Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Состояние школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные до и после этапа «Практика в школе»
Изменение школьной практики – процесс, требующий самого широкого предварительного анализа состояния школы, выявление наиболее проблемных, требующих неоспоримого вмешательства факторов. Такой анализ должен учитывать множество нюансов: материальную базу школы, возраст коллектива, его профессиональную компетентность, готовность к преобразованиям, социальный состав классов, психологический настрой к процессу обучения, уровень доверия к школе учеников и их родителей.

На протяжении десятилетий мы работали по определенным стандартам, отношение к которым сейчас сложно изменить в силу инертности мышления, как общественности, так и участников самого процесса. Теперь, когда всем становится понятна необходимость изменения, оказывается, что изменяться, в первую очередь, нужно тому, кто берет на себя ответственность лидерства. Необходимость этих изменений, необратимость идущего обновления лишь подтверждение основного постулата нового времени: меняется мир – меняемся мы, меняемся мы – меняется наше отношение к себе, меняется наше отношение к продукту своей деятельности.

Возвращаясь на практику в свои родные школы, сотни учителей Казахстана по всей стране включаются в процесс преобразований, выявляя приоритеты, актуализируя свои конкретные проблемы, просчитывая вероятные риски. Они работают в самых разных условиях, добиваясь своих маленьких успехов и терпя локальные поражения, и, тем не менее, своим фантастически сложным, упорным, а порой и упрямым, трудом постепенно изменяя пассивность учеников, снисходительное отношение коллег, равнодушие администрации к самой важной работе на земле – работе учителя.

Начиная практику, я почему-то не испытывал никаких сомнений в том, что большинство моих коллег обязательно поддержат меня, как не испытывал и иллюзий, по поводу того, что часть коллектива не захочет идти за мной. Такое может происходить в любой организации, и желание поступать вопреки очевидному лишь потому, что источником идей является человек несимпатичный тебе, иногда пересиливает любую логику.

Поэтому, приступая к анализу стартового состояния школы, я, прежде всего, стремился установить:
- насколько наш педагогический коллектив готов к подобным преобразованиям,
- как это может отразиться на микроклимате школы,
- не возникнет ли конфликтной ситуации на почве нежелания вводить изменения в свою педагогическую практику?
На сбор первичной информации я определил для себя всю первую неделю практики, чтобы иметь возможность охватить все проблемные, на мой взгляд, моменты. Мной были намечены следующие пути:
- изучение школьной документации («План развития ГУ «Мичуринская ООШ» до 2016 года», «Рабочий план учебно-воспитательного процесса за 2013 – 2014 учебный год», «Анализ работы школы за 2012 - 2013 учебный год», открытые отчеты психолога школы, «Техпаспорт ГУ «Мичуринская ООШ» и других);
- проведение анкетирования учителей, обучающихся 9 класса, родителей школьников, членов администрации для исследования различных уровней их мотивации и возможностей;
- интервьюирование, опросы и консультации коллег.

В первый же день практики я организовал встречу с администрацией школы, на которой присутствовали директор и завуч по учебной работе. Я рассказал о том, что тема планируемой мной практики «Повышение качества знаний учащихся 9 класса путем внедрения в школьную практику групповой работы», рассказал о тех мероприятиях, которые собираюсь провести, и о людях, которые будут мной задействованы в работе. Я предположил, что полевая деятельность, в основном, будет распространена на педагогов, работающих в девятом классе. Часть коллег: учителя английского языка, казахской литературы, биологии, химии, физики и физической культуры - выразили желание апробировать в своей школьной практике идеи Программы. Директор школы, ведущая в 9 классе алгебру и геометрию, и не так давно закончившая уровневые курсы, также выразила желание присоединиться к моему проекту и пообещала оказывать всестороннюю помощь в его реализации.

Мне были предоставлены все запрошенные документы, на основании которых я начал формировать первичные данные о школе.

Как уже было отмечено в предыдущем отчете, я работаю в Мичуринской основной общеобразовательной школе. Это небольшая сельская школа, расположенная в поселке Агрогородок Абайского района Карагандинской области.

Здание школы – типовое, трехэтажное, общей площадью 1727 квадратных метров. Всего в школе 9 классов-комплектов: четыре класса-комплекта в начальной школе со средней наполняемостью – 16 обучающихся и пять – в основной, средняя наполняемость – 13 обучающихся. Проектная мощность школы – 464 учащихся, но обучаются здесь в настоящее время 125 детей. Этому имеется несколько причин. Первая - это пришедшая в 90-ые годы в упадок инфраструктура села Агрогородок, и, как следствие, увеличение среднего возраста жителей села, отток молодежи, а в итоге - снижение демографического уровня. Вторая причина в удаленности одного из отделений Мичуринского сельского округа (отделение Садовое), в связи с этим местные дети предпочитают учиться в расположенном неподалеку поселке Карагандинском.

Однако, в настоящее время ситуация начинает меняться: стабильное увеличение рождаемости, начавшееся в середине десятых годов привело к увеличению количества детей, обучающихся в начальных классах. Так, если в 2006 - 2010 годах в первый класс поступало от 10 до 13 детей, то уже в 2011 – 2012 учебном году в школу пришло 17 первоклассников, в 2012 – 2013 – 23, в 2013 – 2014 – 15 первоклассников.
Предварительный прогноз, сделанный на основании количественного состава средней и старшей групп детского сада «Балдырган», расположенного в поселке Агрогородок, показывает, что в ближайшие три года в первый класс будут приходить 18 – 20 детей, проживающих в Мичуринском сельском округе. Также значительного притока обучающихся в будущем учебном году мы ожидаем благодаря организованному подвозу на школьном автобусе детей из отделений Ягодное и Садовое.

В школе трудятся 19 педагогов, из них 1 совместитель (учитель математики), логопед, психолог.

14 учителей нашей школы имеют высшее образование (73,7%), 4 – среднее профессиональное педагогическое образование, 1 учитель – среднее образование (Карагандинское культурно-просветительное училище) (26,3%). В настоящее время два человека заканчивают обучение в ВУЗах – учитель начальных классов и учитель английского языка.

Данная информация помогла мне сделать первый вывод:
- четыре пятых школьного коллектива, благодаря имеющемуся высшему образованию, должны иметь высокий уровень восприимчивости к новому и, следовательно, потенциально готовы к восприятию новых знаний и переходу на качественно новые методы в своей работе.

В школе работают 5 учителей высшей категории (26,3%), 5 – первой категории (26,3%), 3 – второй (21,1%), 6 учителей – категории не имеют (из них трое проходят аттестацию в этом году, трое подали заявление на будущий учебный год). Также необходимо принять во внимание, что из учителей без категории два педагога - это молодые учителя, недавно пришедшие в школу, хорошо ориентирующиеся в современных реалиях, с неплохим уровнем адаптации.

Второй вывод:
- исходя из своей квалификации, две трети учителей используют в своей работе передовые методы и технологии и, следовательно, готовы к восприятию нового.
Имеют педагогический стаж работы:
1 – 3 года - 4 человека,
3 – 5 лет – 2 человека,
6 – 10 лет – 1 человека,
11 – 15 лет -1 человека,
16 – 20 лет - 3 человека,
свыше 20 лет - 8 человека.
Средний возраст нашего коллектива составляет 40,5 года.

Третий вывод:
- возраст коллектива школы – это средний возраст человека; это период, когда люди активны физически, увлеченно занимаются личностным ростом, строят карьеру, имеют твердые жизненные позиции. В этом возрасте становится интересным все новое и неиспытанное. Следует думать, что и с этой стороны я могу ждать от коллег понимания и желания преобразований в школьной практике.

Особый интерес, на мой взгляд, представляет следующая информация:
Курсы повышения квалификации на 2013 – 2014 учебный год:
- нового формата - 2 учителя
(Алима С. – 1-ого уровня, Станислав Б. - 3-его уровня)
В данное время обучается на курсах – 3 учителя
1 – ого уровня - Сергей Л.
3 – его уровня: Жанар К., Юрий Б.
В 2014 – 2015 учебном году планируют пройти данные курсы 4 педагога.
В 2015 – 2016 учебном году планируют пройти данные курсы 3 педагога.

Курсы ПК в 2012 – 2013 учебном году прошли – 5 человек.

На мой взгляд, эта информация интересна тем, что дает ясное представление об уровне готовности учителей моей школы к преобразованиям.

Четвертый вывод:
- идеи Lifelong Learning вовсе не чужды моим коллегам: желание поддерживать уровень своих профессиональных компетенций на современном уровне, показывает и на их достаточную степень притязаний, и на высокую мобильность, и на способность спокойно воспринимать новое и на то, что я смогу найти среди них достаточные понимание и поддержку.

Чтобы проверить свои выводы, я провел анкетирование учителей, воспользовавшись анкетой, рекомендованной для определения объективных условий функционирования школы (Предкурсовые задания, с. 27 - 31). В анкетировании приняли участие 18 педагогов, включая меня; среди них - директор школы, заместитель директора по УР, психолог, соцпедагог.

Данные, полученные мною, скорее подтвердили мои предположения, чем изменили их. Учителя единодушно выразили общую удовлетворенность функционированием школы, высоко оценив свои возможности в отношении профессионального роста (88,9%) и предоставлении лидирующих функций при решении локальных задач (81,5%), а также долю своего участия в исследованиях и рефлексии учебной деятельности, как собственной, так и коллег (72,2%), планировании работы школы и свою осведомленность о принятии ключевых решений и обобщении опыта коллег (74,1%). Обусловлено это, на мой взгляд, во-первых, тем, что в нашей школе уже работает учитель первого уровня, а, во-вторых, давней школьной традицией, все важные вопросы обсуждать коллегиально.

Так же ожидаемым для меня стал и невысокий уровень вовлеченности учеников и их родителей в обсуждение принципиальных школьных проблем (50%), не все учителя работают в этом направлении, предпочитая авторитарный стиль управления, не малым показателем стало и отсутствие постоянных налаженных связей с внешними организациями.

Пятый вывод: учителя Мичуринской школы не видят необходимости изменения традиционно сложившейся парадигмы взаимоотношений с обучающимися; следовательно, необходима серьезная работа для изменения отношений «учитель-ученик-родители», выход на партнерские отношения в процессе обучения.
Вторая анкета должна была выявить восприимчивость педагогов Мичуринской ООШ к новому (Педагогическая диагностика, сборник анкет для учителей, учеников и родителей, с. 32). В анкетировании приняло участие 18 человек, анкетирование было анонимным и включало в себя 6 вопросов. Каждый из вопросов следовало оценить по трехбалльной системе: ответ «всегда» = 3 балла, «иногда» = 2 балла, «никогда» = 1 балл. Шкала расчета результатов анкетирования дана в Приложении 1, Анкета 2

В результате анкетирования общая фактическая сумма баллов, показанная педагогами школы, оказалась равна 243 баллам. Таким образом
Н = 243 / 324 = 0,75

Значит, коэффициент восприимчивости педагогического коллектива к новому находится на хорошем допустимом уровне. Высоко оценивались следующие вопросы:
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы открыты новому?

Шестой вывод: коллектив Мичуринской школы готов к восприятию передового педагогического опыта, поскольку это входит в фокус интересов каждого члена коллектива.

На следующем этапе мной был изучен «Анализ работы школы за 2012 - 2013 учебный год» и четвертные отчеты завуча за 2013 – 2014 учебный год, в первую очередь меня интересовала ситуация с успеваемостью в 9 классе, который должен был стать объектом моего исследования.

Так оказалось, что если в прошлом учебном году качество знаний в классе было 40% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов), то в этом году качество знаний снизилось до 33,3% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов), причем в 1 и 2 четверть за счет удовлетворительных оценок у Диаса Б. по химии и биологии, а в 3 четверти у Самире К. по алгебре. Таким образом, в зоне риска оказались сразу двое детей, а качество знаний в 9 классе в случае наименее благоприятных условий, могла упасть еще ниже (до 26,7%).

Поэтому третья анкета предусматривала участие не только педагогов, но и обучающихся, а также их родителей. Анкеты были розданы детям на дом и собраны в течение следующих двух дней. В анкетировании приняло участие 18 педагогов, 15 учащихся девятого классов, 15 родителей, анкетирование было анонимным. Вопросы должны были прояснить отношение опрашиваемых к различным сторонам образовательного процесса.

Седьмой вывод: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса Мичуринской школы (педагогов, обучающихся, родителей) можно определить как высокий, что говорит о высокой мотивации на дальнейшее развитие.
Таким образом, вывод, сделанный мной, приводил к тому, что одной из важнейших проблем школы, в которой я работаю, является пассивное, зачастую формальное отношение педагогов к своей рабочей деятельности, непонимание учителями всей важности системной работы над включением в свою практику новых форм и методов обучения. Только это может дать конечный результат, как в смысле увеличения мотивации к дальнейшим изменениям, так и в повышении качества знаний конкретно учащихся 9 класса, так и в изменении традиционных отношений между учителем и учеником. Следовательно, надо не только обучать коллег новым формам и методам, нужно постоянной поддержкой, собственным примером мотивировать их на дальнейшую самореализацию. Как указывает Джеймс (2005), «обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика, в связи с чем систематическое развитие профессиональной культуры, в котором учителя могут обучаться, чрезвычайно важно» (Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении/ с.172).
Сотрудничество между учителями – необходимый фактор улучшения и преобразования школьной практики, сопутствующий ее эффективности. Это фактор, влияющий как на создание и сохранение коллаборативной среды, так и на благоприятный микроклимат в коллективе. Общие цели и ценности в основе лидерской позиции учителя также являются весьма значимым условием для создания эффективных школ («Руководство для учителя 1-го уровня /Преимущества лидерской позиции учителя» стр.167).
Если коллектив учителей это не просто группа коллег, а в первую очередь единомышленники, успех не заставит долго ждать. В этом и состоит, на мой взгляд, работа лидера

Использованная литература:

1. Источник фразы Николай Семенович Лесков [онлайн на http://www.frazi.net/17567.html] (получено 11 апреля 2014 года)
2. Предкурсовые задания, с. 27 – 31
3. Руководство для учителя 1 уровня /Преимущества лидерской позиции учителя/ с.167).
4. Руководство для учителя 1 уровня /Управление и лидерство в обучении/ с.172).
5. Педагогическая диагностика, сборник анкет для учителей, учеников и родителей, с.32
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Серый_Волк-ст (2015-02-08) | Автор: Луконин Сергей Викторович E
Просмотров: 1631 | Теги: Рефлексивный отчет | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru