Классный час ИСТОРИЯ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА 3 класс Цель: привитие здорового образа жизни, желания заниматься спортом. Задачи: 1. показать причины искривления позвоночника и приёмы борьбы с этим заболеванием; 2. развивать умение критически воспринимать художественный текст; 3. воспитывать чувство взаимопомощи. Оборудование: таблица З-Х-У; тексты сказки; песня «Гномики» и магнитофон. Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников 1.Побуждение - Вам когда-нибудь снились стихи? Вот что приснилось мне: Если скажут мне «тетрадка», Сразу думаю – «открыть», Надо ручку для порядка, И внимательнее быть. Не тетрадка, скажут «кошка», И тотчас увижу я, Села кошка на окошко, Глаз не сводит с воробья. Не зря приснилось мне такое стихотворение, ведь первое задание, которое я приготовила для вас – это ассоциации к загаданному слову. Закройте глаза. Приготовьтесь представить то, что я скажу. ГНОМ - Нарисуйте, что представили. (1-3 минуты.) - Посмотрим, что получилось. (Дети представляют образ гнома. Рисуют гнома. Объясняют своё изображение.) Итак, наш классный час связан с кем? - Ой, прислушайтесь, кто-то пищит… Посмотрите под парту, там кто-то есть… Это гномы. Возьмите гнома на ладошку. Спросите, чего он хочет. - А гном отвечает: «Скучно мне одному, покачай меня на ладошке, как на качелях». Давайте выполним его пожелание…. Слышите, гном говорит: «Спасибо, мне пора по делам. Отпусти меня, пожалуйста.» Отпустите гнома, делайте это осторожно. Вот и скрылись гномы. Не видно. Садитесь на места. (Дети играют вместе с учителем.) Наша встреча с гномами была сейчас воображаемая. В одной сказке недавно я читала, что можно познакомиться с настоящими гномами. Её мы и будем сегодня читать. -Чтобы легче понять и запомнить всё, о чём пойдёт речь, будем заполнять таблицу. Только прежде скажите, какое настроение должно быть у наших гномов после чтения на качелях? А классный час называется сегодня «РАССКАЗ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА». (заголовок появляется на доске) Почему, как думаете? (всего 5-7 минут) (Предположения детей.) 2.Реализация - В первой части таблицы запишем, что знаем о гномах. - Итак, сейчас мы с вами знаем, что гномы … (Учитель делает обобщение по записям.) Дети сначала обсуждают задание в группах (2 минуты), затем говорят, что знают, учитель делает записи на доске. - Чтобы заполнить вторую часть таблицы, вам нужно в группах придумать 1 вопрос, связанный с гномами, который вас интересует. (1 минута) Дети придумывают по одному вопросу. - Какие вопросы у вас получились? (учитель записывает вопросы на доске во вторую графу таблицы.) -Пришло время и вам прочитать сказку, о которой я уже говорила. - Работаем в группах. Вам нужно найти ответы на вопросы. Они помогут заполнить третью часть таблицы. Дети читают сказку по частям. Первую и третью части дети читают полностью самостоятельно. Вторую часть читает учитель, дети следят по тексту. Четвёртую часть вначале читает учитель, заканчивают дети самостоятельно. ВОПРОСЫ: - Какая опасность подстерегает Диму?(после первого вопроса раздать иллюстрации к сказке) - Какие советы дал гном детям? - Как изменилось здоровье и настроение жителей города? - Почему у гномов больные сердце и лёгкие? - Что может помочь жителям вернуть прежний вид? Каждая группа ищет ответы к каждой части, а затем заполняется третья часть таблицы. Во время чтения о лечебной физкультуре проводится физминутка с использованием упражнений из ЛФК. - Посмотрим, ответили ли мы на ваши вопросы? 3.Рефлексия - Вернёмся к вашим рисункам. Напишите короткое письмо гномам, используя информацию с этого занятия. (3 минуты) Дети пишут письмо гномам. Затем ответы зачитываются. - Ну а занятия лечебной гимнастикой стали уже помогать нашим гномам. Слышите, какая у них весёлая песенка… (прослушивание) Теперь наш классный час называется РАССКАЗ БОЛЬШЕ НЕ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА. (Сменить заголовок, который был раньше.) ЗАДАНИЕ: разучить упражнения, которые помогут укрепить позвоночник, сохранить красивую стройную фигуру. Оформляется выставка на доске. Таблица З-Х-У к сказке Что знаем о гномах Что хотим узнать Что узнали нового ЛФК для профилактики кифоза 1. Ходьба с круговыми движениями рук, хлопками над головой, попеременным подниманием. 2. Исходное положение - руки к плечам, руки вверх, вдох, руки вниз, выдох. 3. Исходное положение - стоя. Отведение рук назад слегка прогибаясь в грудном отделе, отставляя ногу назад на носок. 4. И. п. — о. с. Руки в стороны. Пружинистые отведения рук назад, соединяя лопатки 5. Прислонитесь спиной к вертикальной ровной поверхности, например к стене. Обязательно касайтесь ее одновременно затылком, развернутыми, немного опущенными плечами, лопатками, ягодицами и пятками. Постойте несколько секунд, запомните достигнутое положение тела и, сохраняя его, отойдите от стены. ЭТО - ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА. ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ по сказке Твердохлебовой РАССКАЗ ПЕЧАЛЬНОГО ГНОМА 1. Однажды Дима попал в город, где все жители были маленькие-маленькие. - Это настоящие гномы! Они могут выполнить моё любое желание! – обрадовался мальчик. - Вряд ли, - услышал Дима чей-то голос и увидел на лавочке такого же гнома. – Нам самим нужна помощь. Дима приблизился к лавочке. Тут он понял, что это не гном, а обычный человек, но маленького роста. На груди и спине у него были горбики, а голова опущена ниже плеч. - Садись рядом и слушай, да только внимательно, - сказал печальный гном. – Если что-нибудь пропустишь, сам станешь похожим на меня и всех жителей нашего бедного города. Дима осторожно присел на скамью и стал слушать рассказ печального гнома. - Посмотри по сторонам внимательно. Видишь, сколько нас. Мы никогда не можем взглянуть на небо, проследить за полётом птицы... Давным-давно наш город был цветущим, а жители красивыми и стройными. Днём мы работали, а вечером в летнее время выходили на стадионы и играли в футбол, баскетбол, бадминтон. Мы купались и плавали в бассейнах и в реке. Зимой катались на лыжах и бегали на коньках. ВОПРОС. О какой опасности предупреждает Диму печальный гном? 2. Однажды появился среди наших жителей маленький сгорбленный человечек. Все жители жалели его, помогали ему, потому что были добрыми людьми. Постепенно горожане привыкли к маленькому человечку и не стали замечать его уродства. А гном только этого и ждал. Оказывается, это был злой гном – дед Кифоз, который хотел сделать всех людей похожими на себя. Он решил всех, даже детей превратить в гномов, таких же горбунов, как он сам, чтобы они не смотрели на него сверху вниз. Каждый день дед Кифоз выходил на улицу и садился на скамеечке возле играющих детей и начинал над ними смеяться: - Ой, какие же вы длинные, как же вам неудобно играть в прятки, ведь вас видно за версту! Толи дело я! Я могу спрятаться за любой камень или кустик. А как вам неудобно сидеть за столом или партой, читать, или писать. Дети сначала не обращали внимания на слова гнома, а Кифоз снова за своё: - Ох, миленькие мои! Как же вам неудобно достать мяч с пола или завязывать шнурки на ботинках! И так каждый день. Слушали дети, слушали и поверили деду Кифозу. - А как стать маленькими, - спрашивали они его. - А очень просто, - ответил злой волшебник, - просто нужно всё время немного нагибать голову и опустить плечи. Обедаешь – нагнись пониже над тарелкой, читаешь или пишешь – нагибайся к тетрадке или книжке. А ещё хорошо, когда читаешь, сесть в кресло и согнуться калачиком. И не занимайтесь зарядкой, не занимайтесь спортом. Это делает вас отвратительно стройными и длинными. Доверчивые дети поверили злому гному и постепенно превратились в маленьких уродцев. Всё больше и больше стало появляться вокруг гномов, и через несколько лет стало нельзя отличить, где настоящий гном, а где обманутые им люди. ВОПРОС. Какие советы дал гном детям? 3. Шло время. В городе не осталось ни одного человека с нормальной фигурой. Заросли дикой травой стадионы, высохли бассейны. Жители города ослабели, разучились веселиться и смеяться. Только одно весёлое лицо и можно было увидеть в городе – это лицо деда Кифоза, который был очень доволен, что все вокруг теперь сделались сутулыми, горбатыми и кривобокими. ВОПРОС. Как изменилось здоровье и настроение жителей города? 4. Диме стало жаль маленьких человечков этого города. - Не беда! – воскликнул он. – Подумаешь, горбатые! Лишь бы сердце оставалось у вас добрым и здоровым! - Что ты, - махнул рукой печальный гном. – Трудно сердцу оставаться здоровым. Ведь оно помещается в грудной клетке, защищено рёбрами и позвоночником. А если человек сутулится, горбится, позвоночник искривляется, грудная клетка неправильно развивается. Они вместе давят на сердце и лёгкие. Приходится напрягаться, чтобы обеспечить организм питательными веществами и кислородом, которые содержатся в крови. - Неужели нельзя выпрямить искривлённый позвоночник? – воскликнул Дима. - Вот этим мы сейчас и займёмся, - услышал мальчик голос знакомого Доктора. - Как Вы здесь оказались? – удивился Дима. - Почувствовал, что тебе, да и не только тебе нужен мой совет. - Ты хотел помочь этим людям? Тогда за дело! - Я готов! - Беги по улицам, стучи во все окна и двери и говори каждому жителю: «Всем, всем, всем, кто хочет снова стать стройным, рослым и красивым! Скорее выходите на улицу! Спешите на стадионы! Приведём стадионы в порядок! А пока будем заниматься физкультурой во дворах! От каждого потребуется только настойчивость, терпение и сильное желание стать снова здоровым!» Дима пустился со всех ног выполнять задание Доктора. Голос мальчика был такой звонкий, взволнованный и решительный, что ему нельзя было не поверить. До поздней ночи Доктор осматривал больных, назначал им лечебную гимнастику. А Дима трудился на стадионе, очищая его от травы. Вспомнили и о деде Кифозе. Но он исчез. Его искали повсюду, но бесполезно. Возможно, он отправился в ваш город? Будьте осторожны! А Дима сейчас снова дома, учится в третьем классе. Если вам нужна его помощь, сообщите. Он тут же придёт вам на помощь. ВОПРОСЫ. Почему у жителей города больные сердце и лёгкие? Что поможет жителям города справиться болезнью?
|