Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Ракишева А.А, Учитель географии средней школы № 1 Казахстан, Актобе Современное образование ставит перед учителем и учащимися довольно сложные задачи: как участники образовательного процесса они должны, прежде всего, владеть приёмами программы общеучебных умений, обладать способностью продуктивно работать с информацией, творчески решать возникающие производственные и учебно-познавательные задачи. Поэтому и учителю и учащимся важно найти оптимальную технологию, которая будет способствовать решению поставленных задач. Использование технологий в педагогической деятельности позволяет снизить затраты на управлении, повысить его эффективность. Любая технология определяет последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения её этапов. В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей. Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок. Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями. Для оценивания достижений учащихся по географии в 6 классе, мной предложено использовать следующие виды критериев. Названия критериев и краткое описание их содержания привожу в таблице: Обозначение и название критерия Краткое описание содержания критерия А Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя географические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка географии взаимосвязь между ними С Коммуникация Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности сделанного вывода Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даем четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании, мы обращаем большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельностью. Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами. Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год). Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть. Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу математики за четверть, за год. Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы. Приведем примеры дескрипторов по географии по теме: "Реки" Дескрипторы по географии 6 класс Тема: «Реки» Критерии Темы задания Проверяемые элементы Уровень достижений Баллы за выполнение задания А (max 3) Из каких частей состоит река Не достиг ни одного из критериев 0 3 балла Умеет распознавать части реки 1 Умеет изобразить составные части реки 1 Правильно записал ответ 1 B (max 4) Умение Не достиг ни одного из критериев 0 4 балла Умеет различать 1 Умеет выделять режим и типы питание 1 Умеет давать полную характеристику реки 1 Правильно делает выводы 1 C (max 5) Умение правильно называть части реки и показывать по карте Не достиг ни одного из критериев 0 5 баллов Правильно называет части реки 1 Правильно показывает реки и их названия по карте 1 Анализирует взаимосвязь гидросферы с другими оболочками Земли 1 Правильно приводит аргументы по экологическому состоянию рек 1 Правильно применяет полученные знания при практической работе 1 Итого 12 баллов • 0 - 6 баллов - оценка "2" • Всего баллов________ • 7 - 8 баллов - оценка "3" • 9 - 10 баллов - оценка "4" • 11 - 12 балла - оценка "5" • Оценка____________ Раньше я считала оценивание второстепенным этапом урока и не придавала ему должного значения. Но в рамках курса по Кембриджской программе я узнали насколько значимо оценивание для обучения и оценивание обучения, и насколько они связаны со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. В «Руководстве для учителя» подчеркивается, что оценивание в классе не является лишь техническим приемом, учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а так же ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. Стало очевидно, что необходимо изменить традиционные формы оценивания. На практике я отошла от привычной системы оценивания детей, когда оценки выставлялись мною в конце урока и порою скудно комментировались. Применяя новые формы оценивания, я стала лучше видеть каждого ученика, изменилось мнение о важности и значении оценивания в учебном процессе. На первом же уроке я предложила детям самим оценить себя. Но большая часть оценок были необъективными: дети переоценили свою учебную деятельность, завысив свои оценки. Поэтому на следующем уроке я предложила детям самим разработать критерии для оценивания устных ответов и письменных работ. Критерии были разработаны тщательно и практически не требовали коррекции. Немного дополнив их и изменив формулировку некоторых, я стала использовать эти критерии для оценивания ответов учеников на последующих уроках. На протяжении практики использовалось формативное оценивание, которое включало в себя оценивание индивидуальной работы, работы в парах и группе. На последнем уроке было использовано суммативное оценивание при проведении теста. Построив урок по новому, в процессе наблюдения за учениками, я сделала для себя некоторые выводы, а именно: ученикам нравится работать самостоятельно, в группе, иметь большую возможность свободно высказываться, оценивать ответы других и т.д. Кроме того, те учащиеся, которые ранее были пассивны, воздерживались от ответов, не старались показать свои знания, стали гораздо активнее включаться в работу на уроке. Возможно, причиной этого стало понимание ими важности работы каждого для успеха всей группы и для последующего оценивания. Зная критерии, ученики этой категории старались максимально приблизиться в своей учебной деятельности к критериям положительных оценок. Наиболее успешными моментами на уроках стала работа в группах и её презентация, а также самооценка и взаимооценка. | |
Просмотров: 1907 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|