Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Формирование функциональной грамотности учащихся при выполнении проектов Д.Суюндукова, заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы средней школы- лицей №5 им. М.Ломоносова г.Талдыкорган, Алматинской области В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения. «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…», - сказал о своѐм герое Евгении Онегине Александр Сергеевич Пушкин. Так бывает и у нас: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения. На простой вопрос известной телеведущей: кто помог вам в вашей профессиональной деятельности, она вспомнила свою учительницу литературы, которая открыла ей, школьнице, простую истину, в чѐм заключается искусство чтения. Талантливый читатель, выявив авторскую позицию, учтѐт мнение авторитетов и выработает свою собственную точку зрения. Услышать это было принципиально важно, потому что известная телеведущая ещѐ раз подтвердила, что труд талантливого писателя нуждается в труде не менее талантливого читателя и что владение навыками чтения и успешность неразрывно связаны между собой. Наша задача – повышение качества образования. Качество образования можно определить как уровень успешности и социализации выпускника. В нашем современном информационном обществе дети будут успешны, если они смогут работать с потоками информации, если у них будут сформированы навыки функциональной грамотности. Само понятие функциональной грамотности было введено в 1957 г. ЮНЕСКО. Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Так как же научить ребѐнка работать с текстами? Это проектная деятельность, которая формирует навыки работы с различными источниками информации. В прошлом учебном году в нашей школе всего было выполнено 28 проектов в старшей школе и 14 в начальной школе. Самыми успешными оказались проекты по литературе, математике, робототехнике, химии, английскому языку, этнокультуроведению. Как отмечали члены жюри, авторы лучших проектов нашей ученической научно-практической конференции продемонстрировали речевое мышление, умение ориентироваться в различных источниках информации, владение ИКТ- технологиями. Действительно, проектная деятельность напрямую способствует формированию функциональной грамотности, но во внеурочную проектную деятельность вовлечены не все учащиеся школы. Возникает вопрос, какие ещѐ ресурсы можно задействовать? Это урок – проект. Некоторые педагоги нашей школы провели уроки в такой форме во время предметных недель. Я тоже попробовала это сделать вместе с учащимися 5 «Г» класса. Ребята поставили перед собой задачу – обобщить знания по теме «Имя существительное» и подготовиться к диктанту. Ребята работали с преобразованием текстов правил в схемы, таблицы, рисунки. Продуктом нашей совместной работы стал плакат и памятка по подготовке к диктанту. Забегая вперѐд, скажу, что дети отрабатывали важное умение – составлять несплошные тексты и преобразовывать несплошные тексты в сплошные, речь о которых и пойдѐт дальше. Вообще чѐтко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В проектной деятельности удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они и делят тексты на сплошные и несплошные. Сплошные тексты нам хорошо известны. Это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе. Выбор способа прочтения такого текста напрямую зависит от цели. В соответствии с целью и выбирается просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение. А наши дети изучают их на уроках словесности. Работу со сплошными текстами при организации проектной деятельности можно разделить на два вида: - обработка текста (посредством написания конспекта, составления плана и тезисов); - поиск ответов на вопросы по тексту, в т.ч. на те, на которые нет прямых ответов. При работе со сплошными текстами и большими объѐмами информации в проектной деятельности целесообразно использовать стратегию « пирамида Блума». Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание – то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи. Чаще всего пирамида Блума может использоваться при работе с проектами гуманитарного цикла. Однако участники круглого стола из разных предметных областей в своих анкетах высказали пожелание более подробного знакомства с данной стратегией. Каковы же критерии отбора сплошных текстов для работы? Еще К.Д. Ушинский говорил: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Действительно, первое учебное пособие, которое попадает детям в руки, - это учебник. Проанализировав учебник по русскому языку для 5 класса, можно были сделаны следующие выводы: 1. Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе текста для работы 2. Текст должен быть понятным и доступным 3. Тексты не должны содержать фактических ошибок. | |
Просмотров: 1039 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|