Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Тренинг Тема занятия: Преобразование педагогической практики. Применение критического мышления в преподавании. Цель: Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке. Результаты обучения : Учителя разработают свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках. Ключевые идеи: Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Время Деятельность тренера Деятельность слушателей Оценивание Ресурсы 9.00- 9.45 Ток-шоу «Чёрный ящик» Уважаемые коллеги! Перед вами знаменитый чёрный ящик. Как вы думаете, какой вопрос будет сопровождать этот чёрный ящик? Это традиционный вопрос, но мы пойдём другим путём. - Скажите, с чем можно ассоциировать чёрный ящик? - Можно ли ассоциировать человека с чёрным ящиком? Почему? Вывод: Задача каждого человека: сделать так, чтобы мыслительные процессы в этом чёрном ящике происходили в максимально-конструктивном режиме, каждая идея работала на благо человека, а человек был заинтересован в процветании нашего государства. Визуализация участников А вот теперь предлагаю вернуться к вопросу, с которого мы начали исследование чёрного ящика. - что находится внутри чёрного ящика? - как мы можем проверить содержимое ящика? - наш чёрный ящик – не человек, поэтому мы можем его открыть и проверить правильность ваших предсказаний по поводу содержимого. (/в ящике находятся визитные карточки в форме сердец, разного цвета, каждый участник выбирает себе стикер/) Вывод: Уважаемые коллеги! Мы говорили, что каждый человек представляет собой систему чёрного ящика. Но визуально мы яркие, активные, конструктивные, полны идей. Поэтому выберите яркий стикер для себя, впишите в свободное поле своё имя, так, чтобы его было видно всем, для того, чтобы нам было проще общаться и приклейте на грудь. - Итак, у каждого из вас есть свой черный ящик, который представляет Вас, как личность, открытую к взаимодействию, способную критически осмысливать обстоятельства и принимать решения на основе анализа. Сообщение темы тренинга Какова цель нашего тренинга? Но прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, я хочу попросить Вас посмотреть на «Картину» (социометрия) Перед Вами картина, которая происходит на Земле ежесекундно – «Круговорот воды в природе» (краткая хар-ка изображения) 1. Пожалуйста, подумайте, с каким изображением вы себя ассоциируете прямо здесь и сейчас в нашей группе, по степени владения технологии «Критического мышления» и наклейте стикер с вашим именем на изображение. - С этими словами тренер раздает цветные стикеры по одному на участника - Тренер и вся группа видят портрет группы. Это является предметом обсуждения: « - Что мы хотим от нашей совместной встречи? - Что для нас было бы наиболее важным сейчас?». Таким образом социометрия плавно переходит в тренинг и проясняет позиции и цели участников. Ротация участников для работы в группах /формирование групп по цвету сердец желтый, зеленый, оранжевый, розовый, красный/ Мозговой штурм - Что такое Критическое мышление? Создание банка идей. Составление кластера: Критическое мышление - это… Групповое задание. Из предложенных характеристик распределить, что относится к критическому мышлению, а что к обычному. Представление своего видения. Ответы участников Предполагаемый ответ: Что находится в чёрном ящике? Предполагаемый ответ: мыслительный аппарат человека устроен настолько загадочно, что никто не может знать, какие мысли у человека в голове. Это на самом деле – чёрный ящик. Ответы участников Выбирают стикеры, подписывают и приклеивают на грудь Определяют цели Смотрят на картину Ассоциируют, анализируют. Каждый участник пишет на стикере свое имя, подходит к доске с рисунком и наклеивает стикер. Отвечают на вопросы Распределяются по группам Высказывают свое мнение. Коллективное обсуждение. Оформляют кластер Обсуждают в группах, и распределяют. Группы представляют свои характеристики Самооценивание Черная коробка, стикеры в виде сердца Узкие стикеры. Картина «Круговорот воды в природе» - собственный ресурс Стикеры Маркеры, ватманы Раздаточный материал, слайд презентации. Перерыв. Кофе-брейк. 10.00- 10.45 Задание: Работа с информацией Индивидуальная работа. (20 минут) Изучить материал руководства для учителя стр.135-140 Групповая работа 1-2 группы Прием «Дискуссионная карта» Группе необходимо ответить на вопрос «Критическое мышление- стимулирует обучение?» через три ДА и три НЕТ, в таблицу необходимо внести свои аргументы. 3-4 группы Прием «Сила-Слабость-Возможность-Риск» Необходимо заполнить таблицу по теме «Использование критического мышления на уроке», в каждую часть таблицы необходимо внести по два аргумента. (время выполнение работы – 10 минут) Защищают карты и таблицы, аргументируя. Изучают руководство для учителя стр.135-140 Отвечают на вопросы, заполняя карту Да Нет ДА Нет ДА Нет Заполняют таблицу Сила Слабость Риск Возможность Аргументированная защита. формативное оценивание «Сигналы рукой»: (При необходимости группы уточняют, отвечают на ?) Руководство для учителя Ватманы, маркеры Перерыв. Обед. 11.45 -12.30 Активная разминка (10 мин) Построение Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников «Сейчас мы с вами будем строиться. Но это будет не¬обычное построение. Вам придется строиться молча. Вообще запрещено издавать любые звуки. Жесты и мимика позволи¬тельны без ограничений. Первое задание — построиться по росту». Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения. «Следующее условие — построиться по цвету волос, от светлого к темному (процедура повторяется)». Далее тренер может импровизировать: предложить участникам построиться по цвету глаз, по месту жительства, с запада на восток. Знакомство со стратегиями Давайте попробуем разложить технологию критического мышления на составные части. Составные части – это стратегии. Работа в группах Каждая группа получает набор стратегий, изучает их, составляет кластер (20 минут) Презентация стратегий. (15 мин) Рефлексия: Используя стратегию «Синквейн», напишите 5-строчье «К.М.» Выполняют условия разминки Работа с раздаточным материалом, изучение, составление кластера. Презентация Составляют синквейн. Формативное оценивание ФО Слайд. Раздаточный материал по стратегиям Перерыв. Кофе-брейк. 12.45 – 13.30 Разминка Работа с группой Метод “Мои предпочтения”. Цель метода: расслабление для уставшей группы. Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например,Уштобе– родной, интеллектуальный, освежающий). После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что: • Три характеристики цвета – это то, как видят Вас окружающие; • Три характеристики животного – как Вы видите себя сами в общении с окружающими; • Три характеристики города – какими Вы хотели бы видеть себя в работе. Работа в группах Критическое мышление в образах Предлагаю подробнее остановиться на изучении философии КМ. Итак, Критическое мышление в образах. Первый образ – Образ пользователя Для начала давайте определим лексическое значение понятия пользователь. - Пользователь - кто это? Вывод: Пользователь – это человек, использующий определённую систему для удовлетворения собственных потребностей. - Уважаемые коллеги, что нужно знать пользователю о критическом мышлении? Предполагаемый ответ: Что? Где? Когда? Зачем? Ротация участников для работы в группах (меняются по кругу, каждый 2 и 4) Задание: Изучите информацию ресурса «Технология критического мышления» 1 группа – работает над проектом «ЧТО?» / что представляет из себя технология критического мышления/ 2 группа – работает над проектом «ГДЕ?» /определяют сферу применения/ 3 группа - работает над проектом «КОГДА?» /доказывают оправданность применения технологии/ 4 группа – работает над проектом «КАК?» /каким образом работает технология КМ/ Афиширование проектов Вывод: Критическое мышление – это необходимый инструмент для совершенствования собственного потенциала. - Уважаемые коллеги! Достаточно ли для человека остановиться на уровне пользователя? Почему? К чему это может привести? Вывод: Дальнейшее совершенствование… Уважаемые коллеги! На подиуме следующий образ критического мышления. Второй образ – образ Трасформера Трансформер – это понятие в современном мире очень популярное. Дети с детского сада знают, кто такие трансформеры. - Кого называют Трансформерами? Ротация участников для работы в группах /формирование групп по расчету / Давайте попробуем разложить технологию критического мышления на составные части. Составные части – это стратегии. /Слайд/ - С какими стратегиями КМ вы познакомились сегодня? Задание: Трансформируйте предложенную стратегию развития критического мышления через собственное видение. Воспользуйтесь планом. План создания новой стратегии КМ 1. Изучите предложенный ресурс об одной из стратегий КМ 2. Улучшите её через собственное видение. 3. Дайте своей стратегии уникальное название 4. Презентуйте свой проект. 1 группа работает над стратегией «Кластер» 2 группа работает над стратегией «Эссе» 3 группа работает над стратегией «ЗХУ» 4группа работает над стратегией «Фишбоун» Вывод: Стратегии КМ не панацея. Они могут трансформироваться, интерпретироваться, создаваться новые. Ведь в формировании критического мышления важна сама философия КМ, которая положена в основу стратегии. Главное, чтобы эта стратегия работала на достижение цели – на результат. Поэтому в жизни каждый человек использует различные методы для того, чтобы совершенствоваться. - Уважаемые коллеги! -Достаточно ли для человека остановиться на уровне трансформера? Почему? -К чему это может привести? Вывод: Дальнейшее совершенствование… Третий образ – образ совершенства. Задание: Каждой группе предлагается определённая стратегия критического мышления. Нужно соотнести её к определённому этапу урока. 1 группа: горячий стул 2 группа: диаграмма Венн 3 группа: Синквейн 4 группа: Корзина идей 5 группа: Фишбоун Презентация проекта вывод: Каждая стратегия КМ мобильна, поэтому одну и ту же стратегию можно использовать на любом этапе урока. Главное, чтобы она работала на цель. Подведение итогов сессии Социометрия (повторная) А теперь давайте вернемся к нашей картине. Посмотрите внимательно и подумайте хотите ли Вы поменять Вашу ассоциацию с КМ и положение на картине? - Почему? Рефлексия: Рефлексия «Свободный микрофон» Необходимо записать мысли, впечатления от тренинга, м.б. вопросы, которые возникли в ходе его проведения, пожелания Выполняют задания Отвечают на вопросы.Пересаживаются Защита проектов Отвечают на ? Предполагаемый ответ: Если остановиться на уровне пользователя, то дальнейшее развитие остановится. Со временем всё, чего добились может утратиться. Предполагаемый ответ: Трансформер – это нечто преобразующее и преобразующееся, т.е меняющее форму в зависимости от потребности. /Ответы участников/ Группы создают новые стратегии по плану. Отвечают на ? Предполагаемый ответ: Если остановиться на уровне трансформера, мы не увидим результата в перспективе. Со временем всё, чего добились может просто наскучить и работа над собой может утратить интерес. Обсуждают в группе и презентуют проекты. формативное оценивание «Сигналы рукой»: (При необходимости группы уточняют, отвечают на ?) Листы бумаги /вывешивается на доску макет/ Листы, маркеры. | |
Просмотров: 1154 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|