Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

«Организация самостоятельной работы» на уроках географии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены.
Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают выполнение не только предусмотренных программой практических работ, Нои работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, картографическими и статистическими материалами, подготовку докладов, выступлений и многое другое.
Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий .
1. Задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в
том виде, как они излагались учителем или в учебнике (напр.,
прочитав соответствующий текст учебника, заполнить таблицу о
типах воздушных масс).
2. задания на применение знаний и умений по образцу в сходной
ситуации (напр., совершить воображаемое путешествие по
любому материку с севера на юг).
3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что
требует от учащихся сложной мыслительной деятельности
(напр., проследить смену природных зон с севера на юг и
объяснить причины этой закономерности).
Самостоятельные работы можно также классифицировать и по
компонентам знаний, направленных на формирование общих
понятий, единичных понятий, на знание географических фактов,
географических закономерностей.
По дидактическим целям я выделяю самостоятельные работы с целью:
• воспроизведения опорных знаний и умений;
• закрепления изученного учебного материала;
• приобретения новых знаний и умений;
• повторение и обобщения знаний и умений;
• проверка знаний и умений;
Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцы полезных ископаемых, гербарии), цифровым материалом, дополнительной литературой.
Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:
• пересказ текста учебника по вопросам;
• составление сначала простого, а затем развернутого плана
текста параграфа;
• заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание
способствует формированию приема одновременной учебной
работы с картой и учебником;
• выписывание из текста причин географических явлений и
следствий, обусловленных этими причинами, при этом
школьники обучаются установлению прямых и обратных связей.
Задания по географическим картам могут быть самые
разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей и закономерностей.
Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся связных логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли. Эти задания предполагают краткие ответы на вопросы, например, повторение учебного материала 6 класса по теме «Атмосфера».
Задание тестового характера:
• тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух
колонок или столбиков;
• тесты-альтернативы;
• тесты с множественным выбором, где правильный ответ
выбирается из множества вариантов;
• тесты по контурным картам.
Конструктивные задания - это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Но на их выполнение требуется много времени и
возникают сложности в проверке и оценке работ всех учащихся, особенно если задания выполняются всем классом. Тесты же дают большую экономию времени. Однако практика показала, что с помощью тестов и конструктивных заданий нельзя проводить работу по развитию устной и письменной речи, формированию умений связно, в логической последовательности излагать свои мысли, т.к. эти задания выявляют главным образом результаты, а не ход работы. Поэтому, тесты и конструктивные задания я сочетаю с традиционными заданиями.
Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Можно выделить три этапа овладения умением самостоятельно работать:
1. Выполнение работ по образцу, с применением знаний в сходной
ситуации - учитель дает подробный инструктаж по выполнению
работы, объясняет, какими источниками знаний и как ими
пользоваться, в какой последовательности следует выполнят
работу. Ученики пользуются готовым планом. В процессе работы
учитель оказывает помощь всем учащимся. Продолжительность
этих работ небольшая.
2. Применение знаний и умений в новой ситуации - учитель не
разъясняет ученикам содержания, а только раскрывает цель
работы и проводит краткую беседу, в процессе которой учащиеся
сами называют основные вопросы плана и характеристики
географических объектов, рассказывают о последовательности
работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться, а
после - самостоятельно выполняют задания. Помощь учителя
оказывается только отстающим ученикам.
3. На этом этапе учащиеся самостоятельно получают новые знание
(напр., работая с тематическими картами, самостоятельно
изучают природные области Евразии). Отличается длительным
временем для выполнения и большей степенью
самостоятельности. Здесь имеют место задания по обобщению и
классификации.
Задания для самостоятельной работы провожу и индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, а потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности.
Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике. Немаловажную роль в этом играют взаимоотношения учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: bichamal (2010-04-07) | Автор: Юсупова Бижамал Туяковна E
Просмотров: 6874 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru