Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Козлова Э.М. СШ им. В.И.Пацаева Каргалинский район В наше время перед сферой образования стоит задача совершенствования взаимодействия общеобразовательной и профессиональной школы в управлении непрерывным образовательным процессом, поскольку повышение качества подготовки специалистов в значительной степени зависит от согласованности наших усилий. Казахстанская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований, и одним из основных элементов качественных изменений является введение ЕНТ как формы внешнего государственного контроля. Взаимная заинтересованность школьного и вузовского образования направлена со стороны школы на качественную подготовку ученика к единому национальному тестированию, чем и обеспечивается качество набора студентов, тем более, что результаты ЕНТ служат критерием принятия в ВУЗы и ССУЗы республики. Одно из главных предназначений ЕНТ – получение объективной картины уровня образованности выпускника, оценки освоения государственного стандарта. В 11 классе перед выпускниками серьёзно встаёт проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов. Все это связано с уровнем подготовки к сдаче ЕНТ. Зададимся вопросом, что может сделать школа, учитель-предметник в качественной подготовке выпускника к единому национальному тестированию? И нужна ли специальная подготовка учащихся к ЕНТ? Практика моей работы дает однозначный ответ: нужна. Биология хоть и не основной предмет при сдаче государственных экзаменов, но все же многим учащимся нужен, так как при поступлении на некоторые специальности требуется именно биология, как профилирующий предмет. Это может быть медицина, биология, как наука, а также специальность учителя биологии в школе. Итак, как сдать ЕНТ по биологии, чтобы получить хорошие баллы за экзамен? Прежде всего необходимо поставить себе конкретные задачи и спланировать свою деятельность. Использование новых информационных технологий в курсе биологии позволяет поднять уровень обученности и мотивации учащихся. Количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности и учебным программам. Среди множества проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, особо важная, как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, которые можно применить в разных ситуациях.[1] «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно научным исследованиям человеческий мозг удерживает 10% того, что человек читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что слышит и видит, 70% того, что говорит сам, 90% того, что делает сам! Таким образом, только самостоятельный труд учащихся может обеспечить наибольшую эффективность обучения. В связи с этим, после повторения основных разделов курса биологии и освоения приемов тестирования в занятия по подготовке к ЕНТ необходимо включить систематическое тестирование по биологии с ограничением по времени выполнения, на котором каждому ученику предлагается персональный вариант. После этого рекомендуется проводить индивидуальную работу над ошибками, во время которой каждый ученик повторно решает задания, с которыми не справился во время тестирования, анализирует причины совершения своих ошибок, порой очень глупых, учится сосредоточиваться и учитывать все нюансы в решении тех или иных заданий. Учитель, в свою очередь, контролирует правильность и рациональность решений тестовых заданий, возможность проверки реальности полученного ответа. Кроме того, учитель фиксирует для себя моменты, на которые нужно обратить внимание всех учащихся, чтобы предотвратить большое количество типичных ошибок. XI век — это время перехода от постиндустриального к информационному обществу, основными ресурсами которого становятся информация, знания, компетентность. Роль школы заключается в том, чтобы подготовить выпускника к полноценной жизни и труду в современном обществе. Это подчеркивал Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Первоочередной задачей в ходе модернизации системы образования Президент назвал внедрение в процессы обучения современных методик и технологий. Глава государства призвал народ Казахстана активнее осваивать информационные технологии, особо отметив, что «образование должно давать не только знание, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации» [2]. Использование компьютера позволяет индивидуализировать учебный процесс, обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в микро- и макромире на основе использования средств компьютерной графики и моделирования, представлять в удобном для изучения масштабе реальные биологические процессы, протекающие большой или малой скоростью.[1] Грамотное использование компьютерных презентаций повышает эффективность уроков и познавательную потребность учащихся, так как представляет учебную информацию «как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. С помощью презентации информация закладывается не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся» [1, с. 9]. С появлением современного оборудования стала доступна как коллективная, так и индивиду¬альная работа учащихся с презентацией, отображенной на индивидуальных компьютерах. Такой вид работы хорош тем, что учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора скорости прокрутки слайдов, возвращения на любом этапе урока к той информации, которая вызывает затруднения и требует детальной проработки. В случае если презентация содержит практический блок (вопросы, тесты), то каждый учащийся может самостоятельно выполнить задания, проверить свои результаты и подкорректировать ошибки, то есть сделать то, на что у преподавателя обычно не хватает времени в рамках обычного урока. В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по био-логии, которые можно использовать на уроках, при выполнении до¬машних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕНТ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕНТ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осу¬ществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕНТ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕНТ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов При подготовке к ЕНТ используется огромный арсенал Интернет-ресурсов Для более полного усвоения той или темы полезно использовать тематические тесты. Существует множество электронных тренажеров, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Преимущество их перед печатными тестами состоит в том, что они позволяют учащемуся самостоятельно задавать темп работы и ответов на вопросы, видеть сразу результаты и допущенные ошибки, что способствует развитию навыков самоконтроля за усвоением учебного материала. Владение ИКТ на должном уровне позволяет не только учителю, но и ученику самостоятельно создавать тесты. Создание тестов учащимися является творческим этапом в работе над определенной темой или группой тем, поскольку даёт возможность применить усвоенные знания в новой ситуации, развивает методологическую грамотность и вырабатывает необходимые компетенции. При систематизации и обобщении теоретического материала хорошо использовать метод создания информационно-методического проекта. Такой вид деятельности можно предложить более сильным ученикам. На данный момент это максимальная возможность для их самореализации. При работе над проектом учащиеся самостоятельно формулируют тему, ставят цель, собирают и анализируют материал, разрабатывают структуру проекта. Ценность такой работы заключается в том, что, готовясь к созданию проекта, учащиеся очень глубоко исследуют теорию, останавливаются на трудных вопросах. Поскольку проект включает в себя, помимо теории, еще и практические упражнения, учащиеся имеют возможность на практике отработать данный материал, что является наиболее эффективным методом подготовки к ЕНТ. Безусловно, учительский контроль осуществляется на всех этапах подготовки проекта, но он носит характер консультаций. Источник: http://Список литературы: 1. Гейн А.Г. Методика преподавания современного курса информатики // Информатика. 2003. — | |
Просмотров: 704 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|