Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Конспект урока познания мира 3 класс Тема: Как животные приспособились к среде обитания Цель: формирование знаний о способах адаптации животных к среде их обитания Задачи: 1. сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; 2. развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; 3.воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе. Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений. Тип: получения новых знаний Методы учения: частично-поисковый, информационно - сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; Прогнозируемый результат: Знают: как животные приспосабливаются к жизни в окружающей среде; Умеют: устанавливать связь в природе; Понимают: о внимательном и бережном отношении к природе. Ход урока I. Вызов 1). Организация групп – приём «Пазлы» Участники выбирают по одному звену пазла – рассаживаются согласно собранному рисунку по группам: рыба, птица, суслик 2). Просмотр видеофильма «Чудеса адаптации» 3). Обсуждение - О чём идёт речь в фильме? (Как животные приспособились к среде обитания) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока «Как животные приспособились к среде обитания» - Какие действия необходимы, чтобы изучить тему? (Описать способы адаптации животных к среде их обитания) - Каким образом мы можем достичь цели нашего урока? (Предложения детей) - А теперь ознакомимся с дескриптором для того, чтобы в конце урока понять достигли ли мы цели урока • Называть виды приспособления • Объяснить значение данного приспособления • Приводить примеры животных по видам приспособления II. Осмысление 1). Вводная беседа - Мы с вами уже познакомились с понятием «Среда обитания». Все живые организмы, живущие на земле, занимают свои среды обитания. Глубоко в земле спрятаны норки мышей, сусликов и зайцев (слайд ), так как они обитатели _______ (суши). На деревьях гнездятся птицы, ведь их среда обитания ___________ (наземно – воздушная). В водоёмах нашли своё пристанище разные рыбы, раки, так их среда обитания _______ водная. - Ваше задание: соотнесите картинки с животными по их среде обитания (На А-3 формате рисунок природы. Карточки с животными необходимо прикрепить на место согласно среде их обитания) Демонстрация - Итак, мы знаем среды обитания. Оценим себя фигурками: Если не очень хорошо усвоили материал – вы ползаете, как червячки; Если вы хорошо усвоили материал, но есть над чем поработать – вы плаваете, как рыбки Если материал усвоен отлично, - вы свободно летаете, словно птицы 2). Проблемная ситуация Звучит музыка из сериала «Секретные материалы». На фоне музыки голос: - С планеты Х на Землю отправляются 4 корабля с учёными инопланетянами. Через 1 000 000 лет их планета исчезнет из Вселенной. Необходимо уже сейчас изменить ДНК (генетику, организм), чтобы переселиться на Землю в виде животных. Ваша задача: В ходе экспедиции собрать информацию о способах адаптации животных и нарисовать универсальное тело для этой среды обитания 3). Работа в группах 1 – ая группа водная 2 – ая группа – почвенная 3 – ья группа – наземно – воздушная - Обратите внимание на дескрипторы. Необходимо предоставить: Описания изменения тела Объяснение значение адаптации для организма Выполненый рисунок – универсальное тело Участники работают с информацией учебника (возможен вариант работы с дополнительной литературой) Наземно-воздушная среда обитания Жизнь в каж¬дой среде имеет свои осо¬бен¬но¬сти. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде до¬ста-точ¬но кис¬ло¬ро¬да и сол¬неч¬но¬го света. Но часто не хва¬та¬ет влаги. В связи с этим рас¬те¬ния и жи¬вот¬ные за¬суш¬ли¬вых мест оби¬та¬ния имеют спе¬ци¬аль¬ные при¬спо¬соб¬ле¬ния для до¬бы¬ва-ния, за¬па¬са¬ния и эко¬но¬мич¬но¬го рас¬хо¬до¬ва¬ния воды. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде бы¬ва¬ют зна¬чи¬тель¬ные из¬ме¬не¬ния тем¬пе¬ра¬ту¬ры, осо¬бен¬но в рай¬о¬нах с хо¬лод¬ной зимой. В этих рай-о¬нах в те¬че¬ние года за¬мет¬но ме¬ня¬ет¬ся вся жизнь ор¬га¬низ¬ма. Осен¬ний ли¬сто¬пад, отлет пе-ре¬лет птиц в теп¬лые края, смена шер¬сти у зве¬рей на более гу¬стую и теп¬лую - все это при-спо¬соб¬ле¬ние живых су¬ществ к се¬зон¬ным из¬ме¬не¬ни¬ям в при¬ро¬де. Для жи¬вот¬ных, оби¬та¬ю-щих в любой среде, важ¬ная про¬бле¬ма – это пе¬ре¬дви¬же¬ние. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде можно пе¬ре¬дви¬гать¬ся по Земле и по воз¬ду¬ху. И жи¬вот¬ные этим поль¬зу¬ют¬ся. Ноги одних при¬спо¬соб¬ле¬ны к бегу: стра¬ус, ге¬пард, зебра. Дру¬гих – к прыж¬кам: кен¬гу¬ру, туш¬кан¬чик. Из каж¬дых 100 оби¬та¬ю¬щих в этой среде жи¬вот¬ных 75 умеют ле¬тать. Это боль¬шин¬ство на-се¬ко¬мых, птиц и неко¬то¬рые звери, на¬при¬мер, ле¬ту¬чая мышь. Чем¬пи¬он по ско¬ро¬сти по¬ле¬та среди птиц – стриж. 120 км/ч – обыч¬ная для него ско¬рость. Птич¬ки ко¬либ¬ри взма¬хи¬ва¬ют кры¬лья¬ми до 70 раз в се¬кун¬ду. Ско¬рость по¬ле¬та у раз¬ных на¬се¬ко¬мых та¬ко¬ва: у зла¬то¬глаз¬ки – 2 км/ч, у ком¬нат¬ной мухи – 7 км/ч, у май¬ско¬го жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у ба-боч¬ки-браж¬ни¬ка – 54 км/ч. Наши ле¬ту¬чие мыши неве¬ли¬ки ро¬стом. Но их род¬ствен¬ни¬ки кры¬ла¬ны до¬сти¬га¬ют в раз¬ма¬хе кры¬льев 170 см. Круп¬ные кен¬гу¬ру со¬вер¬ша¬ют прыж¬ки до 9 мет¬ров. Птиц от всех дру¬гих су¬ществ от¬ли¬ча¬ет спо¬соб¬ность ле¬тать. К по¬ле¬ту при¬спо¬соб¬ле¬но все тело птицы. Пе¬ред¬ние ко¬нечно¬сти птиц пре¬вра¬ще¬ны в кры¬лья. Так что птицы стали двуно¬ги¬ми. Опе¬рен¬ное крыло на¬мно¬го более при¬спо¬соб¬ле¬но к по¬ле¬ту, чем ле¬та¬тель¬ная пе¬ре¬пон¬ка ле¬ту¬чих мышей. По¬врежден¬ное опе¬ре¬ние крыла быст¬ро вос¬ста¬нав¬ли¬ва¬ет¬ся. Удлине¬ние крыла до¬сти¬га¬ет¬ся за счет удли¬не¬ния пе¬рьев, а не ко¬стей. Длин¬ные тон¬кие кости ле¬та¬ю¬щих по¬зво¬ноч¬ных могут легко ло¬мать¬ся. Как при¬спо¬соб¬ле¬ние для по¬ле¬та на гру¬дине птиц раз¬вил¬ся кост¬ный киль. Это опора для кост¬ных ле¬та¬тель¬ных мышц. Неко¬то¬рые со¬вре¬мен¬ные птицы ли¬ше¬ны киля, но од¬но-вре¬мен¬но они утра¬ти¬ли спо¬соб¬ность ле¬тать. Все лиш¬ние тя¬же¬сти в стро¬е¬нии птиц, ме¬ша¬ю-щие по¬ле¬ту, при¬ро¬да по¬ста¬ра¬лась устра¬нить. Мак¬си¬маль¬ный вес всех круп¬ных ле¬та¬ю¬щих птиц до¬сти¬га¬ет 15-16 кг. А у неле¬та¬ю¬щих, на¬при¬мер стра¬у¬сов, он может пре¬вы¬шать 150 кг. Кости птиц в про¬цес¬се эво¬лю¬ции ста¬но¬ви¬лись по¬лы¬ми и лег¬ки¬ми. При этом они со¬хра-ни¬ли проч¬ность. Пер¬вые птицы имели зубы, но затем тя¬же¬лая зуб¬ная си¬сте¬ма пол¬но¬стью ис¬чез¬ла. У птиц по¬явил¬ся ро¬го¬вой клюв. Во¬об¬ще полет – несрав¬нен¬но более ско¬рост¬ной спо¬соб пе¬ре¬дви-же¬ния, чем бег или пла¬ва¬ние в воде. Но за¬тра¬ты энер¬гии при¬мер¬но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла¬ва¬нии. По¬это¬му птицы долж¬ны по¬гло¬щать до¬воль¬но много пищи. Полет, может быть: - Ма¬шу¬щий - Па¬ря¬щий Па¬ря¬щий полет в со¬вер¬шен¬стве осво¬и¬ли хищ¬ные птицы. Они ис¬поль¬зу¬ют теп¬лые по¬то¬ки воз¬ду¬ха, под¬ни¬ма¬ю¬щи¬е¬ся от на¬гре¬той земли Почвенная среда обитания Поч¬вен¬ная среда - дом для мно¬же¬ства бак¬те¬рий и про¬стей¬ших. Здесь же рас¬по¬ла¬га¬ют-ся гриб¬ни¬цы гри¬бов, корни рас¬те¬ний. За¬се¬ли¬ли почву и самые раз¬ные жи¬вот¬ные: черви, на¬се¬ко¬мые, при¬спо¬соб¬лен¬ные к рытью звери, на¬при¬мер, кроты. Оби¬та¬те¬ли почвы на¬хо¬дят в ней необ¬хо¬ди¬мые для них усло¬вия: воз¬дух, воду, пищу, ми¬не¬раль¬ные соли. В почве мень¬ше кис¬ло¬ро¬да и боль¬ше уг¬ле¬кис¬ло¬го газа, чем на све¬жем воз¬ду¬хе. А воды здесь бы-ва¬ет слиш¬ком много. Тем¬пе¬ра¬ту¬ра в поч¬вен¬ной среде более ров¬ная, чем на по¬верх¬но¬сти. Свет в почву не про¬ни¬ка¬ет. По¬это¬му на¬се¬ля¬ю¬щие её жи¬вот¬ные обыч¬но имеют очень ма-лень¬кие глаза или вовсе ли¬ше¬ны ор¬га¬нов зре¬ния. Вы¬ру¬ча¬ет их обо¬ня¬ние и ося¬за¬ние. В почве се¬лят¬ся раз¬лич¬ные жи¬вот¬ные. Они по¬вы¬ша¬ют ее пло¬до¬ро¬дие. Таким об¬ра¬зом, почва не может по¬явить¬ся без живых су¬ществ. В то же время и рас¬те¬ни¬ям и жи¬вот¬ным необ¬хо¬ди¬ма почва. По¬это¬му в при¬ро¬де все вза¬и¬мо¬свя¬за¬но. 1 см почвы об¬ра¬зу¬ет¬ся в при¬ро¬де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по¬че¬му нель¬зя до¬пус¬кать раз¬ру¬ше¬ние и уни¬что¬же¬ние почвы. Там, где люди уни¬что¬жи¬ли рас¬те¬ния, почву раз¬мы¬ва¬ет вода, вы¬ду¬ва¬ет силь¬ный ветер. Крот от рож¬де¬ния до смер¬ти живет под зем¬лей, света бело¬го не видит. Как зем¬ле¬коп, он не знает себе рав¬ных. Всё у него для рытья при¬спо¬соб¬ле¬но наи¬луч¬шим об¬ра¬зом. Мех ко¬рот¬кий и глад¬кий, чтобы не цеп¬лять¬ся за землю. Глаз¬ки у крота кро¬хот¬ные, с ма¬ко¬вое зер¬ныш¬ко. Веки их плот¬но за¬кры¬ва¬ют, когда это необ¬хо¬ди¬мо, а у неко¬то¬рых кро¬тов глаза и вовсе за¬рос¬ли кожей. Пе¬ред¬ние лапы у крота – на¬сто¬я¬щие ло¬па¬ты. Кости на них плос¬кие, а кисть вы¬вер¬ну¬та так, чтобы удоб¬ней было рыть землю перед собой и от¬гре¬бать её назад. За день он про¬ры¬ва¬ет 20 новых ходов. Под¬зем¬ные ла¬би¬рин¬ты кро¬тов могут про¬сти¬рать¬ся на огром¬ные рас¬сто¬я¬ния. Ходы у крота двух видов: - Гнез¬до¬вые, в ко¬то¬рых он от¬ды¬ха¬ет. - Кор¬мо¬вые, они рас¬по¬ла¬га¬ют¬ся неда¬ле¬ко от по¬верх¬но¬сти. Чут¬кое обо¬ня¬ние под¬ска¬зы¬ва¬ет кроту, в каком на¬прав¬ле¬нии ко¬пать. Стро¬е¬ние тела крота, цо¬ко¬ра и сле¬пы¬ша го¬во¬рит о том, что все они оби¬та¬те¬ли поч¬вен¬ной среды. Пе¬ред¬ние ноги у крота и цо¬ко¬ра – глав¬ный ин¬стру¬мент для рытья. Они плос¬кие, как ло¬па¬ты, с очень боль¬ши¬ми ког¬тя¬ми. А у сле¬пы¬ша ноги обыч¬ные. Он вгры¬за¬ет¬ся в почву мощ¬ны¬ми пе¬ред¬ни¬ми зу¬ба¬ми. Тело у всех этих зверь¬ков оваль¬ное, ком¬пакт¬ное, для более удоб¬но¬го пе¬ре¬ме¬ще¬ния по под¬зем¬ным ходам. Водная среда обитания В вод¬ной среде воды все¬гда до¬ста¬точ¬но. Тем¬пе¬ра¬ту¬ра здесь ме¬ня¬ет¬ся мень¬ше, чем тем¬пе¬ра¬ту¬ра воз¬ду¬ха, а вот кис¬ло¬ро¬да за¬ча¬стую не хва¬та¬ет. Увидеть всех животных водной среды обитания невозможно. Но они есть на поверхности, в воде и на дне. Все обитатели водной среды имеют обтекаемую форму тела, которая помогает им беспрепятственно передвигаться в воде. Вот над прибрежными растениями пролетела стрекоза. А ее личинка укрылась на дне и ловит головастиков. Ее совсем незаметно из-за окраски, которая не отличается от песка. Много водоплавающих птиц можно встретить по берегам водоемов. Их лапки с перепонками между пальцев позволяют плавать и нырять. Они дышат при помощи жабр или поднимаются на поверхность за глотком воздуха, имеют плавники или перепонки на конечностях, у них обтекаемая форма тела. Рыбы и ра¬ко¬об¬раз¬ные дышат жаб¬ра¬ми. Это спе¬ци¬аль¬ные ор¬га¬ны, ко¬то¬рые из¬вле¬ка-ют из воды рас¬тво¬рен¬ный в ней кис¬ло¬род, необ¬хо¬ди¬мый для ды¬ха¬ния. Ля¬гуш¬ка, на¬хо¬дясь под водой, дышит кожей. Осво¬ив¬шие воду мле¬ко¬пи¬та¬ю¬щие дышат лег-ки¬ми, им необ¬хо¬ди¬мо пе¬ри¬о¬ди¬че¬ски под¬ни¬мать¬ся к по¬верх¬но¬сти воды для вдоха. По¬доб¬ным об¬ра¬зом ведут себя и вод¬ные жуки, толь¬ко у них, как и у дру¬гих на¬се¬ко¬мых, не лег¬кие, а осо¬бые ды¬ха¬тель¬ные тру¬боч¬ки – тра¬хеи. Одни ор¬га¬низ¬мы (фо¬рель) могут жить толь¬ко в бо¬га¬той кис¬лоро¬дом воде. Сазан, ка¬рась, линь вы¬дер¬жи¬ва¬ют недо¬ста¬ток кисло¬ро¬да. Зимой, когда мно¬гие во¬до¬е¬мы ско¬ва¬ны льдом, может на¬сту¬пить замор рыб, т. е. мас¬со¬вая ги¬бель их от уду¬шья. Чтобы кис¬ло¬род по¬сту-пал в воду, во льду про¬ру¬ба¬ют лунки. В вод¬ной среде мень¬ше света, чем в на¬зем¬но-воз-душ¬ной. В оке¬а¬нах и морях на глу¬бине 200 мет¬ров – цар¬ство су¬ме¬рек, а еще ниже – веч-ная тьма. Со¬от¬вет¬ствен¬но, вод¬ные рас¬те¬ния встре¬ча¬ют¬ся лишь там, где до¬ста¬точ¬но света. Глуб¬же могут жить толь¬ко жи¬вот¬ные. Глу¬бо¬ко¬вод¬ные жи¬вот¬ные пи¬та¬ют¬ся па¬да¬ю¬щи¬ми из верх¬них слоев мерт¬вы¬ми остан¬ка¬ми раз¬лич¬ных мор¬ских оби¬та¬те¬лей. Осо¬бен¬ность мно¬гих мор¬ских жи¬вот¬ных – это при¬спо¬соб¬ле¬ние для пла¬ва¬ния. У рыб, дель¬фи¬нов и китов – это плав¬ни¬ки. У тю¬ле¬ней и мор¬жей – ласты. У боб¬ров, выдр, во¬до-пла¬ва¬ю¬щих птиц есть пе¬ре¬пон¬ки между паль¬ца¬ми. У жука пла¬вун¬ца есть пла¬ва¬тель¬ные ножки, по¬хо¬жие на весла. Презентация результатов работ (Приём «Карусель») По одному представителю от команды проводят презентацию другим группам) Проверка степени освоения материала (Определение % достижения цели. Если 80 % - достиг. Если меньше – провести консультацию) III. Подведение итогов Проблемный вопрос: Что лучше: спрятаться или напугать врагов? Игра «Найди меня». Найти как можно больше спрятавшихся животных. 1. Рефлексия. Итоговое оценивание согласно цели и дескриптору – Достигли ли мы целей урока? – Какое задание вам понравилось? Почему? -Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как нужно справляться с ним в будущем? 2. Д/з творческого характера: подготовить презентацию об одном из животных и среде его обитания | |
Просмотров: 616 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|