Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Статья: «Использование интерактивных методов работы для развития учащихся начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование» Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы требует нового методологического подхода к организации системы образования. Школа будет воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться. Это потребует новых подходов к преподаванию и оценке знаний. В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни. Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функция педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности обучающихся. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать своё собственное будущее. А какие формы, приёмы, виды работы, технологии помогут в решении данных задач и какие из них наиболее эффективные? Исследования, проведенные ещё в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в "Пирамиде обучения". Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне действовать – и я научусь». Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Или, говоря кратко, интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: • Мини-лекция • Работа в группах • Контрольный лист или тест • Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта • Решение ситуационных задач • Приглашение визитера • Дискуссия • Интервью • Инсценировка • Проигрывание ситуаций • Обсуждение сюжетных рисунков • «Мозговой штурм» (атака) • Метод проекта • "Незаконченное предложение" • Рефлексия Для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты: 1. Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников; 2. Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива; 3. Обязателен процесс общения, диалог; 4. Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами; 5. Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией. - Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Слайды, изготовленные с использованием анимации, позволяют расширить объём заданий, сосредоточить внимание детей, развивая при этом интеллектуальные способности учащихся. - Нельзя забывать и об Интернет-ресурсах, об электронных учебниках. Качественная продукция улучшит качество образования. - «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. - Мини-лекция. Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. - Ролевая игра. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. - Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе. - Просмотр и обсуждение видеофильмов. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал. - Рефлексия. Обратная связь позволяет выяснить реакцию учащихся на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения урока, оценить результат. Учащимся предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока или всего дня. Поэтому считаю целесообразным использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, информационную компетенции, компетенцию разрешения проблем и самоменеджмента. Наглядность, доступность интерактивных форм и средств обучения позволит сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащегося. Успехов Вам в овладении интерактивными методами работы!!! | |
Просмотров: 836 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|