Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Создание электронного учебника 1. Введение В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Проведенные в колледжа статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине (силами учащихся созданы 22 электронных учебника и библиотечный фонд составляет 112 электронных учебника). Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады. В настоящее время в нашем колледже идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Конечно, постановщиком программ в первую очередь выступает преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но оформление и подача информации, как текстовой, так и графической выполняется учащимися. 2. Основные формы электронного учебника Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Представляем вашему вниманию конструктор электронных учебников Рисунок 1 – Содержание учебника Теоретическая часть. Это базовая форма электронного учебника. Информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Рисунок 2 – Выбор теоретического материала Практическая часть. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. Рисунок 3 - Выбор практического материала Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. Рисунок 4 – Создание тестов Рисунок 5 – Добавление вопросов Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Мы включили в конструктор интерактивные задания и игру «Своя игра» Рисунок 6 – Интерактивное задание (соотнести термин со значением) Рисунок 7 – «Своя Игра» Обязательным является окно ссылки на литературу и интернет- ресурсы. Рисунок 8 – Дополнительные источники на литературу Обязательным атрибутом любого учебника является словарь терминов-глоссарии. Рисунок 9 – Глоссарий Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ. 3. Основные этапы разработки электронного учебника 1. Выбор источников 2. Разработка оглавления и перечня понятий 3. Переработка текстов в модули по разделам 4. Реализация гипертекста в электронной форме 5. Разработка компьютерной поддержки 6. Отбор материала для мультимедийного воплощения 7. Разработка звукового сопровождения 8. Реализация звукового сопровождения 9. Подготовка материала для визуализации 10. Визуализация материала А теперь подробнее: 1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые • наиболее полно соответствуют стандартной программе, • лаконичны и удобны для создания гипертекстов, • содержат большое количество примеров и задач, • имеются в удобных форматах (принцип собираемости). 2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом. 3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации. 4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. 5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств. 6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами. 7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала. 8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации. На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент. В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий. В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник. Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник? для самостоятельной работы учащихся • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; • предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы; • выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее. • на практических занятиях • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень; • сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации. а так же • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом; • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий. Заключение Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. Список используемой литературы 1. Милов А.В. Основы программирования в примерах и задачах, Москва:ФОЛИО, 2003 г., 397 стр. 2. Фаранов В.В. Искусство создания компонентов, Питер, 2005 г., 463 стр. 3. Кетков Ю.Л., Практика программирования Паскль, Самоучитель спб,, БХВ-Петербург, 2001 г., 480с,. 4. Боборвский С., Delphi 6. Библиотека программиста – спб. Питер, 2002 г., 560с. 5. Фленв М.Е. Delphi искусство программирования. Петербугр, 2006 г.,384 стр. 6. Беркинбаев К.М. Практикум программирования. Алматы, 2006 г., 34 стр. 7. Аляев Ю.А. Практикум по Алгоритмизации и программированию. Москва: Финансы и Статистика. 2007 г., 528 стр. 8. Глушаков С.В. Базы данных и Delphi. Юхтман-Харько ФОЛИО. 2002 г., 504 стр. | |
Просмотров: 1587 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|