Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью. XXI век .Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования и обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети : с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. Цели при обучении русскому языку и литературе : Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы , создать благоприятные условия для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях к урокам русского языка и литературы использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Демонстрирую различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций . Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕНТ. В качестве домашнего задания предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию . На уроки литературы я демонстрирую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Познакомить с содержанием программных произведений позволяют диски с записями фильмов по их мотивам, отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. На уроке проводится их обсуждение. Создала домашнюю видеотеку, её материалы использую на уроках литературы ,ученики знакомятся с театральными постановками великих драматургов «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова. .«Штурмуем» тесты ЕНТ! Компьютер – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать,облегчит подготовку докладов и рефератов, можно быстро найти биографический и фотоматериал , предложить сайты, рекомендованные для выполнения данного задания, ссылки на тематические ресурсы . Виды работ, которые выполняют мои ученики с использованием средств сети Интернет: Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. Создание мультимедийной презентации. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Создание докладов и рефератов по теме, сопровождаемые иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Используем и готовые презентации к урокам в Интернете.Это такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru. Использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева , активно пользуемся электронной библиотекой , так как в школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Один из важных приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике работы использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕНТ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений «Русская литература XVIII-XX век» .Интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык для организаций образования Республики Казахстан, 2-11 классы.»Национальный центр информатизации г.Алматы. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.» Уроки русского языка и литературы 9, 10,11 классы. Мультимедийная обучающая программа по школьному предмету «Русский язык» для 10 и 11 класса. УО «Центр педагогических технологий информатизации образования» и «Русский язык. Имеется наглядный и дидактический материал по предмету: электронный диск «Творческие работы учащихся» (рефераты, презентации и проекты), «Творчество писателей XIX и XX веков», «Русские писатели Казахстана», выставка работ «Литературный вернисаж», электронные учебники: интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык, 2-11 классы» с тестами и таблицами по всем темам и разделам программы русского языка, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к ЕНТ; «Русская литература 7-11 классы». Национальный центр информатизации г.Алматы; Электронный диск «100000 сочинений» 5-11 классы по разделам: орфография, пунктуация, правила грамматики, рефераты и доклады по литературе, классические произведения, поэзия, секреты написания сочинения, экзаменационные задания. Электронный учебник фактически играет роль «электронного учителя», позволяет осуществлять контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика :опознавание орфографических и пунктуационных правил,умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач. Программа комментирует правильность ответа сообщениями. Опыт моей работы обучения при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что объясняю следующим: ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний; применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; у ученика развивается коммуникативная культура; формируется культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь , поощряя самообразование и саморазвитие ученика. Использование электронных учебных пособий – это для меня: оперативный контроль знаний учащихся; высокий уровень мотивации учения и закрепления интереса к предмету; интеграция смежных дисциплин и различных форм и видов деятельности; самостоятельная поисковая и творческая работа учащихся; интерактивный демонстрационный материал (тренажёры, опорные схемы); индивидуализация обучения ; развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся. Активно использую электронные учебники профессора Г.Нургалиевой на практике,которые позволяют проводить: дистанционные уроки (хронотопы); интерактивные задания; творческие работы в форме эссе; разноуровневые тесты с представлением графических результатов; литературоведческие понятия (глоссарий); художественные произведения, программы. Мультимедиа учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – это комплексная программа обучения, применение которой позволяет проводить: мультимедийные уроки; медиаиллюстрации ; интерактивные тренажеры ; энциклопедические статьи ; справочник терминов и понятий; тесты и проверочные задания к урокам ; видеофрагменты; хрестоматийные тексты; Интернет-ресурсы. Результат: основополагающие знания программы; отработка ЗУН с помощью интерактивных тренажеров; обучение самостоятельной работе с учебным материалом; стимулирование к углубленному изучению предмета; подготовка к экзаменам и ЕНТ. Презентация как средство реализации проектной деятельности учащихся. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Использование интерактивной доски позволяет: организовывать постоянную работу учащегося в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе; значительно сэкономить время; стимулировать развитие мыслительной и творческой активности; способствовать повышению интереса к изучаемому предмету; Применение цвета, графики, звука, видео, обеспечивает эффективность усвоения материала на уроках. Общеизвестно, что наглядность материала, которое обеспечивают ИКТ, повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия, и как следствие, ведет к повышению качества обучения. Следовательно, эффективный урок – это : использование электронных учебных пособий ; (источник дополнительной информации по предмету); работа на интерактивной доске (организация работы в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе); подготовка дидактических материалов- презентаций по различным темам. Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением. Все это свидетельствует о повышении интереса к изучению русского языка и литературы. Учащиеся владеют навыками работы с интерактивной доской и компьютерными средствами, составляют презентации и проекты. Прилагается перечень количества творческих работ учащихся. Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует росту качества знаний, усиливает интерес учащихся к предмету, и способствует активизации познавательной деятельности в целом. В заключении хочу отметить, что использование ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование Девизом каждого учителя пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» | |
Просмотров: 1188 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|