Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Жастардың, жасөспірімдердің әлеуметтік белсенділігін қалыптастыруда клубтардың, қоғамдық ұйымдардың, қосымша білім беру ұйымдарының ролі. Роль организаций дополнительного образования, общественных организаций, клубов в формировании социальной активности подростков, молодежи Мартынов С.П. Общеобразовательная средняя школа № 39 инновационного типа с гимназическими классами, физическая культура Доклад Дополнительное образование детей, молодежи как неотъемлемая часть системы образования преобразована в систему дополнительного образования. Наличие и распространение негативных явлений в молодежной среде (рост юношеских девиаций, отсутствие позитивных жизненных целей и активной гражданской позиции у подростков и молодежи), вызванных неблагоприятной социально-экономической обстановкой в стране и разрушением нравственных ценностей в обществе, обуславливает необходимость изучения особенностей социализации подростков. К данной проблеме обращались ученые педагогики, психологии, социологии. Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» — «культура» — «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова). Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Н.Г. Крылова, Н.Кленова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. Анализ литературы позволил сформулировать следующие противоречия между потребностью в изучении форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и недостаточной изученностью данной проблемы. Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы формы организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. В процессе становления системы во внешкольных учреждениях сформировался широкий спектр разнообразных детских объединений (военно-служебные, художественно-творческие, общественно-политические, научно-исследовательские, клубно-досуговые). В тоже время, развитие системы внешкольной воспитания, а затем и дополнительного образования детей происходило в значительной мере стихийно. Поэтому, отсутствие ориентиров для типологии профилей детских объединений и учреждений дополнительного образования детей затрудняло решение вопроса об оптимальном наборе объединений в многопрофильном учреждении, в микрорайоне крупного города, малом городе, в сельском районе. Кроме того, классификация вариантов профилей и программ дополнительного образования, детских объединений востребована как необходимый элемент управления системой в соответствии с индивидуальными запросами воспитанника. Другими словами научно-обоснованная классификация может выступить механизмом, обеспечивающим сочетание личных и общественных интересов в процессе социального воспитания. В Павлодаре функции воспитания детей и подростков целенаправленно осуществляет Детско-молодежный центр и в частности существующий при нем спортивный клуб «Батыр». Эта организация дополнительного образования осуществляет воспитание социальной активности детей средствами различных видов деятельности (спорт, туризм и т.д.). Дополнительность этого вида деятельности в системе дополнительного образования г. Павлодара заключается в том, что оно компенсирует недостатки школьного образования в целом. При этом, чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире представлен спектр образовательных интересов личности, которые школа сама удовлетворить не может. Воспитательно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогами в сотворчестве с детьми, направлена на развитие трудолюбия, интереса к занятиям спортом, ведению здорового образа жизни. Проводятся встречи со знаменитыми спортсменами области и республики, посещаются, проводимые в городе соревнования по различным видам спорта. Ребята участвуют в трудовых десантах, оказывают помощь участникам ВОВ. Огромное значение в организации воспитательной деятельности спортивного клуба «Батыр» имеет творческое отношение тренеров-преподавателей к сотрудничеству с детьми. Наши тренеры-преподаватели проходят курсы повышения квалификации, которые проводит РУПЦФК под руководством Мамашева Т.Ф. Областной спортивный комитет ежеквартально организует мастер-классы по различным видам спорта, которые проводят ведущие тренеры-преподаватели Павлодарской области: Андриенко Б.П. (заслуженный тренер Каз ССР), Мейрамгалиев, Кольев В.Т., Горелов В.П., Акопов А.С. Задачи воспитания социальной активности детей реализуются через систему тренировок атлетизмом в тренажерном зале. Кроме этого направления функции воспитания детей и подростков в системе дополнительного образования осуществляются через участие детей и подростков в туристических и краеведческих слетах. В рамках этой программы наши воспитанники совершают путешествия, экскурсии по городу, области. Особенностью данной программы является интеграция экологической деятельности с туристкой, так как осуществление экологических экспедиций без туристских навыков невозможно. Имеет значение целостность реализации образовательных программ. Все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированных праздников. Детский молодежный центр осуществляет экологический всеобуч, включающий в себя просветительскую работу по проблемам экологии городских водоемов; природы как фактора здоровья человека; памятников природы родного края, использования этнических традиций в изучении экологии. К числу социально-ориентированных воспитательных дел, проводимых Детским молодежным центром, относятся: ток-шоу «Мы в ответе за тех, кого приручили»; акция «Спешите делать добро»; научно-практическая конференция «Первый шаг к нобелевской премии»; экологический марафон «Спасите нашу планету»; викторина «Знаешь ли ты свой край?»; «О спорт - ты мир!». Проектируя содержание образовательных программ, с учетом специфики учреждения дополнительного образования, педагоги Детского молодежного центра акцентируют внимание на их воспитательную направленность. Таким образом, проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности, способствует воспитанию социальной активности детей и подростков, проявляющейся в позитивном, бережном отношении человека к окружающему миру, к природе. Решать проблемы развития личности ребенка без взаимодействия с семьей воспитанников практически невозможно. Семейное воспитание во все времена было определяющим компонентом воспитания подрастающего поколения. Однако изменения, происходящие в обществе, прежде всего, отразились на состоянии современной семьи: экономические, социальные, нравственные, образовательные позиции современной семьи значительно снизились. Проблемы семьи известны педагогам не из журналов и газет, они напоминают о себе в процессе каждодневной работы с детьми. Информационно-просветительская, психологическая работа, совместное творчество – основные звенья сотрудничества с родителями. Информирование родителей о проблемах воспитания в семье, накопление специальных знаний в области семейной педагогики дают свои положительные результаты. Регулярно, раз в месяц, проводятся собрания с родителями, на которых обсуждаются текущие вопросы деятельности клуба и поведения их детей. Создан родительский комитет, решающий все организационные вопросы в период между собраниями. Организация социального опыта в детских общественных организациях протекает в определенных формах организации взаимодействия. Анализ различных современных подходов позволяет определить форму организации воспитательного взаимодействия как ограниченную по месту и времени структуру (конструкцию) взаимодействия детей и взрослых, позволяющую решить определенные задачи социального воспитания. В современных условиях учреждения дополнительного образования играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. Форма осуществления социального воспитания - наиболее обобщенное целостное отображение специфики функционирования воспитательной организации, в соответствии с определенными социокультурными аналогами. Использование понятия «форма», призвано обозначить особенное единство и специфическое сочетание характеристик социального воспитания в рамках определенной воспитательной организации - ценностно-смысловой, содержательный и организационный планы жизнедеятельности. Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Но далеко не все они подходят для учреждений дополнительного образования. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности — интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество — возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания — серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимости педагогических услуг. Последняя причина — решающая при выборе формы воспитания в нашей стране. Таким образом, в современных условиях, учреждения дополнительного образования играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. На основе анализа практического опыта деятельности Детского молодежного центра г. Павлодара по организации воспитания подрастающего поколения, можно утверждать, что педагогический коллектив успешно решает поставленные перед ним задачи дополнительного образования подростков и молодежи. | |
Просмотров: 1008 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|