать оригинальные идеи и решения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вітенко І. С. Основи психології / І. С. Вітенко, Т. І. Вітенко. – 2-е вид., переробл. і доповн. – Вінниця: Нова Книга, 2008. – 256 с. 2. Габец Д. Д. Эйдетика как метод развития памяти в современной школе [https://festival.1september.ru/articles/310255/]: Школьная психологическая служба. 3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 2003. – 672 с. | |
Просмотров: 1452 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|