Исследование в действии
учителя казахского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная школа №14» города Сатпаев Карагандинской области
Амантаевой Даны Онгаркызы
Тема исследования: «Как групповая форма работы влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках казахского языка?»
Мечта каждого учителя – научить ученика самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Но, самое главное, чтобы они учились с интересом и удовольствием, чтобы повысилась активность познавательной деятельности учащихся.
Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся.
Мерсер (2005) доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Основной метод взаимодействия людей в процессе сотрудничества – это обмен мыслями, информацией.
Обучение в сотрудничестве – образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта.(Руководство для учителя. с.228)
Программа семи модулей, изученная на курсах даёт возможность понять все основные проблемы и пути, с помощью которых решается проблема качественного образования. Новые подходы в преподавании (групповая форма работы, диалоговое обучение) прекрасно зарекомендовали себя во многих странах, на любых предметах, в любом возрасте. Используя новые подходы в обучении можно преподавать интересно, групповая форма работы позволяет нашим детям самостоятельно добывать знания. Она даёт большие возможности для раскрытия потенциала ученика.
Как повысить активность наших учеников? Ответ можно найти в Программе курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Это обучение в сотрудничестве, создание коллаборативной среды. В условиях коллаборативного обучения учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций и принимать активное участие (Шмит и Магрегор,1992).
Ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же информацию, представленную в других учебных форматах.(Руководство для учителя. с. 229).
Исходя из всего вышесказанного, для своего исследования в действии я выбрала тему: «Как групповая работа влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках казахского языка». Целью исследования является - проследить, как групповая форма работы может повлиять на повышение активности учащихся на уроке казахского языка. Именно это и необходимо мне для проведения уроков. Я решила, что необходимо пересмотреть свою практику работы в школе. После беседы с коллегами выяснилось, что они тоже заинтересованы в таких изменениях.
Тема исследования актуальна для школы, так как в последние годы наблюдается тенденция к снижению стремления к овладению знаниями большей части учащихся. Чем старше становятся учащиеся , тем меньше становится в классах число отличников и хорошистов, тем пассивнее работают учащиеся на уроках, снижается интерес к процессу обучения.
Поэтому мной был поставлен исследовательский вопрос: Что и как, я должна изменить в преподавании и обучении учащихся? Каким образом повысить познавательную деятельность учеников на уроках казахского языка?
Для исследования в действии, я выбрала 10 «А» класс, где обучаются ученики с разными типами темперамента и мышления. На уроках многие ученики демонстрируют свою любознательность, активность, заинтересованность в результате, но есть категория учащихся с низкой мотивированностью и отсутствием интереса к изучаемому предмету. В классе 11 учащихся, из них: 1 отличница,5 хорошистов. Класс сформирован из двух 9-х классов. В этом классе я преподаю казахский язык с 5-го класса. Поэтому я знаю, что класс с хорошей подготовкой по казахскому языку, но есть и менее заинтересованные предметом ученики. В этом классе в последнее время я заметила снижение активности на уроке. Учащиеся, имеющие низкие и средние достижения в учебе, не всегда активны на уроке, часто отвлекаются, выполняют лишь часть заданий. Не проявляют особой активности и учащиеся с высоким уровнем мотивации. Возможно, это было связано с возрастными особенностями (с взрослением).
Что послужило для меня выбором именно 10-го класса? Именно в 10 классе начинается подготовка к ЕНТ, казахский язык является одним из основных предметов. Однако результаты по предмету не засчитываются при получении сертификата, поэтому учащиеся не заинтересованы в качественной подготовке.
Одной из главных проблем изучения казахского языка является неспособность учащихся самостоятельно добывать знания, низкий уровень владения языком, небогатый словарный запас слов. Вопросы, которые часто задаются на уроках, низкого порядка (на знание и понимание).
Обучаясь на уровневых курсах повышения квалификации пед. работников РК в г.Алматы , где каждый день нашего обучения проходил во взаимодействии друг с другом, я убедилась в том, что работая и обучаясь в небольших группах, быстрее можно решить поставленную проблему или задачу, лучше усвоить материал.
Для достижения поставленных целей мне предстояло внести изменения в свою практику. А для этого я должна пересмотреть содержание обучения, методы и приемы, которые мною использовались в обучении учащихся раньше. Так как именно учитель является «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников» (Руководство для учителя, с.149.) Если я желаю, чтобы мои ученики стали успешными, я должна измениться сама и изменить их, предложив им «новые подходы» в обучении.
Свои изменения в практику я начала с разработки среднесрочного планирования серии последовательных уроков. Разработанные на основе среднесрочного плана краткосрочные планы на каждый урок предусматривали:
- организацию групповой работы;
- применение приемов развития критического мышления на каждом этапе урока;
- использование информационно-коммуникационных технологий;
-применение таких форм оценивания, как взаимоценивание и самооценивание; формативное оценивание;
- выполнение дифференцированных заданий учениками с разными уровнями успеваемости;
- обратная связь с учениками
Совместно с учащимися выработали общие правила работы в группе: уважать мнение другого, помогать друг другу, слушать друг друга и т.д В течении всех 4 уроках дети старались не нарушать эти правила. Каждый ученик смог поработать друг с другом, задавать вопросы, обсуждать совместно тему, находить общее решение. Вела наблюдение за 3-мя учениками с различным уровнем успеваемости, которых я определила по данным психологических тестов, предоставленных психологом.
Ученица А- имеет отличную успеваемость по предмету. На уроках работает активно. Самостоятельно владеет разговорной речью, имеет большой словарный запас. По характеру застенчива, малообщительна. За период исследования мне хотелось бы увидеть, как она проявит себя в групповой работе, будет ли сотрудничать с другими учениками в группе, будет ли более общительной.
Ученица В – со средней успеваемостью, средним уровнем мотивации. Имеет небольшой словарный запас. Старательная, общительная, не всегда проявляет активность на уроке, часто отвлекается на уроке. К концу исследования мне хотелось увидеть, повысится ли ее активность на уроке.
Ученик С -учится удовлетворительно, не лишен способностей, имеет низкую мотивацию к обучению. На уроках пассивен, безразличен к процессу обучения, невнимателен. Не заинтересован в конечном успехе. За время исследования мне хотелось повысить его познавательную активность к изучению предмета.
Все уроки исследования я проводила с использованием групповой формы работы. На каждом уроке я делила детей на малые группы(3-4 человек) разными способами: метод «Мозаика», «Алфавит», «Составь сложное слово», с помощью картинок с изображением национальных блюд. Такое деление способствовало сменному составу группы. Ученик на каждом уроке оказывался в новой группе, где могли собраться ученики с разными способностями. Такое распределение помогало учащимся взаимодействовать друг с другом, сплотиться, улучшить взаимоотношения в группе.
Чтобы создать благоприятный психологический климат в классе, на каждом уроке я проводила тренинги, например «Приветствие», «Подарок из волшебного сундучка», «Доброе пожелание» , игры, которые позволили преодолеть барьеры в общении между учащимися, повысить взаимное доверие, сплочение их в дружную команду, развить в них потребность участвовать в разговорах с классом. Я могу с уверенностью сказать, что правильно подобранные тренинги и игры позволяют создать рабочую среду и интерес обучающихся к получению знаний.
Для повышения познавательной активности учащихся на уроке я применяла различные приемы развития критического мышления. Например, на протяжении уроков учащиеся составляли кластеры, постеры. Использовала приемы «Синквейн», диаграмму Венна, для опроса учащихся прием «Поймай вопрос» и т.д. –все эти приёмы побуждают учеников к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Одной из форм групповой работы было самостоятельное изучение новой темы «Слитные слова», где был применен прием «Кубизм». При работе с текстом применила прием развития критического мышления ДЖИГСО. Здесь ученики А,В,С все проявили активность. Такой прием работы очень понравился ученикам.
Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка, оценивание по критериям.
Учащиеся с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, однако не всегда объективно. Кроме оценивания по критериям проводилось формативное оценивание, например, по стратегии «Светофор», с помощью смайликов, аплодисментами, «Две звезды, одно пожелание».
Ежеурочное применение информационно-коммуникационных технологий способствовало лучшему усвоению материала. Ученикам наиболее интересны и познавательны уроки с применением возможностей ИКТ. Ученик С с удовольствием выполнял задание на интерактивной доске: соотнести порядок с правилами приема гостей.
Нельзя представить работу в группе без диалога, которая выполняет немаловажную роль при изучении казахского языка. Диалог прослеживается на всех этапах урока, начиная с приветствия и до рефлексии, где учащиеся делились мнением об уроке. Диалог – это основное средство взаимоотношений между учащимися. Во время диалога у каждого учащегося есть возможность не только отвечать на вопросы учителя или учащегося, но и самому задавать вопросы другим членам группы.
Для установления обратной связи в конце каждого урока проводила рефлексию на проведенный урок, что понравилось и что нет, что нужно изменить. Оценить свою работу на уроке, что достиг в своем развитии. Рефлексию проводила различными способами : смайликами, «Плюс, минус, интересно», методом «Незаконченных предложений» и т.д. По итогам рефлексии видно, что уроки в новом формате нравятся учащимся.А для меня это было важно, знать мнение учеников, чтобы спланировать свою деятельность на последующих уроках, следить за развитием детей, чтобы повышать их мотивацию к стремлению овладения знаниями и навыками самостоятельного обучения.
Анализируя весь процесс исследования в действии для меня важно было проследить, произойдут ли какие-либо изменения в отношении детей к предмету и их познавательной активности.
Сравнивая отношения к предмету учащихся до начала исследования и после можно увидеть положительную динамику изменений в отношении к предмету в целом всех учеников класса и отдельно взятых учеников. Это говорит о том, что несмотря на короткое время пребывания на практике в школе , мне удалось изменить отношение учащихся к предмету в положительную сторону.
Все формы работы, которые я применила на своих уроках заметно улучшили познавательную активность учеников, особенно меня обрадовало повышение активности у учеников В и С.
В ходе исследования я выявила для себя, что именно групповая форма организации учебной деятельности учащихся приводит к дальнейшему росту самостоятельности в своих суждениях и она не возможна без дружеских доброжелательных отношений. В процессе наблюдения за учащимися 10 класса я увидела их сплоченный классный коллектив. У некоторых учеников произошла переоценка таких качеств, как желание помогать другому, умение общаться, заинтересованность предметом.
Цель, поставленная мною на период исследования в действии, на мой взгляд, достигнута. Хотя, конечно, имеются и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать в дальнейшей своей работе. Например, при работе в группах у учащихся не всегда получалось все хорошо. То есть ученики не всегда выполняют следующие правила:
• Умеют слушать друг друга;
• Комментировать высказывания одноклассников;
• Высказывать свое мнение по тому или иному вопросу.
Используемая литература:
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (основной) уровень. Издание третье. Рекомендовано к печати Методическим советом Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. Рекомендовано к печати Методическим советом Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014
3. Раздаточный материал. Издание первое. Астана.2011.АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
|