Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Содержание Введение 2 1. Основные цели использования ИКТ 3 2. Дидактическая структура урока с использованием ИКТ 5 3. Алгоритм проектирования компьютерного урока 7 4. Формы контроля с использованием ИКТ технологий 9 5. Диагностика и анализ ИКТ-компетентности учащихся 10 Заключение 13 Список используемой литературы 14 Приложение Мой интерактивный мир Если мы будем учить так, как мы учили всегда, мы украдем у детей завтра Джон Дьюн Введение В настоящее время в большой семье педагогических технологий прочную позицию занимают педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Прежде, чем рассмотреть их применение в преподавании информатики, обратимся к глоссарию, в котором даны пояснения некоторых наиболее важных и значимых терминов. Применение средств ИКТ в предметном обучении основывается на следующих позициях: • использовании педагогических программных средств, к которым относятся обучающие и контролирующие программы, гипертекстовые и мультимедийные дополнения, компьютерные коммуникации; • деятельности учителя, управляющего этими средствами; • повышенная (по сравнению с традиционным обучением) мотивация и активность обучающихся, вызванная интерактивными свойствами компьютера, возможностью моделировать способ общения в зависимости от учебной задачи. Квалификационные параметры технологии (по Селевко Г.К.) представлены на слайде. 1. Основные цели использования ИКТ Основные цели использования ИКТ заключаются в: • формировании новой педагогической культуры учителя, требующей обновления содержания, методов и форм УВП на основе ИКТ; • рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса; • индивидуализация обучения; • повышение эффективности обучения; • формирование исследовательских умений. Концептуальные положения ИКТ заключаются в: 1) информационном подходе к педагогическому процессу; 2) принципе педагогической целесообразности в применении информационно-коммуникационных средств в учебном процессе; 3) принципе оптимизации в использовании информационно-коммуникационных средств; 4) интеграции информационных технологий с педагогическими; 5) интерактивном характере общения «человек – компьютер»; 6) принципе охраны здоровья детей при использовании информационно-коммуникационных средств; 7) компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность. Использования ИКТ предполагает, что: • деятельность учителя существенно меняется по сравнению с традиционным обучением. Главной его компетенцией становится роль консультанта и помощника, а не транслятора знаний; • в зависимости от методического построения урока реализуются следующие режимы технологических парадигм: репродуктивный («следуй за мной»), интерактивный («делай со мной»), развивающий («делай сам»); • пространство компьютерной поддержки создает условия для индивидуализации учебного процесса в виде: а) выполнения индивидуального задания в классе; б) работы с модульной частью электронного пособия (лабораторная работа, упражнения); в) самостоятельное освоение учебной темы. 2. Дидактическая структура урока с использованием ИКТ Исходя из классического представления о структуре урока с позиции деятельностного подхода (целеполагание – планирование – выполнение учебной задачи – анализ и оценка результатов), определяем дидактические части урока: • организационная часть; • актуализация опорных знаний, умений и навыков; • изучение нового учебного материала; • закрепление нового учебного материала; • контроль усвоения; • коррекция; • обобщение; • домашнее задание. Распределение времени на отдельные части урока определяет его тип (урок знакомства с новым учебным материалом, урок усвоения нового материала, урок формирования новых знаний, урок закрепления нового материала, урок систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний). Дидактические части урока с использованием ИКТ идентичны традиционному, но каждая из них в зависимости от типа урока и его цели может быть компьютеризирована, то есть осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств. Так, на уроке изучения нового материала учитель направляет, организовывает и координирует учебный процесс, а роль «рассказчика» играет компьютер: привычную доску с кусочком мела заменяет монитор или экран проектора. На экран выводится слайд-лекция по учебной теме, презентация или видеосюжет. Новаторство подхода делает урок более эффективным и активным в силу обращения к ряду каналов восприятия «текст – звук – видео – цвет». Презентация к уроку в 7 классе «История развития ВТ» позволит совершить виртуальную экскурсию по виртуальному музею вычислительной техники. Учащиеся начнут просмотр с ручного этапа развития ВТ и закончат современным этапом развития ВТ. Такое знакомство позволяет увидеть разницу между первым компьютером (его габаритами, производительностью) и новейшими компьютерными технологиями. На уроке закрепления учебного материла использование компьютера позволяет применять индивидуальное программирование или групповую дифференциацию. Класс делится на три группы в зависимости от уровня образовательной подготовки для работы по своему варианту. «Выберите верный вариант ответа из предложенных», «Исправьте ошибку в данном выражении» (для 1-й группы), «Назовите правило, по которому выполнялось действие», «Закончите упражнение» (для 2-й группы), «Поясните причину ошибки», «Дайте определение основным понятиям, использующимся в данной задаче» (для 3-й группы). На уроке систематизации и обобщения учебного материала использование компьютера продиктовано целевым компонентом: повторение учебного материала на разных уровнях его восприятия (репродуктивный, алгоритмический, творческий). Среди используемых средств эффективны соответственно репродуктивное электронное тестирование, тренажеры, проблемные ситуации или творческая работа. 3. Алгоритм проектирования компьютерного урока Алгоритм проектирования компьютерного урока любого типа состоит из следующих этапов: 1) Составление календарно-тематического планирования темы, в которой использование ИКТ оптимально распределено по урокам. 2) Составление временной структуры конкретного урока, в котором отобранные программные средства выстроены в соответствии с типом урока и его целями. При этом крайне важно соблюдать санитарные нормы использования ИКТ средств: время непрерывной работы для учащихся начальной школы составляет 10-15 минут, для учащихся 5-9 классов – 20-25 минут, для учащихся старших классов – до 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно составляет 50, 120 и 200 минут. 3) Составление сценария урока в форме презентации, в которой интегрированы содержательные и технологические характеристики материала. Итак, требованием времени стало радикальное изменение двух важнейших составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления образовательной информации. Мультимедийные возможности современных программных систем в отображении информации значительно отличаются от привычных последовательных. Главное основополагающее преимущество мультимедиа – возможность одновременного использования цифрового видео, анимации, звука, графики и текста, то есть на занятиях одновременно включаются в работу обе сигнальные системы учащихся, что способствует лучшему усвоению материала. Мультимедийные презентации можно использовать на различных этапах урока: • Организационный – демонстрация темы и целей урока. • Проверка домашнего задания – демонстрация правильного выполнения задания. • Актуализация – краткое обобщение по пройденному материалу. • Применение знаний – высвечиваются вопросы и задания, требующие мыслительной деятельности учащихся. • Контроль и учет знаний – тесты, заполнение ассоциограммы по пройденной теме. Овладев программой составления презентаций, учитель сам становится режиссером своего урока. Эта программа позволяет создать анимационный аппарат урока, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить учебный материал. Ценность созданных презентаций состоит в том, что материал в них дается компактно, в нужной последовательности, в нем нет ничего лишнего, все «работает» на достижение целей и задач конкретного урока. 4. Формы контроля с использованием ИКТ технологий Самостоятельная работа учащихся с ЦОР заключается в том, что ребята 50% учебного времени отводят на электронные информационные ресурсы и консультации. Необходимым условием для применения этого варианта является: оборудование компьютерного класса локальной сетью, наличие помощью специальных обучающих систем. В дистанционном варианте необходим доступ в Интернет. Здесь учитель выполняет роль консультанта, помощника. Готовая учебная программа наряду с научно-познавательным текстом, всевозможными графиками, рисунками, таблицами включает задания для практических работ, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, компьютер позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися. Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности. Тесты могут проводится в режиме он-лайн (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме оф-лайн (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕНТ. Одним из концептуальных принципов применения ИКТ на уроках является использование здоровьесберегающих технологий на уроке. В качестве валеологической паузы можно предложить гимнастику для глаз, игровое упражнение с движениями. 5. Диагностика и анализ ИКТ-компетентности учащихся В современном образовании существует тенденция информатизации всех аспектов работы школы, деятельности учителя и учащихся. Учащимся было предложено ответить на вопросы с целью определить, как проходит информатизация в нашей школе и определить свой уровень ИКТ-компетентности (приложение 1). Анализ диагностики учащихся по выявлению уровня ИКТ-компетентности. Количество: 117 Круг опрошенных: учащиеся 8-9 классов Цель: выявить • Личную заинтересованность и мотивацию использования ИКТ-технологий в школьной жизни • Компоненты ИКТ-компетентности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, их проявление на уровне умений • Направления деятельности учащихся в использовании Интернет-ресурсов Общая картина складывается в пользу использования ИКТ-технологий на уроках, необходимости их внедрения в учебный процесс, проведение урочной и внеурочной деятельности. Мнение учащихся сводится к тому, что использование ИКТ-технологий может повысить мотивацию к изучению некоторых предметов в школе (русский язык, алгебра, геометрия). Большинство ребят активно и результативно применяют данные технологии при подготовке к урокам (биология, география, русский язык, английский язык), имея соответствующую возможность дома, в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в данном образовательном учреждении достаточно высоки (рис.1). Рис.1 Необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в школе ИКТ-компетентность на уровне грамотности проявляется в умении учащихся набирать текст, украшать их иллюстрациями через вставку картинок, осуществлять поиск информации в Интернет, создавать таблицы, использовать электронную почту. Хуже обстоит дело с умением работы с электронными учебниками (рис.2). Рис. 2 Я умею Использование Интернет-ресурсов сводится, в основном, к поиску дополнительного материала при подготовке к урокам, для общения и с целью получения игровых программ. Лишь небольшое количество ребят расширяют свое поле знаний при подготовке исследовательских работ, и при этом обращаются к опыту своих сверстников, людей науки через сервисы Интернет (рис.3). Рис.3 Использование ресурсов Интернет Заключение Отмечая положительные стороны использования ИКТ, я хотела бы подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим обаянием и высоким профессионализмом может создать на уроке психологически комфортную обстановку на уроке. Ничто не может заменить живое общение на уроке. Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, и применение ИКТ следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Список используемой литературы 1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика. – 1997. –103 с. 2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с. 3. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm 4. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm 5.Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37 6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования/ Б.С. Гершунский – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с. 7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с. 8. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm 9. Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Сетевой журнал "Интернет и образование", Июль, Том 2009, № 10/ И.В.Мазилкина – Интернет-ресурс http://www.openclass.ru/io/10/mazilkina 10. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи./ С. Пейперт – М.: Педагогика, – 1989. – 234 с. 11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с. 12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко – М.: Народное образование, – 1998. – 256 с. 13. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников./ Т.И.Шамова – М.: Педагогика, – 1996. – 208 с. 14. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурсhttp://journal.kuzspa.ru/ | |
Просмотров: 1242 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|