Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТРИАДА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования, предполагают обновление качества образования, и, несомненно, повышение профессионального уровня педагогов. Перед руководителями школьных методических объединений возникает проблема: как правильно организовать работу по повышению профессионального уровня педагогов? Какие использовать инновационные формы и методы по повышению педагогического мастерства внутри школы? Работая над методической темой МО – «Повышение профессионально – педагогической компетентности учителя начальной школы в управлении качеством образования в условиях перехода на 12- летнюю модель образования» – мы ведём отбор и разработку инновационных форм и методов вовлечения всех педагогов в активную профессиональную деятельность. С этой целью методической службой разработано положение о методической триаде, которая, с нашей точки зрения, имеет преимущества перед традиционной презентацией МО. Методическая триада – это комплексная форма организации работы по повышению педагогической компетентности учителя. Цель: стимулирование педагогического коллектива к повышению профессионально – педагогического мастерства, развитие профессиональной культуры учителя. Задачи: вовлечение педагога в процесс исследования собственной практики работы, предоставление возможности демонстрации инновационного опыта работы, развитие рефлексивной культуры учителя, формирование навыков самооценки. Общий формат проведения методической триады включает: 1. Погружение в теорию вопроса. 2. Демонстрация инновационной практики обучения. 3. Рефлексия (событий и профессионального роста). Тема методической триады 2013 – 2014 учебного года - « Развитие ключевых компетенций младших школьников средствами современных педагогических технологий». Актуальность выбора темы была обусловлена тем, что процесс технологизации является основополагающим в современном школьном образовании. Применение технологий открывает широкие возможности для повышения профессионального уровня педагога, его самосовершенствованию и самореализации. В течение продолжительного времени педагогическим коллективом нашего объединения изучался отечественный опыт применения современных инновационных технологий в системе образования. Этот вопрос рассматривался на заседаниях методического объединения, отдельные приёмы и техники нашли своё применения в «Мастерской педагогического опыта», эффективность использования анализировалась в ходе взаимопосещения открытых уроков. Вместе с тем наблюдения показали, что систематичность применения технологий в обучении младших школьников недостаточна. Выбор ведущих технологий для погружения педагогов в тему триады был осуществлён через опрос педагогов. Проведя диагностику, определили доминирующие технологии обучения начальной школы: Компетентностная педагогика Технология развития критического мышления Разноуровневая дифференциация Здоровьесберегающие технологии. В соответствии с выбранными технологиями все учителя начальной школы были распределены по группам, внутри группы была чёткая градация обязанностей. Это было очень важным моментом, так как обязанности распределялись в соответствии с лидерскими, исследовательскими качествами, опытом работы, владением ИКТ, креативностью педагогов. Перед началом работы все участники получили соответствующие рекомендации, и были нацелены на достижение целуй и задач триады. Следующим этапом было определение сроков проведения и составление плана методической триады. Открытием триады стал семинар – погружение в тему. В подготовке к проведению семинара участвовали 24 педагога. Для наиболее продуктивной работы были приглашены коллеги из основной и старшей ступени школы - лицея. Всего в работе семинара приняли участие более 50 учителей школы- лицея. Перед началом семинара каждый участник получил программку определённого цвета с полным описанием предстоящих мероприятий в рамках методической триады. Цель семинара: осмысление необходимости и возможности применения современных педагогических технологий как средства формирования ключевых компетенций младших школьников. Задачи: – систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "технология", "компетентность", «технологическая культура педагога» и др; – проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей; – обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательном процессе. Программа проведения семинара состояла: 1. Вводная часть. 2. Проведение мастер – классов: Творческая группа «Исследователь» /компетентностная педагогика Творческая группа «Мыслитель»/технология развития критического мышления Творческая группа «Развитие» / разноуровневая дифференциация Творческая группа «Гармония»/ здоровьесберегающая технология 3. Подведение итогов. Рефлексия. В ходе проведения мастер – классов участники семинара имели возможность быть не пассивными созерцателями , а активными участниками, что позволило наиболее полно погрузиться в проблематику изучаемой темы. В заключении была проведена рефлексия с помощью техники «Все у меня в руках», которая позволила получить обратную связь от участников от прошедшего семинара. Вопросы для проверки результатов работы обозначали с помощью контура пальцев руки. Общая оценка результатов первого этапа методической триады: Над этой темой я хотела бы ещё поработать - 45 %; Здесь мне были даны конкретные указания - 73 %; Мне здесь совсем не понравилось - - Комфортная психологическая атмосфера - 100%; Мне здесь не хватало - - Как показал опрос, семинар получил только положительные отзывы со стороны участников. Во 2 этапе триады – проведении открытых уроках с применением данных технологий участвовала большая часть педагогов. Была проведена серия открытых уроков. Высокую оценку администрацией школы и коллегами получили уроки Лактионовой Н.В. ( компетентностная педагогика), Лепухиной М.В. (разноуровневая дифференциация), Железняковой М.И.( компетентностная педагогика), Солдатенко Г.В. (разноуровневая дифференциация). Эти педагоги продемонстрировали свой профессионализм и уровень подготовки учащихся. Участники отметили, что изменилось качество уроков. Приоритетными стали дифференциация материала, диалоговое и рефлексивное обучение, коллективная мыслительная деятельность, снижены факторы утомляемости и перегрузки обучаемых. Заключительным этапом методической триады стали рефлексия (в виде оформления стенда) и создания альманаха, включающего все материалы. Педагоги школы высоко отметили результативность проведения методической триады. Вместе с тем, участники методической триады отметили, что педагогами не достаточно отработаны приёмы и методы одной из ведущих инновационных технологий – технологии развития критического мышления. В план работы кафедры запланирован ряд мероприятий по продуктивному освоению приёмов и методов ТРКМ. В 2014 – 2015 учебном году планируется проведение методической триады по теме «Новые подходы в обучении». При проведении триады будут учтены все организационно – методические требования к данной форме повышения профессиональной компетентности: Триада должна способствовать развитию технологической, исследовательской и рефлексивной культуры учителя. Должна быть обеспечена максимальная включённость педагогов в работу на всех этапах методической триады. Необходимо использовать банк методик рефлексивной самооценки каждым учителем своего участия на всех этапах методической триады. В заключении отметим, что главным результатом проведения методической триады стало создание профессионально – инновационной площадки для сотрудничества, общения, обмена опытом педагогов, а следовательно роста их профессионального мастерства, уровня педагогической компетентности. Триада способствовала отработке технологической, исследовательской и рефлексивной культуры. | |
Просмотров: 1605 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|