Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Формирование функциональной и критической грамотности в условиях трехъязычия. Современный Казахстан является полиэтническим государством, поэтому развивается в условиях многоязычия путем поэтапной, взвешенной языковой политики, содействующей межнациональному согласию. Эта объективная характеристика обусловила переход общества к полиязычию, что, в свою очередь, актуализирует проблему изучения языков для адаптации к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям. Казахский язык– государственный язык, его должен изучать и знать каждый гражданин, проживающий на территории государства; русский языккак язык межнационального общения продолжает оставаться важным языком для многонационального Казахстана, а английский язык –«язык успешной интеграции в глобальную экономику». Цель введения трехъязычия на современных уроках в школах — развитие и формирование социально и профессионально ориентированной культурной личности, владеющей несколькими языками. Для достижения этой цели учителя казахского, русского, английского языков особую роль отводит формированию предметно-дидактической среды для погружения в языковое пространство, которая включает в себя: музыкальный и аудио- материал на кассетах, дисках, иных носителях; словесные настольно-печатные игры, пособия, книги; ситуативные ролевые, театрализованные игры с лингвистическим содержанием; банк фольклорных материалов, которые являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Для внедрения трехъязычия в своей преподавательской деятельности я часто использую диалоговую форму обучения. Диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества. Например, на уроке «Қазақ халқы — қонақжай халық » учащимся дается задание посредством ролевой игры показать, инсценировать понятие «гостеприимный». Выполняя задание, ребята выдвигают свои идеи, обсуждают, спорят, находят альтернативные решения, используют все доступные средства. В итоге каждая группа представляют инсценировку, где дети применяют всю освоенную лексику за урок. Ролевая игра - одна из форм развития коммуникативных навыков. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни. На уроке «Қазақ дастарқаны» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение: это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности, артистизма, слаженной работы всей группы. В итоге получается целое кулинарное шоу. Для формирования интонационно-динамической выразительности речи и чёткости произношения каждого слова на уроках казахского языка использую лингвистические игры. «Лингвистическая игра» -это языковая игра, забава, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным персонажем является языкознание, то есть – лингвистика. Для закрепления нового материала на уроке в начальном звене провожу игру «Әрі оқу-әрі-ойын», которую успешно могут применять на уроках казахского, русского и английского языка. До-дейін, Белка-.... тиін, squirrel. Богатеть-баю, Медведь-... аю, bear. Старый-ескі, Коза- ... ешкі, goat. Надо- керек, Жираф- ...керік, giraffe. Язык-тіл, Слон- ... піл, elephant. Как сказал Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький» Чтобы дойти до результата, пусть выбранный вами путь будет благородным и легким с отсутствием в нем горечи в победе. Ш.С.Гафурова КГУ «Средняя школа №4» | |
Просмотров: 599 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|