Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
«Применение игровых технологий на уроках права». Игра – это определенная реальность, соотносящаяся с существующим миром. В этой реальности работают и общаются люди и в процессе игры получают опыт. Это могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и понимание, и выработанное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, познавая игровую действительность, а затем, анализируя пройденную игру, он изучает явление, которое послужило прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как личностные, эмоциональные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, напряженность, эмоциональная насыщенность подобных игр возбуждают интерес обучающихся к изучаемому явлению, повышают учебную мотивацию. Игра требует поиска новых решений, творческого осмысления ситуации, что влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления. Игры-драматизации, имитационные игры, деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе, у каждого вида игр есть некий набор признаков, познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе. Всякий процесс работы с игрой состоит из двух одинаково значимых частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью, как и сами игровые действия. Собственно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для многих учащихся игра весьма часто является бессмысленной. Обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в общую систему. Предлагаемая схема охватывает несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к прямому описанию игр, учитель сможет продумать построение обсуждения в различных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид. 1. Эмоциональный вид обсуждения – это такой вид, где особое внимание уделяется чувствам играющих детей. Преподаватель просит вспомнить действия, слова, игровые ситуации, которые в особенности затронули, возбудили положительные или отрицательные эмоции и на основе этого дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, сделанные в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Такой вид обсуждения чаще всего применяется после игр, и являются целью, чтобы заинтересовать учащихся какой-либо проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации. 2. Смысловое обсуждение – это выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью, поиск путей решения данной проблемы. Обучающиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как на математическую задачу. Во многих играх обучаемые должны сформировать стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы они отрефлексировали ее, и она закрепилась в сознании. 3. Конструкторское обсуждение - это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены, обучающиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы: решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более чётко соответствовала жизни. Или изменить “механизмы” игры, чтобы вернее выполнялись ее учебные цели. Какие же игры можно применять на уроках права? 1. Игры-драматизации. Ролевые игры Участникам предлагается ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней. Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить различные точки зрения на проблему, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта, учат отстаивать свою точку зрения. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Примером подобной методики может являться игра «Волшебные очки». “Волшебные очки” Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него “волшебных очков”. Бывают очки “Думаю только о себе”, очки “Забочусь об окружающих”, очки “Мне все равно”, “Мне страшно”, “Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться” и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие “очки” были у каждого из персонажей. А если поменять “очки” на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из “очков” помогают решать конфликты, а какие мешают? 2. Игры-модели, игры-имитации Эта группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много различных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, важно продумать несколько ее обязательных элементов. • Дидактические цели игры (что должны получить участники игры). • Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре. • Игровая установка (информация предлагаемая играющим перед началом игры). • Игровой реквизит. • Организацию пространства в игре. • Игровые роли. • Материальное обеспечение ролей. (предметы, документы для участников). • Примерный сценарий игры. • Вопросы для первоначального обсуждения игры. • Варианты усложнения сюжета. 3. Игровые формы с более жестким контролем развития сюжета Проводя сложные игры-модели, можно столкнуться с некоторыми трудностями. В этих играх очень многое зависит от активности игроков. Если кто-то растерялся, не знает, как действовать дальше, он может “выпасть из игры”, начать скучать, отвлекаться. Так как педагог не в состоянии оказаться одновременно во всех местах и помочь всем сразу, игра рискует “рассыпаться”. Чаще всего сценарий в подобных играх не очень жесткий, действие может идти более или менее активно. Игра может пойти не по тому пути, который был задуман педагогом. Могут подняться темы, которые преподаватель не предполагал рассматривать или же форма вытеснит содержание. Эти опасности можно преодолеть с помощью игровых форм, где ведущий организует и контролирует процесс. Для организации таких игр тоже строится своя модель, но действие в них меньше “пускается на самотек”. Для этого надо: • вводить большее количество ведущих, которые будут организовывать пространственные и смысловые точки сюжета, и помогать игрокам; • приближать игры к дискуссиям, не отказываясь от игрового элемента; • организовывать игровое пространство так, чтобы действие развивалось на виду у всех; • упростить игру – заменить индивидуальные роли на групповые. Примеры таких игр: 1. Игра по станциям Для организации игры по станциям нужно выбрать несколько ведущих, а участники игры делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, тем самым образуя маршрут, по которому пойдут команды. На каждой станции учащиеся выполняют определённое задание. В зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, а может и изменить маршрут или следующие задания. Проблема контроля и помощи решается путем увеличения числа ведущих. 2. Игры по ходам Чтобы легче контролировать развитие сюжета, можно разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди. В таких играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть учащихся являются активными деятелями, а часть просто наблюдателями. В следующий момент они меняются местами. Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а ведущий постоянно контролирует аудиторию и видит, на что стоит обращать внимание. 3. Игровые дискуссии Это обыкновенные дискуссии, организованные произвольным способом, но проходящие от имени каких-нибудь игровых персонажей в обусловленной игровой ситуации. Немаловажно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит основное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, играющие должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр. 4. Игровые суды Очень популярная форма игровых дискуссий – игровые суды. Она полагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, свидетелей, присяжных могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Учащимся потребуется время для того, чтобы подготовить свои выступления (не очень уместно предлагать уже готовые речи, это превращает игру в спектакль). Нужно отличать игровые суды от игр про суд. Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся прямо к судопроизводству. Понаблюдав за игроками, педагог может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство обучаемых. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных. В правовом обучении используются различные игры, кото¬рые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуаци¬ях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра - это твор¬ческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность во взаимосвязь с другими ведами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидакти¬ческий материал, игровые действия направляют активность уча¬щихся в определенное русло учебного процесса, а игровые при¬емы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе». Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непро¬извольно. Игра связана с импровизацией. В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности. Правовые учебные игры специалисты делят так: 1. Дидактические игры и игровые элементы. 2. Имитационные игры. 3. Сюжетно-ролевые игры. 4. Деловые игры. 5. Иллюстративные игры. В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее прави¬ла и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру. И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от не игрового. Значит, эмоциональные переживания по поводу игровых со¬бытий так же сильны, как и неигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из главных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни. Игра должна быть правильно начата и правильно завершена. В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самосто¬ятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько се¬рьезными будут психологические последствия игры, лежит на учите¬ле. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее все¬го, не встретятся ребенку вне игры. Это также касается общей коммуникатив¬ной ситуации игры. Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают допустимую дистанцию. Имеется набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых зат¬рат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры бывают вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, убеждения, поведенчес¬кие установки, в иной обстановке не привлекавшие осо¬бого внимания, скрываемые самим человеком. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться». Использование игровых методик на уроках даёт свои результаты: Игра «Отсроченная отгадка» позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. Игра «Да - нетка» помогает в построении вопросов. Игра «Компетентность» успешно применяется в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства. Игра «Лови ошибку» позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию. Игра «Угадай слово» позволяет повторить терминологию. Но ни компьютер сам по себе, ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение новых методик надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формами обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием. В практике используется проведение конкурсов по праву. В таких случаях реализовывается систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большое колическтво обучающихся. Учитель права дол-жен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, раз¬работать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного материала. Разумно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников меро-приятия интерес. Уровень их сложности определяется индиви¬дуально. Обучающихся не следует предварительно знакомить с вопроса¬ми. Данные мероприятия носят значительный воспитательный эффект. Многое зависит от корректного поведения педагога. | |
Просмотров: 328 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|