Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Степанова Тамара Сергеевна
заместитель директора по методической работе
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя
школа- гимназия №1 им. Н. Островского»
Казахстан, ВКО, г. Шемонаиха

Казахстанская начальная школа предопределяет будущее страны. Именно мы, учителя начальных классов, с первых ступеней обучения ребёнка должны заниматься формированием качеств гражданина Казахстана, которые позволили бы ему комфортно жить и трудиться свободно в демократическом обществе.
Интерес к учению есть там, утверждал В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться успеха? Как вызвать интерес у нынешних учеников к учебе, побудить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении. Качественное образование младших школьников возможно в условиях реализации компетентно – ориентированного подхода.
Изменение уровня сознания педагога – одна из наиболее важных задач переходного периода. Вовлечение педагогов в активную экспериментальную деятельность – один из путей формирование творческого, увлеченного педагога. Более 7 лет в школе работает опытно-экспериментальная группа по теме: «Развитие компетентности учащихся через технологизацию учебного процесса», составляет 23 учителя, психологическая служба. Экспериментальная деятельность педагогов находится на этапе признания: оформления результатов исследовательской деятельности их публикации и их рецензирование. Внедрение в практику результатов исследования и разработка системы мер поощрения творчески работающих учителей. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика педагога. Учителями школы разработано 19 учебно-методических пособий в форме рабочих тетрадей: прорецензированных на республиканском уровне – 11, на областном – 5, на районном – 3.
Учитель начальных классов Орлова Л.С. является тренером по технологии трехмерной методической системы обучения (сертификат ВКО ИПК ПРО). Она приняла участие в областном конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ» с использованием ПТ ТМСО, где заняла призовое место. А также участвовала в Первом республиканском слете педагогов – новаторов «Инновационный потенциал образования», где представляла данную технологию.
В 2014 году Басова Ю.Н. в составе группы учителей приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Реализация компетентностно - ориентированного подхода через технологизацию учебного процесса». Данный доклад был внесен в материалы Региональной научно-практической конференции «Компетентностно-ориентированные технологии в системе дошкольного и начального образования».
Компетентностное обучение на уроках ориентировано на развитие личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений, это готовность действовать в ситуации неопределённости, умение решать практические и теоретические задачи.
В своей практической деятельности мы уделяем большое внимание формированию ключевых компетенций: самоменеджмента, учебно-познавательной, коммуникативной и информационной.
К компетентности самоменеджмента относятся общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Оцениваются такие параметры как:
- умение ставить учебную задачу;
- навык планирования собственной деятельности;
- рациональная организация рабочего места;
- навык самоконтроля и самооценки;
- рефлексия.
В практике эти данные являются исходными для организации самостоятельной работы учащихся.
Коммуникативная компетентность определяет формы и виды участия в коллективной, учебной и других видах деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.
Для учителя это важный параметр при организации дискуссий, коллективной работы на единую цель:
- монологическая речь (устная и письменная);
- способность вести конструктивный диалог;
- способность работать в команде.
Возможность самостоятельного поиска и осмысления, переработки, переноса информации – это информационная компетентность. Для её целенаправленного развития формируют:
- навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне)
- навык «сворачивания» и «разворачивания» информации.
- навык использования технических средств.
Учебно-познавательная компетентность – это уровень развития мыслительных навыков таких как: анализ, синтез, сравнение, логика, умение делать выводы.
Применение ПТ ТМСО Ж. Караева обеспечивает следующие направления
учебной работы:
- реализация дифференцированного подхода к самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения школьным предметам через дифференциацию содержания учебных тем, а не разделения учащихся на дифференцированные группы по последним данным показателей их успеваемости;
- создание комфортных условий на уроке для творческой деятельности как учащихся так и учителя через обеспечение каждого из учащихся необходимым раздаточным материалом с разноуровневыми заданиями;
- определение необходимых приемов и методов, соответствующих каждой из учебных тем, обеспечивающих оптимальный путь и наивысший коэффициент её усвоения учащимися с последующим использованием в учебном процессе;
- регулярное прослеживание за траекторией развития каждого из учащихся по каждому предмету через организацию ведения мониторинга их развития самими же учащимися с дальнейшей корректировкой их ошибочных самостоятельных действий.
Нами разработаны учебно-методические пособия по математике с 1 по 4классы в форме рабочих тетрадей.
Таблица 1 – Учебно-методические пособия по ПТ ТМСО Ж. Караева

Название Класс Автор Рецензент
Математика 1 Ващук Н. Н. Опубликовано в печати Республиканским ИПК ПРО
Математика 2 Орлова Л. С.
Математика 3 Басова Ю. Н.
Соколова Н. В. РОО Шемонаихинского района
Математика

4 Акентьева О.В.
Басова Ю. Н.
Ващук Н. Н. РМО учителей начальных классов Шемонаихинского района
Русский язык 1 Басова Ю.Н. ИПК ПРО
Русский язык 2 Орлова Л.С. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер
Русский язык 3 Шацких И.В. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер
Задания в тетрадях распределены на 4 уровня (Приложение 1)
Во время выполнения самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями между учащимися создаётся дух соревнования, так как на каждый следующий уровень усвоения учащиеся могут переходить только после правильного выполнения заданий предыдущего уровня. Результат выполнения каждого уровневого задания оценивается в баллах, по мере перехода на более высокие уровни ученик набирает всё большее количество баллов.
Самое главное при рейтинговой системе оценивания методы и приёмы активизации познавательной деятельности не конфликтуют с подходами оценивания, как это было раньше, они действуют в эффективном тандеме. Более того применение ПТ ТМСО позволяет строить индивидуальный мониторинг обучения. (Приложение 2)
Индивидуальный мониторинг развития заполняется учеником самостоятельно, ребёнок сравнивает себя с самим собой, что и является формированием таких параметров компетенции самоменеджмента как: самоконтроль, самооценка, рефлексия.
На начальном этапе работы над проблемной темой, учителя отметили преимущества использования педтехнологии: повышается мотивация к обучению, между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские отношения, снижается психологическое напряжение на уроках.
Наблюдается положительная динамика качества знаний: математика с 78-85%, русский язык с 56% до 67%, познание мира 90-95%.
По результатам ПГК по математике все учащиеся набрали пороговый уровень, средний балл по школе 17,6%, что выше районного на 0,4.
Таблица 2. Результаты по математике (18.03.2014г)
Класс Кол-во
уч-ся Приняли
участие Средний
балл Не набрали
пороговый уровень Учитель
4 «Б» 9 16 18.6 - Ващук Н.Н.
4 «В» 1 19 17.8 - Басова Ю.Н.
4 «Е» 2 22 18 - Акентьева О.В.

Ежегодно наши дети принимают участие в Областных интеллектуально-творческих играх по развивающему обучению, где занимают призовые места.
Таблица 3. Результаты Областных интеллектуально-творческих игр школ деятельностного типа образования по системе развивающего обучения.
Год Предмет Место Тур Ф. И ученика Ф. И учителя
2010 математика 3 инд, Фёдоров Н. Басова Ю. Н.
2011 математика 2 парн. Капустин В. Басова Ю. Н.
2011 естествознание 2 инд. Капустин В. Басова Ю. Н.
2011 русский язык 1 парн Ветлугин А. Орлова Л.С.
2011 литература 3 Инд. Позднякова В. Орлова Л.С.
2011 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С.
2011 литература 3 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2011 литература 3 парн Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 Русский язык 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 1 парн Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С.

Сформированные учебно-познавательные компетенции помогают добиваться высоких результатов и в различных творческих интеллектуальных играх по линии «Дарын»: «Малахит» - 4 «Русский медвежонок» -8, «Ақ бота» - 13 призовых мест.
Происходит развитие не только умственных и интеллектуальных способностей учащихся, но и формирование ключевых компетенций (Приложение 4).
Современные педагогические технологии ПТМСО, используемые в процессе обучения, развивают умственные и интеллектуальные способности учащихся, а также ключевые компетенции, что даёт возможность формированию субъектного опыта всех учащихся образовательного процесса.
Для того, чтобы наши уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика мы находимся в постоянном поиске, эффективно используем на уроках технологию трехмерной методической системы обучения, разнообразные формы урока и средства обучения.

Библиографические ссылки

1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – Москва: Аркти, 2007. -23 с. 63с.
2. Караев Ж. А. Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического процесса. – Алматы: «Жазушы», 2005. - 125с.
3. Кукшин В.С. Современные педагогические технологии начальная школа – Ростов на Дону «Феникс», 2004. – 267с.
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва: Творческий центр Сфера, 2005.- 94с.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: тамара0829 (2015-01-17) | Автор: Степанова Тамара Сергеевна E
Просмотров: 867 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru