Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Русакова Надежда Николаевна Школа – гимназия №32 г. Астана Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка. В современном мире дети стали своеобразным объектом, на который направлены различные по идеологической направленности , зачастую разрушительные потоки информации, деятельность различных организаций, групп, СМИ. Стремление противостоять этому разрушению и привело к обращению к огромному интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народной педагогике. Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры. Роль учителя начальных классов в воспитании этнотолерантности очень высока. Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов: -уроки на основе этнокультурного материала; -внутрипредметная и межпредметная интеграция; -уроки с использованием современных интерактивных технологий. Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета. Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка. Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей. Педагогические и психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера. В любой пословице всегда присутствует назидательный момент. Казахские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики. На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма. При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы: Дерево красиво листвой, человек – одеждой .Борода – украшение лица, а пословица – украшение речи. Болезнь от грязных рук всегда приходит, от грязных языков беда приходит. Украшение земли – хлеб, украшение человека – знания. При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки». (Хороший) человека узнают по его товарищу. С (хороший) товарищем достигнешь цели, с (плохой) товарищем останешься в стыде. (Ласковый) слово радует душу. Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В первом классе использую на минутках чистописания, при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв. Начиная со 2 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы. При закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»: Сдела…шь добро, достигн…шь хорошего, Сдела…шь худое, худое и получ…шь. Чему научиш…ся в родноч гнезде, Так и буд….шь поступать везде. Если два человека заговорят сразу – ни одного не услыш…шь. Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм: Гласные после шипящих: Делу время – потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. В чужие сани не садись. Грибы ищут- по лесу рыщут. Шила в мешке не утаишь. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН. Белые ручки чужие труды любят. Какова яблоня, таковы и яблочки. Ложка дегтя в бочку меда. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Синичка – воробью сестричка. Сначала цветочки, а уж потом ягодки. Правописание слов с ь – показателем мягкости. Больше думай, меньше говори. Смелость города берет. Осень – перемен восемь. Жить – Родине служить. Родина – мать умей за нее постоять. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Бьется как рыба об лед. Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть. Здоровью цены нет. Не игла шьет, а руки. Февраль силен метелью, а март – капелью. Ученье – путь к уменью. Глаголы 2 лица единственного числа. Баснями сыт не будешь. Без беды друга не узнаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Напишешь пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнешь. За чужим погонишься, свое потеряешь. Слезами горю не пожнешь. Личные глаголы 3 лица. Труд человека кормит, а лень портит. Кто не сеет, тот не жнет. Много видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает. Сладким портят, а горьким лечат. Трус погибает, а храбрый побеждает. Правописание местоимений. У вас дрова рубят, а к нам щепки летят. У него на вербе груши растут. Друг тот, кто в беде с тобой. Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. В букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки. Не жужжу, кода сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма. На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок. 1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.) 2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла) 3.В загадках встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает) 4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей. 5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.) 6.Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «ч» над морем я летаю, С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка) 7. Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например: Легко дышать в моей тени. Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила) Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон. При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки: Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце) Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила) При закреплении темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»: (С)неба (к)нам (при)летел, (По)кружился, тихо сел, Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег) Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в 4 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце. Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный сад». «Когда он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях». Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника. | |
Просмотров: 1381 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|