Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Руководство научными проектами школьников как составная часть профессиональной компетентности современного учителя БогомоловаО.С.
Руководство научными проектами школьников как составная часть профессиональной компетентности современного учителя

Автор Богомолова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы СШ № 22 города Жезказгана Карагандинской области.

Зародившееся в конце XX века образование корректирует свои приоритеты и ценности с учетом особенностей развития общества. Проявлениями магистральных тенденций развития современного общества являются тенденции перехода к парадигме культуры, базирующейся на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления; от машинных технологий к социальным; от результатов образования в виде научных знаний методологии деятельности; от национальных экономик к мировой экономике.
В соответствии с вышесказанным в настоящее время идет переосмысление и реформирование фундаментальных основ новой педагогической парадигмы образовательного процесса. Появление новой парадигмы образования является одним из решающих аспектов культурно-цивилизованного развития. Новая парадигма образования сводится к замене «человека знающего» на парадигму «человека, подготовленного к жизни», «человека действующего». Отражение этого процесса ясно видно в изменении идеалов образованного человека. Так, образованный человек – это не только человек, знающий, даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленная к жизни, ориентирующаяся в сложных проблемах современной действительности, способная осмыслить свое место в мире личность.
Смена образовательных парадигм, если они смогут стать в реальности коллективной мыслительной деятельностью интеллектуалов и практиков, то это само по себе уже окажет стимулирующее воздействие на совершенствование творческого потенциала всей системы образования.
Таким образом, формируемая новая парадигма образования ориентирует педагогическое сообщество на актуализацию исследовательской культуры учителя, повышение его профессиональной компетентности. Необходим учитель с исследовательской культурой для осмысления новых процессов в образовании, высоким профессионализмом, гибкостью мышления, методологической рефлексией, способностью к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определению концепций, форм и методов познания, управления, конструирования, владением знаний, обеспечивающих ориентировку в меняющихся условиях профессиональной деятельности. Например, предполагается, что учитель профильной школы в недалеком будущем должен:
1. Уметь осуществлять дифференциацию для оказания помощи учащимся в пределах своих траекторий и индивидуальных образовательных программ.
2. Представлять многообразие выбора разноуровневых предметных курсов.
3. Уметь работать в проектном режиме.
4. Преподавать разноуровневые и интегрированные курсы.
5. Работать как куратор, социальный педагог, психолог.
Наиболее эффективным средством профессионального роста учителя является поисковая исследовательская работа. Педагог-мастер – это прежде всего педагог- исследователь. Следует обратить внимание на взаимоотношение понятий: «педагог- практик» и «педагог-исследователь», представленных в таблице: «Сравнение деятельности педагога-практика и педагога-исследователя»:

№ Параметры сравнения Педагог-практик Педагог-исследователь
1 Объект Имеет дело с единичным объектом, анализирует то, что «лежит на поверхности». Деятельность исследователя осуществляется на уровне сущности.
2 Предмет Практика всегда полипредметна (объективная действительность) Наука – монопредметна (идеальные объекты)
3 Способ Педагог осваивает действительность обыденным мышлением. Исследователь обладает теоретическим мышлением.
4 Язык У практического педагога бытовая, житейская лексика. Для ученого характерен специализированный словарь и синтаксис научного языка.

Рассматриваемые различия имеют смысл как противопоставление позиций педагога-исследователя и педагога-практика. Очевидно, что в определенном случае обе позиции могут совмещаться в деятельности одного человека. В таком случае «педагог- исследователь» - понятие более широкое, включающее в себя понятие «педагог-практик». В современной педагогической литературе имеются попытки доказательства необходимости и возможности совмещения исследовательской и обучающей функций. Однако, по моим наблюдениям, на нынешнем этапе изменения парадигмы образования об этом говорить преждевременно, так как уровень исследовательской культуры многих школьных учителей недостаточен. Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, а преобразовать педагогическую работу, превратив ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и задач.
В исследовательской деятельности очень большую роль играют навыки и способности каждого отдельного исследователя. Характер деятельности исследователя требует специальной (экспериментальной и теоретической), математической, логической, философско-методологической, историко-научной и науковедческой, нравственно-этической подготовки.
Компетентность педагога – зависит от уровня сформированности трех групп компетентности, которыми должен владеть современный учитель – исследователь:
1. Методологические (психолого-педагогические).
2. Общекультурные (мировоззренческие).
3. Предметно-ориентированные.
Важной составной частью компетентности учителя современной формации является умение грамотно осуществлять руководство научными проектами школьников. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Не зря эту технологию относят к технологиям XXI века, а ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся Национальные соревнования научных проектов школьников Республики Казахстан. С 2000 года Республиканский научно-практический центр «Дарын» является филиалом Всемирной выставки науки и техники со штаб-квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки.
В практике обучения широко применяют метод проекта: это может быть работа на уроке над той или иной темой, работа над научным проектированием во внеклассной деятельности, например, в НОУ (научное общество учащихся), групповая или индивидуальная работа учащихся над проектом под руководством учителя. В любом случае существуют требования к использованию метода проекта:
1. Наличие значимой проблемы, требующей исследования для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование методов исследования, предполагающих последовательность выполнения задач.
6. Определение проблемы и задач исследования.
7. Формулирование гипотезы.
8. Обсуждение методов исследования.
9. Анализ полученных результатов.
10. Корректировка.
11. Презентация.
12. Выводы и выдвижение новых проблем.
Следует отметить, что реализация проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Он неизбежно из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и деятельность учащихся, так как учащиеся используют различные методы самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. Технология работы над научным проектом предполагает руководящую роль педагога, несмотря на сниженную внешне, казалось бы, активность. На любом этапе работы над проектом педагог должен оставаться главным советчиком, идейным вдохновителем.

Технология работы над научным проектом школьников.

Этапы работы над проектом Содержание деятельности
ученики учитель
I Подготовительный период. Определение темы, целей, проблемы, задач.
Формулирование гипотезы Ищут необходимые теоретические источники, обсуждают информацию. Предлагает тему, мотивирует, заявляет замысел, оказывает помощь в постановке задач, разбирает задачи на подзадачи.
II Планирование:
1. Определение способов сбора, анализа информации, разработка анкеты, представления результатов.
2. Установление критериев оценки результатов и процесса. Формулируют задачи, выбирают план действий. Предлагает идеи, высказывает, гипотезы, корректирует.
III Сбор информации. Работа с литературой, наблюдения, анкетирование, работа с архивными источниками. Собирают информацию. Наблюдает, косвенно руководит деятельностью.
IV Анализ.
Анализ информации, формулирование выводов. Подготовка стендового материала. Анализируют полученную информацию, готовятся к презентации. Корректирует, наблюдает, советует.

Таким образом, сегодняшний день – это время инновационной деятельности казахстанского учителя-исследователя. В современной школе создаются все возможности для полного раскрытия творческого потенциала педагога, повышения уровня его компетентности. Как видно из вышеизложенного, руководство научными проектами школьников – важная составная часть работы учителя высокой исследовательской культуры.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: ggg (2010-12-20) | Автор: Богомолова Ольга Сергеевна E
Просмотров: 4071 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru