Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Степанова Тамара Сергеевна заместитель директора по методической работе Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа- гимназия №1 им. Н. Островского» Казахстан, ВКО, г. Шемонаиха Казахстанская начальная школа предопределяет будущее страны. Именно мы, учителя начальных классов, с первых ступеней обучения ребёнка должны заниматься формированием качеств гражданина Казахстана, которые позволили бы ему комфортно жить и трудиться свободно в демократическом обществе. Интерес к учению есть там, утверждал В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться успеха? Как вызвать интерес у нынешних учеников к учебе, побудить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении. Качественное образование младших школьников возможно в условиях реализации компетентно – ориентированного подхода. Изменение уровня сознания педагога – одна из наиболее важных задач переходного периода. Вовлечение педагогов в активную экспериментальную деятельность – один из путей формирование творческого, увлеченного педагога. Более 7 лет в школе работает опытно-экспериментальная группа по теме: «Развитие компетентности учащихся через технологизацию учебного процесса», составляет 23 учителя, психологическая служба. Экспериментальная деятельность педагогов находится на этапе признания: оформления результатов исследовательской деятельности их публикации и их рецензирование. Внедрение в практику результатов исследования и разработка системы мер поощрения творчески работающих учителей. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика педагога. Учителями школы разработано 19 учебно-методических пособий в форме рабочих тетрадей: прорецензированных на республиканском уровне – 11, на областном – 5, на районном – 3. Учитель начальных классов Орлова Л.С. является тренером по технологии трехмерной методической системы обучения (сертификат ВКО ИПК ПРО). Она приняла участие в областном конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ» с использованием ПТ ТМСО, где заняла призовое место. А также участвовала в Первом республиканском слете педагогов – новаторов «Инновационный потенциал образования», где представляла данную технологию. В 2014 году Басова Ю.Н. в составе группы учителей приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Реализация компетентностно - ориентированного подхода через технологизацию учебного процесса». Данный доклад был внесен в материалы Региональной научно-практической конференции «Компетентностно-ориентированные технологии в системе дошкольного и начального образования». Компетентностное обучение на уроках ориентировано на развитие личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений, это готовность действовать в ситуации неопределённости, умение решать практические и теоретические задачи. В своей практической деятельности мы уделяем большое внимание формированию ключевых компетенций: самоменеджмента, учебно-познавательной, коммуникативной и информационной. К компетентности самоменеджмента относятся общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Оцениваются такие параметры как: - умение ставить учебную задачу; - навык планирования собственной деятельности; - рациональная организация рабочего места; - навык самоконтроля и самооценки; - рефлексия. В практике эти данные являются исходными для организации самостоятельной работы учащихся. Коммуникативная компетентность определяет формы и виды участия в коллективной, учебной и других видах деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения. Для учителя это важный параметр при организации дискуссий, коллективной работы на единую цель: - монологическая речь (устная и письменная); - способность вести конструктивный диалог; - способность работать в команде. Возможность самостоятельного поиска и осмысления, переработки, переноса информации – это информационная компетентность. Для её целенаправленного развития формируют: - навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне) - навык «сворачивания» и «разворачивания» информации. - навык использования технических средств. Учебно-познавательная компетентность – это уровень развития мыслительных навыков таких как: анализ, синтез, сравнение, логика, умение делать выводы. Применение ПТ ТМСО Ж. Караева обеспечивает следующие направления учебной работы: - реализация дифференцированного подхода к самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения школьным предметам через дифференциацию содержания учебных тем, а не разделения учащихся на дифференцированные группы по последним данным показателей их успеваемости; - создание комфортных условий на уроке для творческой деятельности как учащихся так и учителя через обеспечение каждого из учащихся необходимым раздаточным материалом с разноуровневыми заданиями; - определение необходимых приемов и методов, соответствующих каждой из учебных тем, обеспечивающих оптимальный путь и наивысший коэффициент её усвоения учащимися с последующим использованием в учебном процессе; - регулярное прослеживание за траекторией развития каждого из учащихся по каждому предмету через организацию ведения мониторинга их развития самими же учащимися с дальнейшей корректировкой их ошибочных самостоятельных действий. Нами разработаны учебно-методические пособия по математике с 1 по 4классы в форме рабочих тетрадей. Таблица 1 – Учебно-методические пособия по ПТ ТМСО Ж. Караева Название Класс Автор Рецензент Математика 1 Ващук Н. Н. Опубликовано в печати Республиканским ИПК ПРО Математика 2 Орлова Л. С. Математика 3 Басова Ю. Н. Соколова Н. В. РОО Шемонаихинского района Математика 4 Акентьева О.В. Басова Ю. Н. Ващук Н. Н. РМО учителей начальных классов Шемонаихинского района Русский язык 1 Басова Ю.Н. ИПК ПРО Русский язык 2 Орлова Л.С. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер Русский язык 3 Шацких И.В. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер Задания в тетрадях распределены на 4 уровня (Приложение 1) Во время выполнения самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями между учащимися создаётся дух соревнования, так как на каждый следующий уровень усвоения учащиеся могут переходить только после правильного выполнения заданий предыдущего уровня. Результат выполнения каждого уровневого задания оценивается в баллах, по мере перехода на более высокие уровни ученик набирает всё большее количество баллов. Самое главное при рейтинговой системе оценивания методы и приёмы активизации познавательной деятельности не конфликтуют с подходами оценивания, как это было раньше, они действуют в эффективном тандеме. Более того применение ПТ ТМСО позволяет строить индивидуальный мониторинг обучения. (Приложение 2) Индивидуальный мониторинг развития заполняется учеником самостоятельно, ребёнок сравнивает себя с самим собой, что и является формированием таких параметров компетенции самоменеджмента как: самоконтроль, самооценка, рефлексия. На начальном этапе работы над проблемной темой, учителя отметили преимущества использования педтехнологии: повышается мотивация к обучению, между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские отношения, снижается психологическое напряжение на уроках. Наблюдается положительная динамика качества знаний: математика с 78-85%, русский язык с 56% до 67%, познание мира 90-95%. По результатам ПГК по математике все учащиеся набрали пороговый уровень, средний балл по школе 17,6%, что выше районного на 0,4. Таблица 2. Результаты по математике (18.03.2014г) Класс Кол-во уч-ся Приняли участие Средний балл Не набрали пороговый уровень Учитель 4 «Б» 9 16 18.6 - Ващук Н.Н. 4 «В» 1 19 17.8 - Басова Ю.Н. 4 «Е» 2 22 18 - Акентьева О.В. Ежегодно наши дети принимают участие в Областных интеллектуально-творческих играх по развивающему обучению, где занимают призовые места. Таблица 3. Результаты Областных интеллектуально-творческих игр школ деятельностного типа образования по системе развивающего обучения. Год Предмет Место Тур Ф. И ученика Ф. И учителя 2010 математика 3 инд, Фёдоров Н. Басова Ю. Н. 2011 математика 2 парн. Капустин В. Басова Ю. Н. 2011 естествознание 2 инд. Капустин В. Басова Ю. Н. 2011 русский язык 1 парн Ветлугин А. Орлова Л.С. 2011 литература 3 Инд. Позднякова В. Орлова Л.С. 2011 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С. 2011 литература 3 инд Ветлугин А Орлова Л.С. 2011 литература 3 парн Ветлугин А Орлова Л.С. 2012 Русский язык 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С. 2012 литература 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С. 2012 литература 1 парн Ветлугин А Орлова Л.С. 2012 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С. Сформированные учебно-познавательные компетенции помогают добиваться высоких результатов и в различных творческих интеллектуальных играх по линии «Дарын»: «Малахит» - 4 «Русский медвежонок» -8, «Ақ бота» - 13 призовых мест. Происходит развитие не только умственных и интеллектуальных способностей учащихся, но и формирование ключевых компетенций (Приложение 4). Современные педагогические технологии ПТМСО, используемые в процессе обучения, развивают умственные и интеллектуальные способности учащихся, а также ключевые компетенции, что даёт возможность формированию субъектного опыта всех учащихся образовательного процесса. Для того, чтобы наши уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика мы находимся в постоянном поиске, эффективно используем на уроках технологию трехмерной методической системы обучения, разнообразные формы урока и средства обучения. Библиографические ссылки 1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – Москва: Аркти, 2007. -23 с. 63с. 2. Караев Ж. А. Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического процесса. – Алматы: «Жазушы», 2005. - 125с. 3. Кукшин В.С. Современные педагогические технологии начальная школа – Ростов на Дону «Феникс», 2004. – 267с. 4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва: Творческий центр Сфера, 2005.- 94с. | |
Просмотров: 867 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|