Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Мультимедийные технологии и их использование на уроках истории К.Кикбаев учитель истории КГУ СОШ № 9 г.Семей Стратегической задачей школьного обучения всегда было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор фактов. Информационное общество (облегчение доступа к информации), вопреки консерватизму человеческого восприятия, несомненно, внесет изменения в процесс образования. Все обстоятельства, сложившиеся на данный момент, говорят нам о необходимости качественных изменений в современном образовании. На современном этапе инновационные технологии используются в системе образования таких стран, как США, Франция, Германия, Англия, Япония и многих других. В нашей стране компьютерные технологии в образовании используются намного реже и их использование затруднено зачастую даже не столько нехваткой необходимой материально-технической базы, сколько отсутствием необходимого опыта работы в этой сфере, методических разработок и подходов к их применению. Использование информационных технологий в образовании обусловлено серьезными объективными причинами. Они способны в несколько раз повысить эффективность обучения. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. По данным исследований из Современного гуманитарного университета компьютерное обучение позволяет усваивать за единицу времени в 13 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций. Хотя повышение скорости усвоения учебного материала одна из самых сильных сторон мультимедийного обучения, но далеко не единственная. Мультимедийные технологии являются воплощением инновационного подхода в преподавании истории. В современной школе, где зачастую есть все необходимые для применения данных технологий технические средства, мы видим игнорирование со стороны учителей применения этих технологий. Возможно, это происходит не столько потому, что учитель несведущ в вопросах обращения с техникой, а из-за опасения вероятности возникновения некоторых технических проблем, как-то: неисправность оборудования или неправильное его функционирование и т.п., возникающие зачастую по независящим от учителя причинам. К тому же, на данный момент времени в нашей стране нет никакой системы использования мультимедиа средств в учебном процессе. Поэтому, перед учителем, пытающимся использовать их на своих уроках, каждый раз встает одна и та же проблема - необходимость разрабатывать каждый урок « с нуля». Не секрет, что это требует больших затрат сил и времени, которого у учителя и так не хватает. Отсюда вытекает то, что разработка данной темы вполне востребована современными нуждами обучения. Современное общество требует современных подходов к процессу образования. Сейчас любому ученику, искушенному компьютеризацией, будут скучны и неинтересны старые принципы и подходы к обучению, и тут на помощь учителю приходят мультимедийные технологии. Мультимедийные технологии возможно применять на уроках всех типов (урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации, урок контроля). Мультимедийные технологии позволяют разнообразить виды уроков: с помощью компьютера создаются уроки-лекции и уроки-экскурсии, тестовые работы, формируются задания для самостоятельной деятельности. Компьютеризированный вариант представляется более эффективным в активизации самостоятельной работы обучаемых, в сюжетно-ролевых индивидуальных играх, анализе исторических ситуаций, тестовой форме контроля и самообучения, при проведении викторин, конкурсов. Используя мультимедийные технологии, учитель организует индивидуальную и групповую работу учащихся, применяет дифференцированный подход. Однако следует заметить, что проблема эффективного внедрения мультмедийных технологий в процесс образования еще пока не имеет широкого рассмотрения в педагогической литературе. Имеется, конечно, ряд статей, посвященных теме использования мультимедиа в образовании и конкретно на уроках истории, а также применения здесь Интернета. Причем работы носят как общую, так и частную направленность. Несомненно, уже сейчас многие учителя вполне способны успешно использовать подобные средства в преподавании истории. А вопрос подготовки вполне решаем. Ряд авторов значительное внимание уделяют использованию Интернета в преподавании истории. Всем известно, что Интернет предоставляет возможность доступа к огромным информационным ресурсам, использование которых зачастую необходимо. Это – текст, изображение, видео в самом различном исполнении. Кроме того, Интернет предоставляет возможность связи (дистанционное обучение, Интернет-конференции т.п.) Согласно определению, мультимедиа ( англ. Multi – много и media – средство) – это компьютерная технология, которая обеспечивает соединение нескольких видов связанной между собой информации (текст, звук, фото, рисунок, анимация, видео, графику и др.) в единый блок, а также носитель такой информации. Исходя из этого определения, использованием мультимедиа на уроке можно считать просмотр кинофильмов, презентаций, видеороликов ит.д. с использованием необходимых аппаратных средств: телевизора, проектора, видеомагнитофона, DVD, CD, компьютера и многого другого. Разумеется, компьютер среди всего перечисленного является наиболее универсальным средством, поскольку способен суммировать в себе возможности всего этого оборудования, а так же предоставляет возможность использования сети Интернет – самого богатого источника информации из ныне известных. Возможности урока с использованием мультимедиа технологий можно считать безграничными, конечно же, в рамках учебного процесса. Основные продукты мультмедийных технологий, которыми пользуются учителя на уроках гуманитарного цикла, чаще всего, представлены программами трех видов: компьютерный диафильм с использованием элементов анимации, программы для повторительно-обобщающих уроков, классические компьютерные презентации. Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации применяется на комбинированных уроках и уроках изучения нового материала. В данной компьютерной программе на экран выводятся цели урока, просматривается цепь иллюстраций, анимированных карт, выделенных понятий, в завершении фильма ребят возвращают к заданиям, полученным ими в начале урока, что позволяет провести этап закрепления. Таким образом, фильм является полным конспектом для проведения урока, он, с некоторыми остановками, используется в течение всего урока. Программы для повторительно-обобщающих уроков состоят из набора заданий. | |
Просмотров: 742 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|