Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Дроздова Марина Валерьевна учитель химии и биологии Северо- Казахстанская область Аккайынский район с.Полтавка Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии и биологии через использование новых подходов в обучении «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В. Сухомлинский Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового в познании окружающего мира. Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая все еще остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого урока начинается с осознания его целей и правильного, четкого определения его конечного результата — что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т. е. учение, направленное на организацию самостоятельной работы на уроке. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Требования к организации самостоятельной работы Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы. 1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер. 2. Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий. 3. Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми. 4. Для самостоятельной работы предлагать задания, требующие применение знаний в новой ситуации, способной вызвать нешуточный интерес. 5. Самостоятельную работу нужно планомерно и систематически включать в учебный процесс. 6. Метод самостоятельной работы сочетать с другими методами. 7. Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем. На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности. Функция самостоятельной работы самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение; отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придания им творческого характера; подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования; воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции; развитие мыслительных умений и навыков. Виды самостоятельных работ В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы. 1. Работа с книгой (работа с текстом, составление плана ответа, конспектирование). 2. Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений). 3. Проверочные самостоятельные работы (тесты, химические диктанты). 4. Подготовка докладов и рефератов. 5. Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам). Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ: 1. открытые и закрытые тест, тесты- соответствия, 2. разноуровневые карточки 3. листы индивидуальной работы с инструкциями, 4. опорные знаковые конспекты 5. карточки-задания 6. тесты химических диктантов с пропущенными словами, терминами 7. карточки с алгоритмами выполнения заданий и решения задач. Построение кластера как одного из приемов самостоятельной работы Прием кластера может применяться на любом этапе урока: этапе вызова, осмысления и рефлексии. На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. Применения и достоинства метода Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства применения кластера: кластер позволяет охватить большой объем информации и показать его в виде опорной схемы, символов и схем, что позволяет лучше запомнить; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Верно построенные уроки с достаточным количеством самостоятельной работы дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Таким образом, использование различных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно-воспитательного процесса. Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности как учителей так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала. Организовать самостоятельную работу так, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе. Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа. Список используемой литературы 1. Ю.К. Бабанский «Методы обучения в современной общеобразовательной школе». Москва «Просвещение» 1985 г. 2. Л.М. Сыромятникова «Педагогические советы», издательство «Учитель» 2006 г. 3. И.Я. Лернер «Система методов обучения и их практическое применение» Биология в школе №3 1988 г. 4. Б.П. Есипов «Самостоятельная работа учащихся на уроках» Учпедгиз 1961 г. 5. З.Я. Горностаева «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» Открытая школа 1998 г. №2 6. www neuch.ru.referat; 28989 html Рефераты «Самостоятельная деятельность учащихся на уроке» 7. http://revolution.allbest.ru/ реферат «Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов». | |
Просмотров: 498 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|