Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Тобына арналған оқу жұмыстарын Ұйымдастырудың технологиялық картасы Білім беру саласы: «Познание, Творчество» Бөлімі: « Изобразительное искусство», « Мир природы» Тақырыбы: « В мире цветов. Ромашка»» Мақсаты: Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать способность детей одухотворять природу; закрепить представление о способах распространения растений. Воспитывать эстетическое чутьё в определении характера произведений живописи, музыки, поэзии. Уточнить представления детей о жанрах живописи: «пейзаж» и «натюрморт». Познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком. Способствовать развитию социально – коммуникативной компетентности. Билингвальді компоненті: балабақша – детский сад, балалар – дети, ребята. Материал: репродукция картины Н. Каменской « Ромашки. Букет», репродукция картины Э. Панова « Поле ромашек», модель – распространение растений, простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги, зараннее заштрихованные простым карандашом, диск с записью музыкальных произведений: « Цветы» Шумана и « Шутка» Баха, магнитофон. Қызмет кезендері Тәрбиешінің іс- әрекеті Балалардың іс- әрекеті Мотивациялық – қозғаушы Организационный момент – круг радости « Друзья» «Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся». Предлагаю детям послушать стихотворение: « Сказала роза скромненькой ромашке: Смотри, как я прелестна, хороша! Не то, что ты в своей простой рубашке. Ты так наивна, «жёлтая душа». Пусть так, - в ответ кивнула ей ромашка, - Мне не положено царицей быть. Но даже в беленькой, простой рубашке, Я буду людям радость приносить». Спрашиваю у детей: - Скажите, ребята, о чём говорит ромашка, какую радость она приносит людям? Предлагаю детям поговорить о скромной ромашке. Выполняют движения, проговаривают слова. Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос, рассуждают. Выражают желание поговорить о ромашке. Іздену – ұйымд астырушы Обращаю внимание детей на репродукцию картины Н. Каменской « Ромашки. Букет». - Эта картина написана масляными красками. Скажите, в каком жанре она написана? - Ребята, что вы на ней видите? - Предлагаю вам внимательно посмотреть на картину. Подумайте, какое настроение у ромашек? Может, вы услышите, о чём думают цветы. А поможет вам произведение Шумана. - И какое же настроение у ромашек? - Почему вы так думаете? Может кто –то из вас, ребята, попробует передать словами то, о чём думают ромашки? - А вот ещё одна репродукция картины. Её автор Эдуард Панов. Она тоже написана масляными красками. В каком жанре написана эта картина? Предлагаю детям рассмотреть картину ( звучит « Шутка» Баха). - Как бы вы её назвали? Почему? - А автор назвал картину « Поле ромашек». Какое настроение у этих ромашек? - Какое желание возникает у вас, когда вы смотрите на картину? Читаю стихотворение: « Нарядные платьица, Жёлтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одёжке. Такие весёлые эти ромашки – Вот – вот заиграют, Как дети, в пятнашки». Е. Серова - С кем сравнивает цветы Екатерина Серова? - Какая одежда у цветов? - Получается, что и в самом простом наряде можно найти свою прелесть. Скажите, какая картина вам больше понравилась и почему? Минутка для отдыха « Цветы» Работа по модели. - Ребята, а в какое время года можно встретить столько цветов на поляне? - А что происходит с ними зимой? Они погибают? - А почему же тогда весной они вновь появляются? Предлагаю рассмотреть схему и объяснить, что происходит с цветами в каждое из времён года. Вариант рассказа: Весна. Светит ласковое солнышко. Появляются ростки ромашек. Растения развиваются. Летом солнце светит ярко, идёт дождь, и растения начинают цвести. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена. Семена попадают в землю, где они под слоем снега спят всю зиму. А весной всё повторяется. - А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдёт? - Какой можно сделать вывод? Практическая часть - Я предлагаю вам на время стать художниками и тоже создать картину « Ромашки». Вы когда – нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Объясняю детям способы и приёмы рисования ластиком. Рассматривают картину. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, дополняют ответы товарищей, слушают музыку. Отвечают на вопрос ( пейзаж). Рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказываются, делятся впечатлениями от увиденного. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы, делятся своим выбором, объясняют свой выбор. Проговаривают слова, выполняют движения в соответствии с текстом. Отвечают на вопросы, высказываются, предполагают, рассуждают. Рассматривают схему, пытаются объяснить, что происходит с цветами в каждое из времён года. Отвечают на вопрос, рассуждают, делают вывод: со временем они исчезнут, нужно бережно относиться к растениям. Выражают желание стать художниками и создать свою картину, внимательно слушают и запоминают способы и приёмы рисования ластиком, самостоятельно выполняют свои работы. Рефлексивті- коррекциялаушы Предлагаю объединить рисунки в поле из ромашек. - Вам нравится наше ромашковое поле? - Спросим об этом у наших гостей. Кто желает взять у них интервью? Кто будет корреспондентом, репортёром? Спрашиваю у детей: - Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у вас от того, как мы работали? Хвалю детей за хорошую работу. Раскладывают свои рисунки на паласе, рассматривают. Один из детей берёт интервью, другой «снимает» происходящее на камеру. Делятся впечатлениями от занятия. Күтілетін нәтиже: Білуге тиіс: информацию о новом нетрадиционном способе изобразительной деятельности - рисование ластиком; Талапты болу: и имеют представление о жанрах живописи – «пейзаж» и « натюрморт»; и имеют представления о способах распространения растений; Қолынан келуі тиіс: умение слушать и отвечать на вопросы; умение рассказывать по модели; самостоятельно, при помощи ластика, рисуют ромашки; . А другие, узнав какое занятие их ожидает, просто – напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети – левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своём умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на этом этапе работы с детьми. Моей палочкой – выручалочкой стал журнал « Дошкольное воспитание», в котором воспитатели из России ,делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши « трусишки», которых пугал вид карандаша и кисточки, обнаружив на занятии их отсутствие, были удивлены. Первый их вопрос был: « А что мы сегодня будем делать?» Мой ответ: « Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились ещё больше. Темой того занятия был « Разноцветный дождь». И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в жёлтую краску, другой в синюю, третий в зелёную. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые. От страха неумения и комплекса « левши» не осталось и следа! Именно у « леворуких» детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой. Боязнь « не умею», « не могу», « левша» была побеждена. Теперь на занятиях по рисованию первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: « Что мы будем сегодня рисовать и чем?» В своей работе я пробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например: «Пальчиковое рисование» - « Цыплята», « Печать от руки» - « Птица», «Зима», « Тампонирование» - « Зайки белые сидят», « Рисование свечой» - «Картинки – загадки»: маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется, « Кляксография» - « Цветущее дерево». Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы, кое что Изобрела сама. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои нароботки и хочу предложить вашему вниманию развёрнутый конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования. На занятиях с детьми я использую ещё один способ нетрадиционной техники рисования – « Монотипию».Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. Краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и всё разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребёнок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нём в свободное время, а так же дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме. Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования на тему: « Какого цвета весна». Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования « монотипия» - обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании картины А. К. Саврасова « Грачи прилетели». Активизировать в речи детей чёткое произношение звука «Р». Оборудование: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребёнка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А. К. Саврасова « Грачи прилетели», увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки. Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами – просветами, нежные, размытые цвета, бледно – голубой, беловато – серый, светло – коричневый. Ход занятия: читаю детям стихотворение Я. Година « Берёзка»: После долгой зимней стужи На снегу синеют лужи, И берёзка ожила От весеннего тепла. - Кто узнал эту картину? Как она называется, и какой художник её написал? - А посмотрите, как оживил художник свои берёзки на картине?( Он поселил на них грачей). - Какие признаки весны запечатлел Саврасов на своей картине? ( Ответы детей). Обратить особое внимание детей на цветовое решение картины. - Какие основные цвета использовал художник? ) Синий, белый, коричневый, зелёный). - Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? ( Голубые, серые, светло – коричневые, зеленоватые…). Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно – голубые, светло – коричневые, бело – серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету. - Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? Закройте глаза и представьте, что мы там. - Что вы слышите? ( Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзда). Представьте, что вы грачи. Физминутка « Грачи». Как – то ранней весной На опушке лесной Появилась стая птиц Не скворцов и не синиц, А большие грачи Цвета чёрного, как ночь. Все расселись по берёзкам: Прррыг – скок, крррак – крррак, Гнёзда вьют и все поют: Крррак – крррак, кррак – крррак! ( Долго и чётко проговариваем звук «Р», выполняем движения, соответствующие словам). - А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем нарисовать, какого цвета ранняя весна. Посмотрите, что я приготовила для рисования и вспомните, как называется техника рисования, в которой мы сейчас будем рисовать? ( Монотипия) - А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу?( Чтобы цвета получились прозрачные, размытые и смешивались друг с другом). - Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо? ( Синий, белый). - А какие в нижней части листа – там, где земля? ( Чёрный, коричневый, белый, зелёный). Дети выполняют задание, соединяют листы разукрашенными сторонами вместе, разглаживают их и смотрят, что получилось. - Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок? ( Ответы детей). - Теперь мы положим наши работы сушиться, а на следующем занятии дорисуем наши картинки на тему весны. На следующем занятии дети выполняют рисунки в обычной технике рисования – кисточками и гуашевыми красками на тему: « Грачи прилетели». Буду рада, если кому – то пригодится мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы ещё не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете. | |
Просмотров: 1105 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|