Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Повышение профессиональной компетентности педагога через программу самообразования: опыт и результаты Корнильцева Т.А. учитель географии КГУ «СОШ «82» г.Караганды Компетентность учителя складывается из многих факторов и один из них – это самообразование. Учителю крайне важно в современном течении времени, менять свое мышление, отходить от традиционных уроков направленных на передачу готовых знаний, и создавать подмостки, подводящие учащихся к самостоятельному достижению поставленных целей, развивая у учащихся умение обучаться. Тема моего плана самообразования: «Развитие функциональной грамотности учащихся в свете Новых Подходов в обучении на уроках географии». Здесь программа Применения Новых подходов в преподавании и обучении, имеет большое значение, так как развитие процессов самостоятельного обучения и сознательного применения результатов, обдумывания в процессе последующего обучения, учитель должен стремиться сформировать такие условия при которых ученики имеют то, что Чиксентмихай называет «самоцелью», Райан и Деки называют внутренней мотивацией и как следствие, стремление и любознательность, с использованием стратегий критического мышления. [1, c 4] Во время разработки своих уроков я использую ключевые идеи семи модулей Программы. А именно: дифференцированное обучение, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых детей, Информационные Коммуникационные Технологии, учёт возрастных особенностей, новые подходы в образовании. Мое акцентирование внимания на этих идеях состоит в осознании, что в каждом классе обучаются ученики с различным развитием мышления и это крайне важно учитывать при изучении нового материала, чтобы урок был интересен как, среднему ученику, так и мотивированным детям. Чтобы не потерять интерес одаренного ребенка, но и развить интерес среднего учащегося. Этот баланс я и стараюсь сохранить при разработке планов уроков. Когда мой сын пошел в первый класс, ему не было семи лет, я переживала что, ребенок не умеет читать, буквы знает, но не все. На протяжении трех месяцев я не наблюдала сдвигов, читать он так и не умел. Вышла на диалог с учителем и услышала замечательные слова – «не торопите, дайте время, видимо еще он не подошел к полному осознанию», и действительно в ноябре, сын начинает читать, да так, что быстро догнал по скорости чтения, уже давно читающих детей. Учитель была права, каждому необходимо свое время, а нам учителям нужно понимать, как и когда ребенок может научиться, что-то делать. «Если говорить более конкретно, то когнитивное развитие соотносится с развитием способности к обучению, а также с развитием внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования и креативности» [1 с.74.] В условиях современного образования перед учителем стоит цель: увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, с учетом их возрастных особенностей, опираясь на предыдущий опыт. И здесь можно использовать теорию исследователя Эдварда Л. Торндайка: теорию С-Р (стимул-реакции), которая, прежде всего, направлена именно на развитие ребенка. Каким образом? Необходимо разработать такие стимулы на уроках, чтобы заинтересовать ученика, с учетом его интересов и возможностей самореализации. В шестом классе ученик А. имеет репутацию слабоуспевающего ученика, на одном из первых уроков по теме «строение Солнечной системы», просмотрев видеоролик о возникновении планеты, Земля и всей солнечной системы, у него возникли вопросы, ответы на которые я дала частично, предложив ему самостоятельно найти ответы. Ученик А. приготовил сообщение, которое оказалось очень интересным. Используя его интерес, была повышена мотивация, а значит, он сам достиг понимания, то есть не только С-Р оказало влияние, но и гуманистический подход по Маслоу и Роджерсу. Пусть даже такая маленькая победа, но она принесла удовлетворение ученику и на протяжении всего полугодия, наблюдая за ним, его интерес к предмету география не снижается. Наблюдение позволяет «видеть последствия поведения других», и является одним из «ключевых аспектов обучения» [1 с.75]. Важнее всего в нашей практике закрепить достигнутые результаты и опять очень высока роль учителя, необходимо развивать речь наших учеников, которые сегодня имеют низкий словарный запас, а значит и память. Поэтому на уроках географии стараюсь различными приёмами и методами добиваться расширения словарного запаса, кругозора учащихся, с применением межпредметной связи, в частности с литературой. Например, выдержка из стихотворения Магжана Жумабаева «Не знаю, как тут объяснить»: Не знаю, как тут объяснить, Но без нее мне не прожить Ветрам раздолье тут, приют, Бураны и метели в поле ждут. Накроют белым саваном в пути. Зимой тут не проехать, не пройти. А летом желтый саван ждет тебя, И только желтого безмолвия следы. И только камни серые в степи, Что носят имя звонкое Сары-Арки. Подобные приемы позволяют не только помочь учащимся самостоятельно определить тему и цель урока, но и пробудить интерес к отечественным авторам и рассмотрению стихотворений как источник географических знаний. Развитие диалогического мышления развивается через диалог, который применяется на уроках географии, работа в группах и парах дает возможность задавать вопросы и отвечать на них, а вслед за ответами следует обсуждение, аргументирование, иногда даже споры. При изучении темы Сарыарка (природа) возник вопрос об экологическом состоянии нашего края, провели диспут «Пути решения», очень интересные доводы приводили ребята о загрязнении мелких рек нашего города и как помочь сохранить их чистыми. В 10 классе при изучении темы «Этапы освоения Америки», провела круглый стол, где прозвучала оценка плюсов, минусов освоения, ученики аргументированно комментировали, спорили, выслушивали каждое мнение. За время работы, я выделила для себя следующие вопросы, которые, считаю, должны стать определяющими целями преподавания и обучения: Какими знаниями ученик должен обладать после моих уроков? Какую ключевую мысль должны выделить ученики? На какие вопросы для этого необходимо ответить ученикам? Что движет учениками при обучении? Переход в 10 класс, конечно же, чаще всего выбор родителей, есть категория учеников, которые имеют пробелы в знаниях, но придя в класс, у некоторых меняется отношение к обучению и они более сознательно, пытаются восстановить пробелы, то есть подходят к обучению сознательно. И это наблюдается на протяжении многих лет, на примере учеников моих классов. Ученики В. и Р. поставили перед собой цель поступить в Суворовское училище, а они к моменту окончания девятого класса, уже имели сложности в обучении. Придя к решению, В. и Р. на протяжении всего учебного года старались заполнить пробелы и достигли результата, оба поступили в училище. «Флейвелл и другие считали, что в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, мы сможем помочь детям лучше понимать собственный мыслительный процесс и помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения» ([1] с. 77). Что и произошло с данными учениками, но в таких случаях должна присутствовать поддержка учителя. Другой пример: тема урока «Климат Казахстана » 8 класс, ученик С выдвинул версию изменения климата и при использовании дополнительного материала и текста учебника доказал, что климат изменялся в сторону похолодания, увидел поддержку класса и продолжил с уверенностью. Обучение строится по-разному в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов и понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Считаю, что программы самообразования повышают профессиональную компетентность педагога и дают ответ на главную задачу преподавания – увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике, опираясь на предыдущий опыт. Облегчить обучение учащихся поможет их понимание и осознание того как нужно учиться. Литература: 1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2011 2. «Научно-исследовательская лаборатория» (НИЛ) А. Гин Изд-во «Вита» Москва 2003год | |
Просмотров: 619 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|