Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
«Если даже есть талант — Чтобы не нарушить, не расстроить, Чтобы не разрушить, а построить, Чтобы увеличиться, удвоить и утроить, — Нужен очень точный план». В. С. Высоцкий На первой неделе практики у меня не возникло каких-либо серьезных затруднений с намеченными на это время мероприятиями: я успел сделать все. Мной было проведено анкетирование учителей, учащихся 9 класса и их родителей с последующим анализом анкет. Состоялась достаточно продуктивная встреча с администрацией школы (и, собственно, не одна: с первого же дня моя деятельность сопровождалась ее благосклонной поддержкой и помощью по многим организационным вопросам). Прошло несколько внушающих надежду на будущее сотрудничество собеседований с коллегами, и, главное, долгих разговоров с девятиклассниками, когда я изложил им те новые задачи и принципы, по которым собирался с ними работать. И это лишь то, что относится к деятельности, направленной на установление стартового состояния школы. Сложность возникла в другом. Картина, получившаяся в результате, оказалась, по моему мнению, не совсем соответствующей действительности. Учителя показывали высокий уровень готовности к изменению и неплохой багаж методологических знаний по своим предметам, отмечали предоставляемые им возможности для профессионального развития и развития собственного лидерства. Ученики отражали свою удовлетворенность организацией школьного быта, учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования, психологическим климатом в школе, своей учебной деятельностью и собственным развитием. Но при этом результаты процесса обучения: процент качества знаний, призовые места на районных и областных предметных олимпиадах, участие в научно-исследовательских проектах и тому подобное - остаются средние, и видимых сдвигов за последние два года нет, а в 6, 7, 8 классах так и вовсе пребывают в своеобразном ступоре. Я не хочу сказать, что сложившаяся ситуация поставила меня в тупик, ведь я мог оперировать не только цифрами, но и видением ситуации изнутри. Школа, по моему мнению, находится на стадии стагнации: есть возможности, есть умения, талант, есть способные и одаренные дети, есть коллеги, которые поддержат и помогут, есть понимание необходимости менять ситуацию в целом, но нет желания что-то делать, нет толчка, который мог бы стать началом изменений, нет примера, нет образца для подражания. Таким образом, вывод, сделанный мной, приводил к тому, что одной из важнейших проблем школы, в которой я работаю, является пассивное, зачастую формальное отношение педагогов к своей рабочей деятельности, непонимание учителями всей важности системной работы над включением в свою практику новых форм и методов обучения. Только это может дать конечный результат, как и в смысле увеличения мотивации к дальнейшим изменениям, так и в повышении качества знаний конкретно учащихся 9 класса и в изменении традиционных отношений между учителем и учеником. Следовательно, надо не только обучать коллег новым формам и методам, нужно постоянной поддержкой, собственным примером мотивировать их на дальнейшую самореализацию. Я приводил уже в виде аргумента слова Джеймса (2005) о том, что «обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика, в связи с чем систематическое развитие профессиональной культуры, в котором учителя могут обучаться, чрезвычайно важно» (Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении/ с.172). Профессиональная культура не возникает на пустом месте. Не секрет, что есть учителя, которые, окончив уровневые курсы, не только не делают ничего для того, чтобы содействовать образованию коллег, но и сами после прохождения практики не используют семь модулей в своей работе. Такие учителя дискредитируют Программу, роняют ее престижность. Школьные педагоги, наблюдая за такими горе – «лидерами», утрачивают, на мой взгляд, последние иллюзии: зажигаясь во время «практики», учителя тихо гаснут, не видя смысла развивать то, что и самому «лидеру», по-видимому, не нужно. Давно понятно, что сотрудничество между учителями – необходимый фактор улучшения и преобразования школьной практики, сопутствующий ее эффективности. («Руководство для учителя 1-го уровня /Преимущества лидерской позиции учителя» стр.167). Если я смогу своим примером увлечь коллег, смогу показать им достоинства Программы и важность овладения новыми знаниями, то вместе мы сможем прийти к росту качества знаний на новых современных условиях. Исходя из выявленной мной проблемы, я уточнил тему Программы развития школы «Повышение качества знаний учащихся 9 класса путем внедрения в школьную практику групповой работы» и цель Программы: «Повышение качества знаний через использование учителями новых форм и методов в обучении». Далее мной были определены следующие задачи: 1. Проанализировать имеющиеся затруднения у членов педагогического коллектива, вызванных недостаточным уровнем их осведомленности в приемах организации групповой работы на уроке. 2. Изучать методическую литературу, связанную с методологией организации групповой работы на уроке. 3. Систематизировать рекомендации по данной теме. 4. Провести мониторинг качества знаний учащихся на начальном, промежуточном и конечном этапе 5. Организовать систему менторинга с наиболее продвинутыми членами педагогического коллектива. 6. Провести цикл коучинг-сессий по всем актуальным для педагогического коллектива темам. 7. Способствовать внедрению в урочный процесс групповой работы. 8. Апробировать подход Lesson Study как инструмент школьных методических объединений учителей для мониторинга развития индивидуальных педагогических компетенций учителя. 9. Анализировать результаты внедрения в урочный процесс групповой работы. 10. Формировать выводы на основании полученных данных в форме методических рекомендаций. Каких результатов к концу практики я ожидаю? • Я смогу уточнить, повлияли ли изменения в школьной практике на качество знаний учащихся 9 класса и в случае положительного результата смогу сделать рекомендации к долгосрочному плану развития школы. • Мои коллеги овладеют приемами и техникой групповой работы, получат представление о новых формах и методах в обучении и научатся применять их на своих уроках. • Педагоги школы будут регулярно применять все виды рефлексии на всех этапах урока. • Мои коллеги овладеют приемами Lesson Studу для повышения качества обучения. Мне всегда казалось, что правильно составленный, «выполнимый» план – это половина его будущего успешного воплощения. Поэтому я старался быть как можно более точным, предполагая для себя каждый свой будущий шаг. Как утверждает Робинсон (2009): «Наибольшее влияние на результаты учащихся достигается в случае, когда руководство школы способствует и принимает непосредственное участие в обучении и развитии учителей». Поэтому, прежде всего, я, конечно, проведу встречу с администрацией школы. Во-первых, потому что преобразования в практике школы несут за собой изменения, захватывающие многие факторы, в решении которых мне смогут помочь только директор и заместитель директора по учебной работе. Во-вторых, это единственная возможность определить время на проведение цикла коучинг-сессий и мастер-класса, организацию анкетирования среди учащихся и родителей, проведения родительского собрания в классах, выбранных для изменения практики обучения и других необходимых факторов. В-третьих, я получу возможность рассказать о своей позиции и смогу уяснять позицию руководства школы в отношении изменения школьной практики, относительно этого пункта следует добавить, что на момент составления отчета проблема уже выявлена, о чем я пишу в начале данного рефлексивного отчета. На первой неделе будет необходимо провести анкетирования среди педагогов Мичуринской основной общеобразовательной школы, учащихся 9 классов и их родителей для определения объективных условий функционирования школы, а также, чтобы выяснить отношение опрашиваемых к различным сторонам образовательного процесса. Я очень рассчитываю на то, что подобное анкетирование заинтересует и школьного психолога, и социального педагога, и классных руководителей, поэтому данный этап пройдет с пользой не только для меня и моей практики, но и для всей школы. Так же важно, на мой взгляд, будет на первой же неделе организовать и провести встречу с руководителями школьных методических объединений. У нас их в школе три: МО учителей естественнонаучного цикла, МО учителей гуманитарного цикла и МО учителей начальных классов. Я полагаю, что с их помощью мне удалось бы более быстро создать инициативные группы по внедрению новых форм и методов в обучении в разных образовательных потоках. В любых начинаниях без поддержки родителей нельзя обойтись, поэтому одним из важнейших будущих мероприятий я считаю проведение родительского собрания, на котором я смогу непосредственно рассказать родителям о своих взглядах на предстоящие изменения в школьной практике, чтобы заручиться их поддержкой и получить обратную связь в виде ответов на анкету «Знают ли родители потребности своих детей?». Завершен начальный этап практики будет моим выступлением на совещание при директоре, на котором я ознакомлю коллег и администрацию школы с итогами мониторинга анализа анкет учителей, учеников и родителей, расскажу о результатах интервью с администрацией школы. На этом совещании я предполагаю определить своих будущих менти и темы, над которыми мы будем работать. К этому времени, я считаю, станут уже ясны основные направления работы, и я смогу сделать первые обобщения и выводы. Совершенно необходимым я считаю включение в план времени на оформление документов по результатам проделанной работы, разработку обоснования необходимости дальнейшей работы по выбранной теме, составление таблиц, графиков, анализа результатов анкетирования, то есть на осуществление промежуточного контроля как за своей собственной деятельности, так и деятельности инициативной группы учителей. На время практики мной запланировано проведение 6 коучингов, которые я подготовлю и проведу либо сам, либо с помощью менти. Темы коучингов я подберу с учетом их практической ценности, ориентируясь на пожелания коллег, необходимые конкретно для нашей школы. В этот список войдут следующие темы: a) «Внедрение в школьную программу 7 модулей. Модель идеального ученика»; b) «Формы и методы организации работы в группах». c) «Использование ИКТ в процессе обучения»; d) «Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся»; e) «Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке»; f) «Рефлексия на разных этапах урока». Лично для меня именно этот пункт кажется наиболее интересным, потому что: • Необходимость регулярной подготовки к проведению коучингов неизбежно приведет к тому, что я вместе со своими менти буду постоянно совершенствовать данную практику; • Работая в группах, педагоги школы смогут перенести это умение на собственную педагогическую деятельность так как, на мой взгляд, нет стимула более сильного, чем желание показать, что ты тоже можешь так или даже лучше; • Знание новых форм и методов в обучении должно привести к изменению собственного отношения учителей к своей педагогической деятельности, и это будет способствовать повышению мотивации обучающихся к овладению новыми знаниями; • Использование на коучингах ИКТ, будет иметь дополнительное практическое значение, поскольку не все подозревают об огромных возможностях, которые дает учителю использование на урокахт цифровых электронных образовательных ресурсов. На протяжении всей практики, я собираюсь использовать менторинги с коллегами, которые захотят вместе со мной работать над изменением своей собственной практики. Пока что эта фаза будущей деятельности наименее ясна для меня. Понимая основные принципы ведения менторинга, и даже предполагая, с кем из своих коллег я буду работать, я беспокоюсь, прежде всего, за себя самого. Являясь, по большому счету, человеком застенчивым и не очень уверенным в себе, мне очень тяжело преодолевать эти комплексы в близком общении, мне начинает казаться, что бессовестно навязываю себя свое мнение, свои эмоции окружающим. Несомненно, что одним из центральных эпизодов практики для меня станет районный семинар, запланированный еще в сентябре 2013 года и совпавший по времени с прохождением мной школьной практики. Тема семинара: «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка». Проведение этого семинара я готовил на протяжении года, но теперь, после прохождения первого этапа обучения в ЦПМ, полагаю, что мне будет нужно несколько изменить концепцию предлагаемых урока и воспитательного мероприятия. Идея использования на уроках семи модулей не может остаться в стороне, и я еще раз постараюсь на примере своего видения показать достоинства и привлекательность новых форм и методов в обучении. Было бы очень интересно подготовить и провести цикл уроков по методике Lesson Study. Я планирую проведение необходимого менторинга для проведения разъяснительной работы, и, если коллеги согласятся со мной, мы попробуем апробировать Lesson Study, чтобы попробовать самим убедиться в его достоинствах и тогда уже рекомендовать к применению. Много времени, как мне кажется, нужно предусмотреть и для посещения уроков учителей, которые станут реализовывать на своих уроках новые формы и методы в обучении. Поскольку в школе есть два учителя прошедших или проходящих в настоящее время курсы 3 уровня, я думаю, мне будет на кого опереться. Ни один план не может существовать без итогового контроля. Планирую провести анкетирование на выходе, чтобы можно было сравнить данные начального, промежуточного и конечного результата. Необходима систематизация всего собранного материала, работа над отчетами. Уже сейчас нужно продумать организацию собранного за период практики материала. К сожалению, я не думаю, что все будет проходить настолько гладко, как это выглядит на бумаге. Я уже сейчас вижу те подводные камни, которые могут помешать моим коллегам со всей серьезностью отнестись к предлагаемым изменениям. Это и элементарная загруженность, и хроническая нехватка времени в конце учебного года, подготовка к ВОУДу и экзаменам, регулярное проведение субботников и «чистых четвергов», всевозможные неувязки с расписанием, общественная и внеклассная нагрузка, участие в различных совещаниях и семинарах, которых к концу года обычно проводится очень много. Как вариант, следует иметь в виду и возможное скептическое отношения к новому. Мы слишком привыкли к своей наезженной колее, мы давно забыли, как смотреть на звездное небо, потихоньку врастая в будни. Поэтому считаю, что главное, что я могу противопоставить таким скептикам это собственный труд, собственный энтузиазм. И пусть говорят, что один в поле не воин, я постараюсь, чтобы то, что будет посеяно, оставило свой след в душах моих коллег. Использованная литература: 1. Руководство для учителя/Управление и лидерство в обучении с.174 2. Руководство для учителя/Способы достижения качественных преобразований с.166) 3. Руководство для учителя/Подход Lesson study с.149 | |
Просмотров: 1317 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|