Сейтахметова А.К.- учитель СШ№2 гор. Кандыагаш Актюбинской области Школа как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов её представления. Новые информационные технологии в обучении географии могут быть использованы в следующих направлениях. Прежде всего, это использование демонстрационных комплексов «интерактивная доска» или «компьютер- видеомагнитофон- проекционное устройство» на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного материала. При этом важно сочетать интерактивный и аудиовизуальный способы подачи информации, не увлекаясь каким-либо одним. Аудиовизуальные средства могут обрушить на ученика мощный поток однонаправленной информации, который сложно освоить за ограниченное время на уроке, просмотрев только один раз. При этом с их помощью можно продемонстрировать яркие объекты и явления, используя носители информации. Интерактивные средства позволяют управлять учителю и ученику потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальным при выводе изображения на экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассматривать многие объекты и явления. При этом обучение проводится с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку необходимо исключить её вредное воздействие на учеников. Использование современных информационных технологий на уроке позволяет уменьшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление. На проверку знаний на обобщающих уроках уходит много учебного времени, которого всегда не хватает. Используя электронные учебники, различные компьютерные программы, я проверяю знания за 20-25 минут. Формы опроса могут быть разными. Это и проверка знаний при помощи тестов, и выполнение практических заданий, и творческие работы и т.д. При этом у меня высвобождается время для работы со слабоуспевающими учениками, для решения различных текущих вопросов. После изучения темы с комплексным применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, мы проводим проверочные работы, которые показавают более высокую усвояемость знаний по сравнению с контрольным классом, в котором применялись традиционные технологии обучения. Коэффициент обученности по изученной теме в экспериментальном классе превысил на 17% коэффициент обученности в контрольном. Это здоровье сберегающие технологии, потому что у учащихся нет боязни перед контрольными и проверочными тестами, ведь каждый ученик знает, какой объем работы ему надо провести, чтобы подготовиться и успешно сдать тесты. Интерес учащихся к предмету значительно вырос, и учащиеся пытаются сами создавать электронные версии опорных схем, конспектов. Достаточно перспективно использование геоинформационных систем (ГИС) – особых интерактивных систем, способных на новом техническом уровне реализовать сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных как средство получения учащимися на их основе новой учебной информации и знаний о пространственно- временных явлениях. Использование новых информационных технологий заставляет пересматривать содержание учебного предмета. От изучения обширного объема фактического материала постепенно имеет смысл переходить к обучению приемам его самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, поскольку современные технические средства позволяют с постоянно растущей скоростью обрабатывать и предоставлять доступ к обширному объему знаний. Особенно большую роль здесь играют бурно развивающиеся сети типа Интернета, стирающие пространственные барьеры. Учитель сегодня не только передает учащимся знания основ наук, но и развивает в них способности к самообразованию, чтобы каждый школьник мог продолжать свое обучение в течение всей жизни и вступать в будущее уверенным в себе. И неоценимую помощь учителю в реализации поставленных задач могут оказать информационные технологии. Я уверена, что за ними большое будущее.
|