Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи: 1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса; 2. развить способности и интересы учащихся; 3. повысить качество знаний; 4. более рационально использовать учебное время каждого; 5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность; 6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний. Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня гос. Стандарта. Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы. Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. 1. Опрос: При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Например, при закреплении темы «Электрические явления» в 8–ом классе выдаю уч-ся кроссворды в 2-х вариантах. По вертикали: 2. Физическая величина, измеряемая ваттметром. 3. Электромагнитное устройство, применяемое для автоматического включения и выключения электрической цепи. По горизонтали: 3. Единица измерения силы тока. 4. Прибор для снятия перегрузки проводов электрическим током. По вертикали: 1. Упорядоченное движение заряженных частиц. 2. Частица, входящая в состав ядра атома. По горизонтали: 1. Древнегреческое название янтаря. 4. Небольшое морское судно. При закреплении темы «Плотность вещества» в 7-ом классе предлагаю уч-ся решить задачи: 3-ий уровень- «Чему равна масса 0,07 м3 сухого песка?» 2-ой уровень-«Тело, массой 0,05кг, имеет размер 115*115*125 см. Определите вещество» 1-ый уровень-«Какой вместимости надо взять сосуд, чтобы в него можно было налить молоко, массой 0,5кг?» Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся группы Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Например, при изучении темы «Энергия атомных ядер» уч-ся нашли (с помощью Интернета) и подготовили доклад «Энергетика и экология». Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей (использую «Энциклопедию оп физике»). В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням. Например, для уч-ся 9-го класса в контрольной работе по теме «Строение атомного ядра» даю всем по три задания, но разного характера: 1-ый уровень- «При обстреле ядер фтора 19F 9 протонами образуется кислород 16О8. Сколько энергии освобождается при этой реакции и какие ещё ядра образуются?» 2-ой уровень- «Сколько нуклонов в ядре атома серебра 107Ag47 ? сколько в нём протонов и нейтронов?» 3-ий уровень- «Элемент АХZ испытал альфа-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y? Выберите правильный ответ. А. АХZ+1 Б. А-4ХZ-2 В. АХZ-1 2. Объяснение нового материала: При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Например, на уроке «Строение атома» в 8-ом классе даю историческое сообщение об открытии электрона. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала: так например, уч-ся 9-го класса нарисовал рисунок дельфина, который излучает ультразвуковые волны; уч-ся 7-го класса изготовили дома прибор для демонстрации закона Паскаля. А детям группы В - найти толкование новых слов (например, после изучения темы «Сила»найти значение слова «силомер»; а после изучения темы «Относительность движения» в 9-ом классе уч-ся нашёл трактовку понятия «Парадокс»). 1. Закрепление нового материала: При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы Б и В сразу же предлагаю выполнить упражнение в конце параграфа. Для детей групп А предлагаю тоже упражнение, но задаю дополнительный вопрос к задаче. Например, со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности. При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет. При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Осуществляю дифференциацию и при проведении лабораторных работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с лабораторным заданием слабым, например, собрать правильно электрическую цепь, учитывая правило соединения проводников. 4. Домашнее задание: Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: написать эссе «Физические явления вокруг нас»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители. Результаты применения. Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Физики" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество физического образования школьников. Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать - необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся. В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении. | |
Просмотров: 1172 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|