Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Презентация как средство развития самостоятельности учащихся. Крякушина Т.Ю., учитель русского языка и литературы, ОСШ №81, г. Караганда. Сегодня наиболее актуальным является направление всех процессов обучения на результат. Ученик, выходящий за стены школы, должен обладать навыками и чертами конкурентоспособной личности. Общество, состоящее из таких выпускников, это общество образованных людей, способных мыслить и действовать самостоятельно не только в обычных ситуациях, но и при возникновении нестандартных условий жизни. Как этого добиться? Как помочь детям не растеряться, суметь найти выход? Для этого считаю необходимым применение педагогических инновационных технологий. Их применение в образовательном процессе обеспечивает возможность целенаправленного, системного, интерактивного достижения прогнозированного конечного результата – образованности. Каждый педагог стремится создать условия, найти методы и приёмы, подобрать различные виды работы на уроках так, чтобы ученик постепенно научился жить в обществе, беря на себя ответственность и решение всех задач, возникающих перед ним. С внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий я наметила для своей работы несколько этапов: - овладеть самой теоретическими знаниями и практическими навыками работы с интерактивной доской; - использовать новые технологии на уроках русского языка и литературы; - помочь учащимся при овладении ими азами работы с интерактивной доской; - побудить школьников к самостоятельной деятельности, используя возможности интерактивной доски. Получив теоретические знания и практические навыки работы, я стала использовать возможности интерактивной доски сначала на отдельных этапах урока, потом на всех этапах( при этом обязательно учитываются санитарно-гигиенические нормы работы с доской – не более 20 минут). К урокам составляю презентации и флипчарты. Считаю, что флипчарты удачнее использовать на этапах повторения, закрепления и контроля знаний учащихся, так как можно изменять, вписывать, корректировать выдаваемое на экран сразу, при классе, не нарушая целостности флипчарта. Презентации использую преимущественно при изучении нового материала. Например, при изучении на уроках литературы биографий поэтов и писателей, истории создания произведений. Предоставить информацию в большом объёме дают возможность ресурсы сети Интернет( энциклопедии, иллюстративный материал, видеофрагменты). Чтобы ученики могли в итоге создать собственную презентацию, необходимы умения работы с программами. В этом помощь оказывают уроки информатики и дополнительные занятия, проводимые мною во внеурочное время. Следующий этап работы заключается в том, что я приобщаю к поиску информации самих учащихся. В зависимости от возрастных особенностей детей, сложности материала даю посильную задачу каждому ученику. Первоначально разбивала детей на группы, чтобы в каждой группе были ученики с разными уровнями мотивации к обучению. Это давало возможность вовлечь в работу всех учеников, так как спикер группы распределял работу между всеми учащимися, выстраивая четкую систему выступления. Постепенно группы, состоящие из 5-6 человек, стали распадаться на пары. Это позволило расширить круг тем, избираемых для защиты презентаций. Учащиеся имеют возможность выбрать ту область сообщения, которая им наиболее близка и интересна. Каждая группа, пара представляет сообщение, выполненное в виде презентации, используя возможности интерактивной доски. Дети, раскрывая тему, выступают в роли учителя. Такой вид работы стимулирует детей, так как найденный материал прорабатывается десятки раз (необходимо найти его, прочитать, осмыслить, логически выстроить, грамотно и доступно передать). Работая у доски, каждый учащийся имеет возможность самореализоваться. Даже учащиеся со слабой мотивацией к обучению вовлекаются в образовательный процесс. Ситуация успеха тоже имеет большое значение. Некоторые ученики так увлечены возможностями сети Интернет, что не всегда направляют свои изыскания в нужное русло. Создание презентаций позволяет организовать их увлечения, дать возможность раскрыться даже тем, кто имел низкую степень обученности. При этом для ученика доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Интерактивная доска представляет собой источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное и коллективное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Результатом использования новых технологий стало то, что дети с разными уровнями мотивации к обучению не только осваивают правила создания слайдов с готовой информацией, но стремятся к поиску материала и созданию флипчартов тестового контроля, итоговых заданий, викторин. Спикеры групп со временем предстают в роли направляющего и контролирующего сектора, глубоко изучившего материал и умеющего дать оценку деятельности каждого ученика. Это позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Уроки с использованием ИКТ( информационно-коммуникативных технологий) имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Следует отметить, что такая работа проводится в соответствии с принципом здоровьесберегающего обучения. Учащиеся больше узнают и делают на уроке, для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей. Работа над созданием презентации и флипчартов позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться мыслить конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения, самостоятельность. | |
Просмотров: 2794 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|