Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Изменение школьной практики – процесс, требующий самого широкого предварительного анализа состояния школы, выявление наиболее проблемных, требующих неоспоримого вмешательства факторов. Такой анализ должен учитывать множество нюансов: материальную базу школы, возраст коллектива, его профессиональную компетентность, готовность к преобразованиям, социальный состав классов, психологический настрой к процессу обучения, уровень доверия к школе учеников и их родителей. На протяжении десятилетий мы работали по определенным стандартам, отношение к которым сейчас сложно изменить в силу инертности мышления, как общественности, так и участников самого процесса. Теперь, когда всем становится понятна необходимость изменения, оказывается, что изменяться, в первую очередь, нужно тому, кто берет на себя ответственность лидерства. Необходимость этих изменений, необратимость идущего обновления лишь подтверждение основного постулата нового времени: меняется мир – меняемся мы, меняемся мы – меняется наше отношение к себе, меняется наше отношение к продукту своей деятельности. Возвращаясь на практику в свои родные школы, сотни учителей Казахстана по всей стране включаются в процесс преобразований, выявляя приоритеты, актуализируя свои конкретные проблемы, просчитывая вероятные риски. Они работают в самых разных условиях, добиваясь своих маленьких успехов и терпя локальные поражения, и, тем не менее, своим фантастически сложным, упорным, а порой и упрямым, трудом постепенно изменяя пассивность учеников, снисходительное отношение коллег, равнодушие администрации к самой важной работе на земле – работе учителя. Начиная практику, я почему-то не испытывал никаких сомнений в том, что большинство моих коллег обязательно поддержат меня, как не испытывал и иллюзий, по поводу того, что часть коллектива не захочет идти за мной. Такое может происходить в любой организации, и желание поступать вопреки очевидному лишь потому, что источником идей является человек несимпатичный тебе, иногда пересиливает любую логику. Поэтому, приступая к анализу стартового состояния школы, я, прежде всего, стремился установить: - насколько наш педагогический коллектив готов к подобным преобразованиям, - как это может отразиться на микроклимате школы, - не возникнет ли конфликтной ситуации на почве нежелания вводить изменения в свою педагогическую практику? На сбор первичной информации я определил для себя всю первую неделю практики, чтобы иметь возможность охватить все проблемные, на мой взгляд, моменты. Мной были намечены следующие пути: - изучение школьной документации («План развития ГУ «Мичуринская ООШ» до 2016 года», «Рабочий план учебно-воспитательного процесса за 2013 – 2014 учебный год», «Анализ работы школы за 2012 - 2013 учебный год», открытые отчеты психолога школы, «Техпаспорт ГУ «Мичуринская ООШ» и других); - проведение анкетирования учителей, обучающихся 9 класса, родителей школьников, членов администрации для исследования различных уровней их мотивации и возможностей; - интервьюирование, опросы и консультации коллег. В первый же день практики я организовал встречу с администрацией школы, на которой присутствовали директор и завуч по учебной работе. Я рассказал о том, что тема планируемой мной практики «Повышение качества знаний учащихся 9 класса путем внедрения в школьную практику групповой работы», рассказал о тех мероприятиях, которые собираюсь провести, и о людях, которые будут мной задействованы в работе. Я предположил, что полевая деятельность, в основном, будет распространена на педагогов, работающих в девятом классе. Часть коллег: учителя английского языка, казахской литературы, биологии, химии, физики и физической культуры - выразили желание апробировать в своей школьной практике идеи Программы. Директор школы, ведущая в 9 классе алгебру и геометрию, и не так давно закончившая уровневые курсы, также выразила желание присоединиться к моему проекту и пообещала оказывать всестороннюю помощь в его реализации. Мне были предоставлены все запрошенные документы, на основании которых я начал формировать первичные данные о школе. Как уже было отмечено в предыдущем отчете, я работаю в Мичуринской основной общеобразовательной школе. Это небольшая сельская школа, расположенная в поселке Агрогородок Абайского района Карагандинской области. Здание школы – типовое, трехэтажное, общей площадью 1727 квадратных метров. Всего в школе 9 классов-комплектов: четыре класса-комплекта в начальной школе со средней наполняемостью – 16 обучающихся и пять – в основной, средняя наполняемость – 13 обучающихся. Проектная мощность школы – 464 учащихся, но обучаются здесь в настоящее время 125 детей. Этому имеется несколько причин. Первая - это пришедшая в 90-ые годы в упадок инфраструктура села Агрогородок, и, как следствие, увеличение среднего возраста жителей села, отток молодежи, а в итоге - снижение демографического уровня. Вторая причина в удаленности одного из отделений Мичуринского сельского округа (отделение Садовое), в связи с этим местные дети предпочитают учиться в расположенном неподалеку поселке Карагандинском. Однако, в настоящее время ситуация начинает меняться: стабильное увеличение рождаемости, начавшееся в середине десятых годов привело к увеличению количества детей, обучающихся в начальных классах. Так, если в 2006 - 2010 годах в первый класс поступало от 10 до 13 детей, то уже в 2011 – 2012 учебном году в школу пришло 17 первоклассников, в 2012 – 2013 – 23, в 2013 – 2014 – 15 первоклассников. Предварительный прогноз, сделанный на основании количественного состава средней и старшей групп детского сада «Балдырган», расположенного в поселке Агрогородок, показывает, что в ближайшие три года в первый класс будут приходить 18 – 20 детей, проживающих в Мичуринском сельском округе. Также значительного притока обучающихся в будущем учебном году мы ожидаем благодаря организованному подвозу на школьном автобусе детей из отделений Ягодное и Садовое. В школе трудятся 19 педагогов, из них 1 совместитель (учитель математики), логопед, психолог. 14 учителей нашей школы имеют высшее образование (73,7%), 4 – среднее профессиональное педагогическое образование, 1 учитель – среднее образование (Карагандинское культурно-просветительное училище) (26,3%). В настоящее время два человека заканчивают обучение в ВУЗах – учитель начальных классов и учитель английского языка. Данная информация помогла мне сделать первый вывод: - четыре пятых школьного коллектива, благодаря имеющемуся высшему образованию, должны иметь высокий уровень восприимчивости к новому и, следовательно, потенциально готовы к восприятию новых знаний и переходу на качественно новые методы в своей работе. В школе работают 5 учителей высшей категории (26,3%), 5 – первой категории (26,3%), 3 – второй (21,1%), 6 учителей – категории не имеют (из них трое проходят аттестацию в этом году, трое подали заявление на будущий учебный год). Также необходимо принять во внимание, что из учителей без категории два педагога - это молодые учителя, недавно пришедшие в школу, хорошо ориентирующиеся в современных реалиях, с неплохим уровнем адаптации. Второй вывод: - исходя из своей квалификации, две трети учителей используют в своей работе передовые методы и технологии и, следовательно, готовы к восприятию нового. Имеют педагогический стаж работы: 1 – 3 года - 4 человека, 3 – 5 лет – 2 человека, 6 – 10 лет – 1 человека, 11 – 15 лет -1 человека, 16 – 20 лет - 3 человека, свыше 20 лет - 8 человека. Средний возраст нашего коллектива составляет 40,5 года. Третий вывод: - возраст коллектива школы – это средний возраст человека; это период, когда люди активны физически, увлеченно занимаются личностным ростом, строят карьеру, имеют твердые жизненные позиции. В этом возрасте становится интересным все новое и неиспытанное. Следует думать, что и с этой стороны я могу ждать от коллег понимания и желания преобразований в школьной практике. Особый интерес, на мой взгляд, представляет следующая информация: Курсы повышения квалификации на 2013 – 2014 учебный год: - нового формата - 2 учителя (Алима С. – 1-ого уровня, Станислав Б. - 3-его уровня) В данное время обучается на курсах – 3 учителя 1 – ого уровня - Сергей Л. 3 – его уровня: Жанар К., Юрий Б. В 2014 – 2015 учебном году планируют пройти данные курсы 4 педагога. В 2015 – 2016 учебном году планируют пройти данные курсы 3 педагога. Курсы ПК в 2012 – 2013 учебном году прошли – 5 человек. На мой взгляд, эта информация интересна тем, что дает ясное представление об уровне готовности учителей моей школы к преобразованиям. Четвертый вывод: - идеи Lifelong Learning вовсе не чужды моим коллегам: желание поддерживать уровень своих профессиональных компетенций на современном уровне, показывает и на их достаточную степень притязаний, и на высокую мобильность, и на способность спокойно воспринимать новое и на то, что я смогу найти среди них достаточные понимание и поддержку. Чтобы проверить свои выводы, я провел анкетирование учителей, воспользовавшись анкетой, рекомендованной для определения объективных условий функционирования школы (Предкурсовые задания, с. 27 - 31). В анкетировании приняли участие 18 педагогов, включая меня; среди них - директор школы, заместитель директора по УР, психолог, соцпедагог. Данные, полученные мною, скорее подтвердили мои предположения, чем изменили их. Учителя единодушно выразили общую удовлетворенность функционированием школы, высоко оценив свои возможности в отношении профессионального роста (88,9%) и предоставлении лидирующих функций при решении локальных задач (81,5%), а также долю своего участия в исследованиях и рефлексии учебной деятельности, как собственной, так и коллег (72,2%), планировании работы школы и свою осведомленность о принятии ключевых решений и обобщении опыта коллег (74,1%). Обусловлено это, на мой взгляд, во-первых, тем, что в нашей школе уже работает учитель первого уровня, а, во-вторых, давней школьной традицией, все важные вопросы обсуждать коллегиально. Так же ожидаемым для меня стал и невысокий уровень вовлеченности учеников и их родителей в обсуждение принципиальных школьных проблем (50%), не все учителя работают в этом направлении, предпочитая авторитарный стиль управления, не малым показателем стало и отсутствие постоянных налаженных связей с внешними организациями. Пятый вывод: учителя Мичуринской школы не видят необходимости изменения традиционно сложившейся парадигмы взаимоотношений с обучающимися; следовательно, необходима серьезная работа для изменения отношений «учитель-ученик-родители», выход на партнерские отношения в процессе обучения. Вторая анкета должна была выявить восприимчивость педагогов Мичуринской ООШ к новому (Педагогическая диагностика, сборник анкет для учителей, учеников и родителей, с. 32). В анкетировании приняло участие 18 человек, анкетирование было анонимным и включало в себя 6 вопросов. Каждый из вопросов следовало оценить по трехбалльной системе: ответ «всегда» = 3 балла, «иногда» = 2 балла, «никогда» = 1 балл. Шкала расчета результатов анкетирования дана в Приложении 1, Анкета 2 В результате анкетирования общая фактическая сумма баллов, показанная педагогами школы, оказалась равна 243 баллам. Таким образом Н = 243 / 324 = 0,75 Значит, коэффициент восприимчивости педагогического коллектива к новому находится на хорошем допустимом уровне. Высоко оценивались следующие вопросы: 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его? 2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием? 3. Вы открыты новому? Шестой вывод: коллектив Мичуринской школы готов к восприятию передового педагогического опыта, поскольку это входит в фокус интересов каждого члена коллектива. На следующем этапе мной был изучен «Анализ работы школы за 2012 - 2013 учебный год» и четвертные отчеты завуча за 2013 – 2014 учебный год, в первую очередь меня интересовала ситуация с успеваемостью в 9 классе, который должен был стать объектом моего исследования. Так оказалось, что если в прошлом учебном году качество знаний в классе было 40% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов), то в этом году качество знаний снизилось до 33,3% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов), причем в 1 и 2 четверть за счет удовлетворительных оценок у Диаса Б. по химии и биологии, а в 3 четверти у Самире К. по алгебре. Таким образом, в зоне риска оказались сразу двое детей, а качество знаний в 9 классе в случае наименее благоприятных условий, могла упасть еще ниже (до 26,7%). Поэтому третья анкета предусматривала участие не только педагогов, но и обучающихся, а также их родителей. Анкеты были розданы детям на дом и собраны в течение следующих двух дней. В анкетировании приняло участие 18 педагогов, 15 учащихся девятого классов, 15 родителей, анкетирование было анонимным. Вопросы должны были прояснить отношение опрашиваемых к различным сторонам образовательного процесса. Седьмой вывод: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса Мичуринской школы (педагогов, обучающихся, родителей) можно определить как высокий, что говорит о высокой мотивации на дальнейшее развитие. Таким образом, вывод, сделанный мной, приводил к тому, что одной из важнейших проблем школы, в которой я работаю, является пассивное, зачастую формальное отношение педагогов к своей рабочей деятельности, непонимание учителями всей важности системной работы над включением в свою практику новых форм и методов обучения. Только это может дать конечный результат, как в смысле увеличения мотивации к дальнейшим изменениям, так и в повышении качества знаний конкретно учащихся 9 класса, так и в изменении традиционных отношений между учителем и учеником. Следовательно, надо не только обучать коллег новым формам и методам, нужно постоянной поддержкой, собственным примером мотивировать их на дальнейшую самореализацию. Как указывает Джеймс (2005), «обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика, в связи с чем систематическое развитие профессиональной культуры, в котором учителя могут обучаться, чрезвычайно важно» (Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении/ с.172). Сотрудничество между учителями – необходимый фактор улучшения и преобразования школьной практики, сопутствующий ее эффективности. Это фактор, влияющий как на создание и сохранение коллаборативной среды, так и на благоприятный микроклимат в коллективе. Общие цели и ценности в основе лидерской позиции учителя также являются весьма значимым условием для создания эффективных школ («Руководство для учителя 1-го уровня /Преимущества лидерской позиции учителя» стр.167). Если коллектив учителей это не просто группа коллег, а в первую очередь единомышленники, успех не заставит долго ждать. В этом и состоит, на мой взгляд, работа лидера Использованная литература: 1. Источник фразы Николай Семенович Лесков [онлайн на http://www.frazi.net/17567.html] (получено 11 апреля 2014 года) 2. Предкурсовые задания, с. 27 – 31 3. Руководство для учителя 1 уровня /Преимущества лидерской позиции учителя/ с.167). 4. Руководство для учителя 1 уровня /Управление и лидерство в обучении/ с.172). 5. Педагогическая диагностика, сборник анкет для учителей, учеников и родителей, с.32 | |
Просмотров: 1635 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|