Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Тема урока: Состав слова. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Этапы урока: I. Организационный момент II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению III. Всесторонняя проверка знаний учащихся - опрос IV. Проверка понимания изученного материала V. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению Цель урока: систематизация изученных знаний о составе слова Задачи урока: 1. обобщить полученные знания по теме “Состав слова”; подготовить учащихся к контрольному диктанту (навыки синтаксического разбора предложения, морфемного анализа слова); 2. развивать связную устную и письменную речь, развивать наглядно-образное, логическое мышление, творческое воображение, внимание учащихся; формировать умение работать в заданном темпе; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу; упражнять в выполнении заданий тестового характера; 3. воспитывать любовь к природе, активность, самостоятельность, ответственность. Оборудование: плакат с изображением лесной поляны, рисунки берёзок, грамматический человечек, разноцветные карточки с разноуровневыми заданиями, березовые листы с тестами, листы самооценки. ТСО: компьютеры, интерактивная доска. Ход урока I. Организационный момент 1. Учитель читает стихотворение Звенит звонок. Начинается урок. Заходите, дети, в класс. Много дел у нас. 2. Психологический настрой: (Звучит медленная музыка. Во время рассказа учителя идёт демонстрация слайдов Учитель: -Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). Учитель: -Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать? Дети: Да, конечно. Учитель: -Ребята, обратите внимание на листы самооценки. Посмотрите, сколько заданий мы должны выполнить с вами? Успешно выполнив все задания, вы станете еще умнее и сообразительнее. 3. Выбор “психолога” и “консультант”. Учитель: - Для того чтобы на уроке у нас сохранилось хорошее настроение, не было обид, мы выберем психолога. Он будет следить за нашей работой и сделает свои выводы. “Подводящий итоги” оценит нашу работу. В конце урока мы предоставим им слов Работа нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число и классная работа. II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению 1.Минутка чистописания Учитель: - С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.) Учитель: ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. -Что это? (Лес) Учитель: Ребята, прочитайте внимательно слова Лес, лесок, лесной, лесник - Что объединяет данные слова? - Какое из данных слов является проверочным? Докажите. – Назовите лишнее слово. – Назовите первый звук, который слышится в слове лес. - Дайте характеристику звуку [ л,] - Как на письме обозначить звук [ л,]? - Ребята, выполним минутку чистописания по данному образцу. запись: л лл ллл ле лес - Какие деревья растут в наших лесах? В Послании Президента к народу Казахстана есть программа «Жасыл ел». -Что она в себе заключает? Ежегодно партия «Нур Отан» объявляет месячник «Сделаем наши улицы зелеными». А для чего нам необходимы растения? 2. Словарная работа. Учитель: -Запишем словарные слова на тему «Растения». Учащиеся первого ряда называют слова, а учащиеся второго ряда записывают. (Первый ученик называет словарное слово, второй ученик называет слово первого ученика и своё… Последний ученик из первого ряда называет все сказанные словарные слова и своё слово.) Учитель: -Проверим, как справились с работой ребята второго ряда. (Ученики по очереди читают слова, называют орфограммы) 3. Сообщение темы урока. Учитель: -Ребята, прочитайте тему нашего урока. - Сегодня на уроке мы обобщим все имеющиеся у вас знания о составе слова. А кто нам в этом поможет, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Стоит Аленка – платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. -О каком растении в ней говорится? (Береза) -По каким признакам вы определили, что это береза? -Эпиграф нашего урока: «Береза – примета родного дома, родного края». III. Всесторонняя проверка знаний учащихся - опрос 1. Разминка Учитель: -Проведём разминку. Задания к разминке приготовила нам берёзка. (На березовом листе написаны вопросы) У каждого из вас на парте лежит грамматический человечек. Наша цель сформировать лицо этого человечка. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человечка “примет” определённое выражение. Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз. Что такое суффикс? Графически обозначаем правый глаз. Что такое приставка? Графически обозначаем нос. Ребята, давайте проверим правильность выполнения нашего задания. В этом нам поможет стихотворение «Состав слова» (Дети рассказывают стихотворение хором) Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! На конце любого слова Окончанье ищет Вова. Изменяемая часть С другим, словом держит связь. Окончанье мы найдем, Его в рамочку возьмем. Учитель: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю суффиксом. -Какие части слова мы еще не указали графически? -Что называется корнем слова? Графически обозначаем рот. -Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.) -Что такое основа? Нарисуйте над глазами чёлочку. Сравните вашего грамматического человечка, с тем, который изображён на слайде. Учитель: -Как вы думаете, какое настроение у нашего грамматического человечка? Ребята мы должны в течение урока очень хорошо работать, чтобы поднять настроение нашему человечку. 2. Игра «Снежный ком». Развитие творческого воображения. Учитель: -Расслабьтесь. Закройте глаза. Я приглашаю вас в осенний лес. - Что мы увидим в лесу? (березку, ель, осину и т.д.) - Какое слово выбираем? (березка) - Я очень хотела, чтобы вы еще раз внимательно посмотрели на рисунок березы. -Придумываем интересные, необычные слова к слову береза. -Дайте определение березке. (Одинокая, красавица, молодая, нежная) -Какое слово выбираем? - Что делает березка в осеннем лесу? (улыбается, шепчется, качается…) - Какое слово выбираем? -Составьте с данными словами предложение и продиктуйте, а я запишу. (Один ученик диктует предложение, а учитель записывает первые буквы названных слов на доске. Назовите 4 слово, 6…) -Запишите данное предложение в тетрадь. (Один ученик работает у доски. Комментированное письмо). -Какую работу можно выполнить с данным предложением? Дети: определить главные и второстепенные члены предложения, выполнить морфемный разбор слов. Учитель: -Выполните следующие задания: найдите грамматическую основу предложения, выполните морфемный разбор слова, которое состоит из двух слогов. (Лесу.) (Самостоятельная работа учащихся с проверкой.) -В листах самооценки поставьте себе оценку за работу на данном этапе. Учитель: -С давних времен береза служит символом всего самого светлого. В коре березы есть особое вещество бетулин, которое окрашивает кору в белый цвет. (Учитель учащимся раздает рисунки березы) 3. Магнитное поле. Учитель: -Представьте, что слово “берёза ” - магнит. Магнит притягивает предметы. Слово «береза» тоже притягивает к себе слова. Подберите к слову «береза» магнитное поле, состоящее из однокоренных слов. Работаем в парах. (На березках ребята записывают однокоренные слова. В это время учитель вывешивает на доску плакат с изображением поляны). - Ребята, посмотрите внимательно на картину. Нравится вам эта поляна? Объясните, почему она вам не понравилась? Давайте мы с вами оживим поляну нашими берёзками. (Учащиеся называют однокоренные слова, записанные на берёзках. Прикрепляют берёзки на плакат. Остальные учащиеся записывают названные слова в тетрадь). 4. Орфографическая пятиминутка Учитель: -Ребята, обратите внимание на рисунок, данный на слайде. Как называется этот гриб? -Какая орфограмма пропущена в данном слове (правописание суффиксов –ик, ек) -Как определить правописание суффиксов -ек-, -ик-? -Какой суффикс нужно писать в данном слове? Задание: у доски выполнить морфемный разбор слова подберезовики. 5. Физминутка. Танец под музыку «Во поле березка стояла» 6. Свободный текст. Учитель: -Выполнить следующее задание нам поможет компьютер. Какие основные устройства персонального компьютера нам необходимы при работе с текстом? (монитор, мышка, клавиатура). -Откройте документ «Свободный текст». Прочитайте строчки о березе. Тонкая б…ре…ка Ш..лестит л..ствой. Сер..брится свежей Утренней р..сой. - Понравилось вам это четверостишие? - Какие художественные средства использовали? -Ребята, к данному стихотворению есть задание. -Прочитайте данное задание. Дети: вставьте пропущенные буквы; Учитель: - Каких орфограмм больше всего пропущено в этих строчках? (безударных гласных) - Как проверить безударную гласную в корне слова? - Назовите слова с данной орфограммой, подберите проверочные слова. -Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парной согласной? -Назовите слово с данной орфограммой. (Березка) - Какую орфограмму мы еще не изучали? (Утренней). - Закончили работу на компьютере, закрываем рабочий документ. -Записать слово «утренней» в тетрадь, выполнить морфемный разбор слова. (1 ученик работает у доски.) IV. Проверка понимания изученного материала 1. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа записана на разноцветных карточках) Учитель: - Ребята у вас на партах лежат карточки, ваша задача в течение трёх минут выполнить все задания, которые там записаны. (Проверка. По мере выполнения работы учащимися подхожу к каждому работающему, проверяю). Учитель: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. 2. Стратегия «Пятистишие» (Самостоятельная работа в парах) -Ребята, откроем душу нашей березке! Составим пятистишие со словом «Березка». Работаем в парах. Проверка. Березка Молодая, белая, Гнется, дарит, украшает Береза - главнейшее дерево лесов Царица Учитель: -Не забываем оценивать свою работу в листах самооценки. 3. Тестовый контроль (Учащимся раздаются березовые листы с тестами. Самостоятельная работа) Учитель: -А сейчас я узнаю, как вы усвоили тему «Состав слова». У вас на партах лежат тесты. Внимательно читайте задания, и обводите кружочком правильный вариант ответа. Учитель: - Ребята, отложите тесты на край парты. 4. Итог урока. Учитель: -Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог. Слово предоставляется “психологу”. Психолог: Я думаю, что на уроке было интересно. Обстановка доброжелательная. Мои одноклассники работали дружно, быстро. Хочу пожелать, чтобы все были внимательнее. Учитель: Послушаем “Подводящего итоги”. “Подводящий итоги”: На уроке много сделали, справились со всеми заданиями. Качество работы, кроме детей оценит и учитель. Поднимите руки у кого больше оценок “5”. Моё предложение, чтобы и на следующих уроках продолжать работу по теме “Состав слова”. 5. Рефлексия. Анкета. Учитель: – Ребята, подчеркните подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке. Своей работой на уроке я: а) доволен (льна); б) не совсем доволен (льна); в) недоволен (льна); -Сдайте листы самооценки и тесты. -Посмотрите, а доволен ли вашей работой остался грамматический человечек? Изменилось ли у него настроение? 6. Выставление оценок. V. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению Составить РАФТ. Выполнить творческую работу, используя материал данного урока. Выполнить морфемный разбор одного существительного и одного прилагательного. Учитель: -Немало стихов и песен сложено о деревьях, растущих на бескрайних просторах Казахстана. Но вряд ли есть еще такое «стихотворное» дерево, как березка. Именно так повсюду и называют его, невзирая на то, что это дерево ботаники называют просто «береза обыкновенная». Стройные деревца березы можно увидеть не только во многих лесах, но и в парках, даже на улицах сел и городов и, конечно в садах. Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите. Это нужно детворе для здоровья, при игре. Спасибо за урок! | |
Просмотров: 1592 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|