Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Фомичёв Василий Николаевич учитель начальных классов КГУ «Трёкинская СОШ» Зелёновский район ЗКО Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции: • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; • потребность в активной познавательной деятельности. Сегодня этот поиск активно продолжается в рамках проекта «Обновление содержания среднего образования Республики Казахстан». Авторы проекта считают, что организация контроля и оценки в современной школе должна придерживаться линии нетрадиционного оценивания учащихся, т.е. по результатам их собственного продвижения, повышения роли самооценки. По проекту «Обновление содержания среднего образования Республики Казахстан» одной из форм оценивания является Портфолио обучающегося. С целью отслеживания прогресса обучающегося учителю следует хранить работы, выполненные обучающимися за определенный период обучения. Портфолио обучающихся вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания результатов обучающихся. Портфолио – это целенаправленный сбор работ обучающегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания учебных достижений обучающихся. Оно может включать рабочие тетради, нарисованные обучающимися картинки, фотографии обучающихся в процессе выполнения практических заданий, результаты выполненных обучающимися исследований, комментарии учителя к работам. Некоторые работы обучающихся могут храниться в электронной версии. По проекту рекомендуется следующая структура портфолио обучающегося: • Титульный лист; • Разделители по предметам; • Суммативные работы за разделы, за четверти, например: письменные работы, презентации, эссе и т.д. с критериями оценивания и схемами выставления баллов; • Работы обучающихся, выполненные в процессе повседневного обучения и отражающие уровень учебных достижений; • Рекомендации, отзывы, обратная связь учителя; • Рефлексия обучающегося. Форма портфолио зависит от предмета и возраста обучающегося. В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в портфолио могут быть даны учителями, родителями. Я считаю, что перед оформлением, необходимо ознакомить учащихся с «Методическими рекомендациями по организации деятельности с портфолио". Я предлагаю такую памятку. ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ Уважаемый школьник! Ты являешься участником интересной формы оценки твоих школьных результатов - Портфолио младшего школьника. “Портфолио” (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Мы предлагаем тебе отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют тебя как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены тобой при выполнении других видов деятельности (творческой, исследовательской, проектной). Для этого внимательно прочти следующие рекомендации: Форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио ты можешь от руки, а можно и в электронном варианте. Для эффективности мы рекомендуем заполнять твой портфолио каждый урок, так как, чем чаще ты будешь оформлять записи, свидетельствующие о твоих результатах, тем полнее будет картина твоей успешности как личности. Помни, что знакомиться с портфолио будут другие люди, поэтому важно позаботиться и о форме подачи личных достижений. Ты можешь дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре портфолио. Это могут быть твои собственные размышления и идеи, которые возникли во время занятий или при посещении каких - либо мероприятий. Структура данного портфолио: 1 - Титульный лист; 2 - Разделители по предметам, которые включают следующие материалы: а) Суммативные работы за разделы, за четверти, например: письменные работы, презентации, эссе и т.д. с критериями оценивания и схемами выставления баллов; б) Работы обучающихся, выполненные в процессе повседневного обучения и отражающие уровень учебных достижений; 3- Рекомендации, отзывы, обратная связь учителя; 4-Рефлексия обучающегося. Право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования остается за тобой. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет тебе в дальнейшем соотнести то, каким ты был, с тем уровнем, которого ты достигнешь в дальнейшем. Разделы по предметам отделяются разделителями. Они включает суммативные работы за разделы, за четверти, например: письменные работы, презентации, эссе и т.д. с критериями оценивания и схемами выставления баллов и работы выполненные в процессе повседневного обучения и отражающие уровень учебных достижений. Также работы, проекты, исследования, выполненные в период обучения, сертификаты мероприятий, не имеющие официального подтверждения (корпоративные конкурсы, программы и т.д.), собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио - видео записи, констатирующие характер твоих достижений, твой уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии. Раздел “Рекомендации, отзывы, обратная связь учителя” представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на твои творческие работы, они заверяются учителем или родителями, классным руководителем. Для того, чтобы твой портфолио не потерялся, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя - предметника в доступном для тебя месте. В данный портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в “домашнем” портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди (учитель - предметник, родители, твои одноклассники) могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс. Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей. Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю. Также необходимо учителям знать методы организации и работы с портфолио. Методические рекомендации для классных руководителей, реализующих портфолио индивидуальных образовательных достижений школьников начального звена. Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации: 1. Годится ли преподавание для работы с портфолио? Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке? 2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио? 3. Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик? 4. Какие сроки для вложения и каких образцов нужно установить? 5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу? 6. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио? 7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио? 8. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п. ? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)? 9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой преподаватель, работающий в данном классе. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях школьника. Заключение На протяжении многих лет, в своей работе я использую портфолио. Я считаю, что портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников. Литература: 1. Руководство для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г. – с. 7-45. 2. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]: учебное пособие /Д.Б. Эльконин. - М.: Знание 1974. - С.45. 2.2. Проект портфолио младшего школьника. | |
Просмотров: 851 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|