Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены. Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают выполнение не только предусмотренных программой практических работ, Нои работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, картографическими и статистическими материалами, подготовку докладов, выступлений и многое другое. Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий . 1. Задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, как они излагались учителем или в учебнике (напр., прочитав соответствующий текст учебника, заполнить таблицу о типах воздушных масс). 2. задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (напр., совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг). 3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (напр., проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности). Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов, географических закономерностей. По дидактическим целям я выделяю самостоятельные работы с целью: • воспроизведения опорных знаний и умений; • закрепления изученного учебного материала; • приобретения новых знаний и умений; • повторение и обобщения знаний и умений; • проверка знаний и умений; Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцы полезных ископаемых, гербарии), цифровым материалом, дополнительной литературой. Работая по учебнику, я провожу такие виды работ: • пересказ текста учебника по вопросам; • составление сначала простого, а затем развернутого плана текста параграфа; • заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание способствует формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником; • выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами, при этом школьники обучаются установлению прямых и обратных связей. Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей и закономерностей. Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся связных логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли. Эти задания предполагают краткие ответы на вопросы, например, повторение учебного материала 6 класса по теме «Атмосфера». Задание тестового характера: • тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков; • тесты-альтернативы; • тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из множества вариантов; • тесты по контурным картам. Конструктивные задания - это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Но на их выполнение требуется много времени и возникают сложности в проверке и оценке работ всех учащихся, особенно если задания выполняются всем классом. Тесты же дают большую экономию времени. Однако практика показала, что с помощью тестов и конструктивных заданий нельзя проводить работу по развитию устной и письменной речи, формированию умений связно, в логической последовательности излагать свои мысли, т.к. эти задания выявляют главным образом результаты, а не ход работы. Поэтому, тесты и конструктивные задания я сочетаю с традиционными заданиями. Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Можно выделить три этапа овладения умением самостоятельно работать: 1. Выполнение работ по образцу, с применением знаний в сходной ситуации - учитель дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими источниками знаний и как ими пользоваться, в какой последовательности следует выполнят работу. Ученики пользуются готовым планом. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Продолжительность этих работ небольшая. 2. Применение знаний и умений в новой ситуации - учитель не разъясняет ученикам содержания, а только раскрывает цель работы и проводит краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют основные вопросы плана и характеристики географических объектов, рассказывают о последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться, а после - самостоятельно выполняют задания. Помощь учителя оказывается только отстающим ученикам. 3. На этом этапе учащиеся самостоятельно получают новые знание (напр., работая с тематическими картами, самостоятельно изучают природные области Евразии). Отличается длительным временем для выполнения и большей степенью самостоятельности. Здесь имеют место задания по обобщению и классификации. Задания для самостоятельной работы провожу и индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, а потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности. Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике. Немаловажную роль в этом играют взаимоотношения учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике. | |
Просмотров: 6874 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|