Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Куланбаева Альмира Буранбаевна Бобровская средняя общеобразовательная школа Качирский район Павлодарская область «Учите язык как младенцы» Т. А. Ушакова Педагоги столетиями находятся в поисках новых путей и уникальных, действенных методов, которые позволили бы легко, быстро и эффективно обучать детей грамотному владению языком. Ведь высокий уровень культуры человека, немыслим без высокого уровня коммуникативной культуры. Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами речевого общения. В Республике Казахстан начаты первые шаги обновления содержания школьного образования. Программа предмета «Русский язык в школах с государственным языком обучения» также обновлена. Акцентированы приоритеты на развитие всех языковых навыков: слушания, говорения, чтения, письма. Усвоение этой программы поможет учащимся усвоить языковые нормы, совершенствовать свои языковые навыки говорения, аудирования и письма. Основной принцип данной программы- успешно изучить русский язык; раздвигая границы понимания ученика о языке и значении национальной и глобальной культуры посредством коммуникативного подхода. Учащиеся получают знания, которые позволят им применять приобретенные навыки в любой жизненной ситуации. При изучении русского языка по данной Программе учащиеся смогут решать проблемы и стать конкурентоспособными в будущем. В новой программе уделяется много внимания формированию речевой культуры ученика. Предыдущие программы предусматривали информирование учащихся о структуре языка, инвентаризации всех языковых уровней и грамматики языка, что не позволяло реализовать функциональное назначение языка. Слабо учитывались коммуникативная направленность речи на достижение цели высказывания, программирование и прогнозирование протекания речевого взаимодействия. Обновленная программа способствует развитию дискурсивной компетенции. Одной из целей программы обновления содержания предмета «Русский язык» является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах. С этой целью необходимо на уроках развивать навыки общения, создавая стимулирующую и поддерживающую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различной форме и где учащиеся уверенно выражают свое мнение. В связи обозначенной выше актуальностью развития коммуникативных компетенций учащихся в педагогической практике учителя русского языка возможно использование коммуникативных методов обучения. Итак, что же такое коммуникативный метод обучения? Каковы его цели и задачи: овладение русским языком на уровне освоения, узнавания и использования основных грамматических явлений, ведения диалога, создания деловых сообщений, достаточных для активной адаптации в обществе; изучение возможности речевой деятельности в процессе личностной ориентации и общения в коллективе Актуальность описываемых методов и приемов -это изучение эффективности применения коммуникативного метода в школьной практике по обучению русскому языку и литературе. Ценностно-ориентированная значимость коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения Механизмы коммуникативного метода: Интерактивная функция-для взаимодействия с другими людьми Личностная функция- для выражения своих мыслей Эвристическая функция – для познания мира Репрезентативнаяфункция – для передачи информации комплексное обучение всем видам речевой деятельности:аудирование, говорение, чтение и письмо Коммуникативный метод предусматривает функциональность обучения (деятельность учащихся) - ученик спрашивает, уточняет непонятое; - подтверждает мысль или оспаривает; - побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений - высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. Самая важная единица организации процесса обучения с использованием коммуникативного метода - коммуникативная ситуация: - установление системы взаимоотношений - мотивирование общения - презентация речевого материала - приобретение речевых навыков - мозговой штурм - развитие самостоятельности общения - закрепление коммуникативных навыков Виды уроков на основе коммуникативного метода, которые позволяют обучать учеников языку как средству общения: -уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, конференция -уроки- игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные -уроки, опирающиеся на творчество: концерт, дебаты, дискуссия, диспут с последующей рефлексией -уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов -уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия,литературная гостиная, конференция и т.д. Некоторые формы и приемы работы на уроках - постановка вопросов на основе прослушанного текста; - говорение на заданные темы и темы, которые интересуют учащихся; - интервьюирование по заранее составленным вопросам и умение давать устный отчет по ответам; - дискутирование/аргументирование по запланированным темам; - понимание устных выступлений и умение отвечать на вопросы; - составление диалога на заданную тему. В обновлении содержания программы по русскому языку важное место занимает активное обучение, которое мотивирует учащегося. Рекомендуем учителям использовать на уроках русского языка следующие виды упражнений. 1. Пересказ текста с изменением лица или от имени другого персонажа (например, сказку «Красная шапочка» от имени девочки, от имени бабушки, от имени волка. Или сказку Девочка и три медведя от имени девочки, от имени медведицы и маленького медвежонка.) Этот вид работы позволяет ученику посмотреть на ситуацию с позиции другого героя. 2. После прослушивания текста продолжить историю. (Например, басняА.И.Крылова «Квартет». Учитель рассказывает содержание или показывает видеоролик и спрашивает: «Как вы думаете, что будет дальше?») Ученики учатся прогнозировать, развивается их воображение, умение выстраивать последовательную речь. 3. Описание картины с выделением действий, деталей, настроения. (например, картина «После дождя» сначала учитель проводит активизацию словаря, привлекает внимание учеников вопросами: что вы видите перед собой? Что вы слышите? Что вы ощущаете, глядя на картину) Ученики составляют описание картины с учетом всех факторов, влияющих на восприятие картины. 4. Ролевая игра. Учащиеся распределяют роли и озвучивают персонажей согласно темпераменту, характеру. Например, сказка «Колобок». Перед ролевой игрой детям предлагают поразмышлять о поведении Колобка. Правильно ли себя ведет Колобок? Почему нельзя себя вести как Колобок? Почему нельзя убегать от родителей? Почему нельзя гулять одному? Учитель предлагает придумать продолжение истории. Ученики рассказывают сказку от имени одного из персонажей 5. «Аллея успеха» - после сказки с добрым концом учитель выбирает Колобка. Дети выстраиваются в две шеренги и провожают Колобка, дают советы о правильном поведении: «Не разговаривай с незнакомыми людьми. Не гуляй один без присмотра. Не доверяй незнакомым людям». 6. Подготовка и проведение интервью. Цель задания: самостоятельно продумать вопрос для героя или героини интервью. Это задание хорошо выполнять в паре. Один ученик пишет информацию о герое интервью из источников, другой готовит вопросы по этому тексту 7. Составление «тонких» и «толстых» вопросов 8. Стратегия «Мудрые совы». Один текст раздаем трем ученикам, но каждый к этому тексту получает свое задание. Первый ученик: прочитать текст, найти новые слова, словосочетания, термины. Второй ученик: выделить основную мысль тремя, двумя предложениями. Третий ученик: выдвигает один тезис от группы 9. Создание презентации на заданную тему. Микрогруппа делится на пары. Первый этап. Задание: презентуйте картинку в течение 2-минут без перерыва. Вторая группа слушает и задает вопросы по презентации картинки. Второй этап. Задание. Не повторяя то, что уже слышали презентуйте другую картину 10. Стратегия «Двойной пузырь». Ее хорошо использовать при изучении отдельных смежных тем. Например, рассматривая картинки или видеоролик, сравнить и составить монолог про домашних и диких животных; казахское устное творчество и русское устное творчество и др. Также одним из наиболее молодых и перспективных подходов к развитию коммуникативной деятельности в последнее время считают естественный подход, разработанный американским ученым Стивеном Крашеном. Он разработал теорию, объясняющую процесс освоения языка. Эта теория включает следующие положения: 1. Нужно различать «освоение» и «изучение» языка. Известно, что в разном возрасте люди учат неродной язык по-разному: дети через усвоение и овладение (т.е. используя подсознательный процесс, который происходит во время коммуникации), а взрослые через усвоение и обучение (т.е. посредством приобретения знаний о грамматических правилах языка и умения их объяснить). Многие изучающие и обучающие сталкиваются с проблемой, которую мы можем обозначить как «возрастные трудности в процессе изучения неродного языка»: дети легче и быстрее, будучи погруженными в языковую среду, приобретают навыки общения, нежели взрослые. Чем младше ребенок, тем меньше он задумывается над строем чужого ему языка, тем проще и активнее он использует прямое подражание, не боясь делать ошибки и выглядеть смешно в глазах носителя иностранного языка. Все это доказывает, что владение языком практически полностью основывается на «освоении». 2. Грамматические формы усваиваются учащимися в определенном предсказуемом «естественном» порядке. Ключевое слово здесь – «усваива-ются», а не«изучаются». Учить грамматику неродного языка можно всю жизнь, при этом делать ошибки: показатель того, что правила выучены, но не усвоены. То есть грамматические структуры должны быть представлены учащимся в зависимости от того, какие их них нужны для данной коммуникативной деятельности в определенный момент. Неосознанное имитативное овладение некоторыми структурами оказывается намного легче и эффективнее, чем усвоение правил их образования. 3. Итак, мы начинаем говорить и писать на изучаемом языке благодаря именно усвоению. Для чего же нужно изучение? Оно инициирует появление «внутреннего редактора», который контролирует грамотность нашей речи. То есть благодаря изучению грамматических правил и выполнению упражнений мы учимся не просто изъясняться на втором, неродном языке, а грамотно формулировать предложения. 4. Усвоение неродного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает рассказы, смотрит сериалы, читает тексты. При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося. 5. Следует учитывать влияние «эмоционального фильтра». Человек всегда подвергается влиянию двух факторов: с одной стороны - уверенность обучаемого в своих силах, наличие мотивации; с другой - чувство дискомфорта. Эти психофизические характеристики оказывают огромное влияние на овладение иностранным языком. Наилучшие результаты могут быть достигнуты в спокойной, непринужденной обстановке. Из всего сказанного наиболее важным и неожиданным выводом является то, что мы осваиваем язык, не практикуясь сами в говорении, а воспринимая: слушая чужую речь и читая. Собственная речь оказывает только косвенное влияние: чем больше вы говорите, тем больше говорят с вами, тем больше у вас материала для восприятия. Каким же должен быть материал, который мы слушаем или читаем? 1. Он должен быть понятным. Сложно чему-то научиться, если вы ничего не понимаете. Если вы месяц круглые сутки будете просто слушать китайское радио, то китайский вы не выучите. 2. Он должен быть интересным. Если вам не интересно, то очень трудно заставить себя заниматься. 3. Он недолжен быть "грамматизированным». Грамматика нужна постольку-поскольку, чтобы мы понимали материал. Когда вы говорите, применять правила сознательно невозможно. На это просто нет времени! 4. Материала должно быть много! Только так наш мозг может привыкнуть к языку, запомнить слова, внутренние правила языка. Когда вы достаточно слушаете и читаете все это происходит автоматически. 5. Читать и слушать нужно в расслабленном состоянии, не напрягаясь. Еще один популярный метод - метод физического реагирования. Суть его состоит в том, что при обучении иностранному языку необходимо имитировать процесс овладения детьми родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий. Понимание поддерживается за счет использования картинок, жестов и действий. Таким образом, учащиеся понимают «входную информацию» и демонстрируют свое понимание физически, а не через языковой «результат». Следует отметить, что русский язык на бытовом уровне знаком большинству учащихся казахской национальности, поэтому ставим перед собой задачу расширения словарного запаса и знакомству с литературной лексикой. Например: открыть – распахнуть, разноцветный – пестрый, недуг - болезнь и так далее. Предлагаю вашему вниманию практические задания по данным методикам. Практические занятия по методу физического реагирования начинаем с отработки простых команд. Лучше всего при этом использовать стихотворные физкультминутки. Отработка простых команд Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Дети любят стихи и легко запоминают их. Можно использовать их для разных целей. Например, правильной постановки ударения. Постановка ударения Долго ели тОрты – Не налезли шОрты! Если есть в тебе талАнты, Завяжи на праздник бАнты Как работать неохОта! Одолела нас дремОта. Процесс изучения языка максимально упрощаем, используя «грамматические стихи» В «Ч+Н», запомни проЧНо, Мягкий знак не нужен тоЧНо! В «Н+Ч» не нужен он. Кто не нужен, выйди вон! «Грамматические песни» При подключении музыки все изучаемые грамматические формы более рационально структурируются в памяти. Когда наступит момент говорить — нужная форма намного легче «извлечётся» из памяти и естественным образом встроится в речь. Песня может быть главной целью урока или только предлогом для совсем других заданий и целей, что даёт преподавателю неограниченное количество вариантов урока. Сидел прохожий на скамье, Держал в руках кулек. А над скамьей сидел скворец, А под — лежал бульдог. И тот, в траве, сидящий под, И тот, что над, в листве, Глядели на того, кто на, — Верней на то, что в. Тогда прохожий взял кулек И вынул пирожок. Часть бросил над, Часть кинул под, А остальное — в рот. И каждый принялся жевать, Верней, один — клевать. Пришлось для этого ему Слететь и прыгать у. Так теплый, мягкий пирожок Был съеден от и до, А смятый маленький кулек Попал в карман пальто. И полетел один по-над, Другой полез из-под И рядом с третьим побежал За, перед — И вперед! Ролевая игра «Сыщики». Может использоваться на уроке первоначального знакомства с прилагательными, глаголами, существительными… Учитель – «начальник полиции» раздает ученикам-«сыщикам» карточки с особыми приметами человека или животного. «Сыщики» отыскивают карточку .Например: Пестрый котенок бежит по зеленому лугу. Учащиеся должны отыскать нужную карточку среди подобных изображений. Данный прием может применяться для подготовки к сочинению-описанию. Ролевая игра по сказке «Репка». Учащимся предлагается сказка, где повторяются одни и те же структуры и на их фоне встречаются новые лексические единицы, подлежащие усвоению. В потоке хорошо понятной информации легко усваивается новая лексика. Игра «Собери пазл». При подготовке карточек для игры, учитель не заботится о том, чтобы слова подходили друг другу по теме. Результат может быть весьма интересным. При использовании этих и других эффективных педагогических подходов процесс обучения языку будет способствовать переходу знаний в навыки и носить ярко выраженный коммуникативный характер. Результат использования данных методов обучения – это: - расширение словарного запаса; - преодоление страха публичного выступления; - свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения; - гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации; - получение и применение новой информации в области коммуникаций. Таким образом, знание обновленной программы, возрастных особенностей учеников, подходов к обучению, владение активными методами обучения, способами критериального оценивания позволило мне и моим коллегам умело сочетать задания по развитию всех навыков. Список литературы: 1. Программа курсов повышения квалификации педагогов русского языка школ с государственным языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Астана, 2015 2. Каримова Б.Т. «Педагогикалық Альманах» 2016 №3. с.22 3. Интернет-ресурс: https://prezentaciya-na-temu-tehnologiya-kommunikativnogo-obucheniya 4. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. | |
Просмотров: 3305 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|