Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Научный проект «Содержание меди и цинка в бутилированной воде»
Введение
Последние десятилетия XX века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Среди множества волнующих современное общество глобальных проблем устойчивого развития охрана окружающей среды является определяющей.
Разумное целенаправленное развитие общества должно стать единственной альтернативой разрушительной деятельности человека. В.И.Вернадский, развивая концепцию ноосферы, впервые обратил своё внимание на то, что деятельность человека по своим масштабам стала соизмеримой с силами природы.
Достоверный ответ на вопрос о состоянии окружающей среды и влиянии на неё антропогенных факторов может быть дан только на основе систематических наблюдений за загрязнением природных объектов, т.е. при организации эколого-аналитического мониторинга, который является составной частью общего мониторинга состояния природной среды. Несмотря на успехи аналитической химии в разработке контроля в этой области, многие проблемы остаются нерешенными [1]. В сферу эколого-аналитического мониторинга входят: вода, осадки, воздух, почва, снежный покров, донные отложения, растения, корма и пища, ткани животных и человека.
Вода – источник жизни, жизненная сила. Без нее человек не способен прожить более 72 часов. Мозг взрослого человека состоит из воды на 74,5%, наша кровь — на 83%, а человеческий зародыш — это сплошная вода: в трехдневном эмбрионе ее 97%.
Вода бывает питьевой и минеральной. Питьевая вода – это вода, пригодная к употреблению, приготовлению пищи, отвечающая установленным нормам качества. Однако в случае несоответствия питьевой воды установленным требованиям Санитарных норм и правил (а в наше время, в связи с проблемами экологии, это встречается все чаще и чаще), производится ее очистка и обеззараживание [2].
Значение воды в процессах жизнедеятельности очень велико, ведь в ней протекают различные химические реакции нашего организма. Около 2/3 массы человека составляет вода. Забота о получении достаточного количества воды, пригодной для питья не оставляет человечество на протяжении всего его существования. Вода как природный ресурс относится к возобновляемым ресурсам. Однако антропогенное воздействие, зачастую превышает самоочистительную способность воды, в связи с чем, она превращается в невозобновимый ресурс. Обеспечение населения качественной питьевой водой является проблемой для многих городских агломераций и даже регионов земного шара. Таким образом, важность развития данного научного направления очевидна.
Некачественная питьевая вода является одной из важных причин, ведущих к снижению уровня здоровья населения. Установлено, что до 80 % жителей планеты заболевают из-за низкого качества воды, так как с водой в человеческий организм поступают 20-40 % токсичных веществ, в том числе тяжелых металлов (ТМ) [3].
В связи с развитием промышленности, транспорта, использования минеральных удобрений, количество тяжелых металлов в окружающей среде становится опасным для человека [4]. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что токсичные вещества, содержащиеся в воде даже в допороговых дозах, способны оказывать тератогенное, эмбионтоксическое, мутагенное и канцерогенное воздействие.
Актуальность темы.
«Достижение высокого качества жизни для всех казахстанцев – вот, на мой взгляд, главная задача на повестке дня сотрудничества власти и НПО», - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на втором Гражданском форуме (2005г.). И в числе девяти стратегических направлений совместной работы – вода. По словам президента, к началу второго десятилетия Казахстан должен в целом решить проблему её доступности – качественной, чистой, питьевой. Это должно стать приоритетным направлением водохозяйственной политики. «Не останется ни одного населённого пункта, использующего воду из открытых водоемов или несоответствующую нормативам», - подчеркнул глава государства.
Вода – основа здоровой жизни. К сожалению, мы не можем полагаться на чистоту воды прямо из-под крана. Даже если она прозрачна на вид и отсутствует неприятный запах, вода содержит невидимые невооруженным глазом загрязнения, которые являются угрозой для вашего здоровья [5]. Исходя из этого, изучение мониторинга токсичных соединений в питьевой воде является весьма актуальной проблемой для Казахстана, в том числе и для Восточно-Казахстанской области.
Цель данного исследования – определение содержания меди и цинка в бутилированной воде, предназначенной для реализации в городе Семее, ознакомление с методиками определения тяжёлых металлов в питьевой воде, рассмотрение ранее выполненных работ по данной теме.
Задачи исследования:
1. Сделать химический анализ на содержание меди и цинка в бутилированной воде, предназначенной для реализации в городе Семее, и последующую статическую обработку результатов анализов.
2. Сравнить полученные данные с требованиями ГОСТА 2874-82.
3. Разработать рекомендации по употреблению бутилированной воды известных марок.
Научная новизна состоит в том, что впервые проводится химический анализ бутилированной воды марок: Tassay (без газа), Tassay (с газом), Холодный ключ (без газа), Холодный ключ (с газом), Сарыағаш (с газом), Arctic(с газом), Асем-Ай (без газа), Асем-Ай (с газом), Borjomi (с газом), Diva (с газом), Петропавловская (с газом), Саlibso (с газом), Сарыағаш «Визит» (с газом), Долина (без газа) на наличие тяжёлых металлов (Cu, Zn).
Практическая значимость этой работы состоит в том, чтобы обезопасить своих сограждан от употребления некачественной питьевой воды, приносящей вред здоровью.
В дальнейшем планируется изучить химический состав бутилированной воды полностью, сравнить его с заявленным производителями.
Глава 1. Обзор литературы по теме
1.1. Содержание тяжелых металлов в снежном покрове, в воде различных источников ВКО
Были проанализированы литературные данные по содержанию тяжёлых металлов в снежном покрове, в питьевой воде различных источников и выяснено, что имеется большое число элементов, являющихся ядами для всего живого, например, свинец, кадмий, медь, цинк и другие.
Работа по определению свинца в питьевых водах г. Усть-Каменогорска, авторами которой являются М. Панин, А. Мусабекова, содержит данные о количестве свинца, которое в среднем составляет 19,7 мкг/дм³, причем максимальное содержание этого элемента приходится на воду из колодца, а максимальное - на воду из крана. Это связано с тем, что водопроводные и водоразводящие сети города устарели и находятся в аварийном состоянии [6].
Работа Панина М.С., Каримовой А. В., Торопова А. С. по определению кадмия в питьевых водах г. Семей содержит следующие данные (таблица 1). Таблица 1. Статические показатели химического состава и содержания кадмия в питьевых водах города Семея.
Химический анализ питьевых вод г. Семей представлен в работе Торопова А.С.
«Содержание тяжелых металлов в питьевой воде».
Питьевые воды города Семей по величине рН относятся к нейтральным и слабощелочным. Среднее значение рН составило 7,48.
Состояние питьевых вод г. Семей удовлетворительное, лишь некоторые пробы воды из колодца не соответствуют нормам ГОСТ.
Сравнивая воду из водозаборов (до хлорирования) с водой из крана и из колонки можно заметить тенденцию к увеличению концентрации тяжелых металлов [8].
Однако содержание в питьевой воде других элементов также весьма существенно влияет на общий минеральный баланс человека. В табл. 4 приведены данные по среднесуточному потреблению человеком элементов с пищей и водой, существующие ПДК в питьевой воде для данных элементов и процентная доля поступления данного элемента с водой при условии его содержания на уровне ПДК. Как видно из таблицы, роль воды в среднесуточном минеральном балансе для разных элементов может существенно отличаться. Часто встречающиеся в питьевой воде содержания на уровне ПДК таких элементов, как Сu,Со,Мо,Ni и Р, могут восполнить большую часть, а иногда и всю потребность организма человека в них.
В основу одного из возможных подходов к определению рекомендуемых оптимальных концентраций большинства биологически активных элементов можно положить результаты статистических исследований о среднесуточной потребности в них человека и соотношении их поступления в организм в составе пиши, воды и воздуха. В среднем для большинства элементов соотношение их поступления в организм в составе пищи, воды и воздуха составляет 100:10:1 соответственно. Такой же принцип был положен группой экспертов Всемирной организации здравоохранения при определении рекомендуемых значений ПДК для элементов, механизм влияния которых на организм человека до конца не ясен. ПДК вычислялось исходя из предпосылки, что максимальное суточное потребление элемента должно превышать 10 % от рекомендуемого максимального потребления с пищей [9].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости классификации подземных вод по качеству с учетом содержания в них биологически активных компонентов. Так, наряду с просто незагрязненными водами, т.е. нетоксичными, имеющими положительный результат при различных видах биотестирования, следует выделять воды "высшего качества", содержание биологически активных компонентов в которых близко к оптимальному. В этой связи интересно мнение Ю.А.Рахманина с коллегами [10], которые предложили ввести для питьевых вод понятие "корректировочного качества". К этой категории предложено отнести воду с повышенным содержанием тех или иных биологически активных компонентов. Использовать ее рекомендуется для лечебных целей или в районах, где содержание данных элементов понижено в почве и поверхностных водах.
Основными источниками загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами является сжигание ископаемого топлива. Вместе с золой на поверхность земли поступили миллионы тонн тяжёлых металлов. Другой путь попадания тяжёлых металлов в окружающую среду – это выхлопные газы автомобилей, работающих на этилированном бензине. Тормозные колодки поездов, истираясь, вносят в почвы вблизи железных дорог до 200 тыс. тонн металлов в год.
1.2. Характеристика природных вод.
Природная вода всегда содержит некоторое количество растворённых взвешенных веществ органического и минерального происхождения. Эти вещества попадают в воду из атмосферы при выпадении осадков; из почв и грунтов, с которыми соприкасается заполняющая их поры или движущаяся к ним подземная вода; из почв и грунтов, составляющих дно и русло поверхностных водоёмов, а также за счёт жизнедеятельности и отмирания населяющих воду растительных и животных организмов.
Грунтовые воды содержат преимущественно растворимые вещества, поверхностные воды обогащены взвешенными веществами. Больше всего взвешенных веществ в воде открытых водоёмов наблюдается во время осенних и весенних паводков.
Существует несколько способов деления природных вод на группы.
I. Но происхождению различают: атмосферные воды, (осадочные), подземные воды (ключевые и колодезные) и поверхностные воды (речные, озёрные, морские, болотные).
II. По количеству и характеру примесей воды подраздели на пресные, солёные, мягкие, жёсткие, прозрачные, бесцветные опалесцирующие, мутные, окрашенные, пахнущие и др.
III. По принципу использования воды делят на питьевые, хозяйственные, технические, охлаждающие, лечебные и т. д.
Состав природных вод обычно меняется во времени. Минеральные органические вещества, находящиеся в воде во взвешенном состоянии, под влиянием силы тяжести постепенно осаждаются. Часть органических веществ используется живыми организмами, населяющими водоёмы, в качеств питательного материала. Протекающие в природных водах химические биологические процессы приводят к разрушению легко окисляющихся органических примесей. Образование гидроокисей Fe, Мn, А1 и связывание ими коллоидных примесей воды также меняется её состав.
Основную часть органических примесей в природных водах составляют гуминовые вещества. Наряду с ними встречаются белковые, жировые, углеводородные вещества, органические кислоты и витамины, однако они составляют лишь незначительную долю от общего количества органических соединений, находящихся в воде.
Своеобразен состав веществ, растворённых в так называемых минеральных водах, которые совершенно непригодны для технических целей применяются только для питья с лечебными целями. Они разделяются по составу на солёные, горькие, железистые, газовые и серные. Содержат эти воды от 2,6 до 20,3 г/л растворённых веществ. Сравнительно мало растворённых солей во многих водах, которые именуются пресными. К ним относятся речные, озерные, почвенные, артезианские, ключевые воды. Они пригодны для питья [11].
На территории России и зарубежных стран выделяются провинции минеральных вод, каждая из которых отличается гидрогеологическими условиями, особенностями геологического развития, происхождением и физико-химическими характеристиками минеральных вод. Достаточно изолированные пластовые системы артезианских бассейнов представляют собой провинции солёных и рассольных вод разнообразного ионного состава с минерализацией до 300—400 г/л (иногда до 600 г/л); они содержат газы восстановительной обстановки (углеводороды, сероводород, азот). Складчатые регионы и области омоложенных платформ соответствуют провинциям углекислых минеральных вод (холодных и термальных) различной степени минерализации. Области проявления новейших тектонических движений [12].
1.3. Классификация минеральных вод по потребительским свойствам
Минеральные воды оказывают на организм человека лечебное действие всем комплексом растворённых в них веществ, а наличие специфических биологически активных компонентов (СО2, Н2S, Аs и др.) и особых свойств определяет часто методы их лечебного использования. В качестве основных критериев оценки лечебности минеральных вод в курортологии приняты особенности их химического состава и физических свойства, которые одновременно служат важнейшими показателями для их классификации.
Минерализация минеральных вод, т. е. сумма всех растворимых в воде веществ — ионов, биологически активных элементов (исключая газы), выражается в граммах на 1л воды. По минерализации различают: слабоминерализованные минеральные воды (1—2 г/л), малой (2—5 г/л), средней (5—15 г/л), высокой (15—30 г/л) минерализации, рассольные минеральные воды (35—150 г/л) и крепкорассольные (150 г/л и выше). Для внутреннего применения используют обычно минеральные воды с минерализацией от 2 до 20 г/л.
По ионному составу минеральные воды делятся на хлоридные (Clֿ), гидрокарбонатные (НС0ֿ3), сульфатные (S04²ֿ) , натриевые (Nа+), кальциевые (Са²+), магниевые (Мg²+) в различных сочетаниях анионов и катионов. По наличию газов и специфических элементов выделяют следующие минеральные воды, углекислые, сульфидные (сероводородные), азотные, бромистые, йодистые, железистые, мышьяковистые, кремниевые, радиоактивные (радоновые) и др. По температуре различают минеральные воды холодные (до 20 °С), тёплые (20 - 37° С), горячие (термальные, 37 - 42 ° С), очень горячие (высокотермальные, от 42°С и выше). В медицинской практике большое значение придают содержанию органических веществ в маломинерализованных водах, так как они определяют специфические свойства минеральных вод. Содержание этих веществ свыше 40 мг/л делают минеральные воды не пригодными для внутреннего применения. Разработаны специальные нормы, дающие возможность оценивать пригодность природных вод для лечебных целей.
Минеральные воды используют на курортах для питьевого лечения, ванн, купаний в лечебных бассейнах, всевозможных душей, а также для ингаляций и полосканий при заболеваниях горла и верхних дыхательных путей, для орошения при гинекологических заболеваниях и т. п. Минеральные воды применяют внутрь и во внекурортной обстановке, когда пользуются привозными водами, разлитыми в бутылки.
Питьевая очищенная вода пригодна для повседневного применения, причем не только для питья, но и приготовления пищи. Она безопасна и безвредна, хотя и не обладает какими-либо лечебными свойствами. В качестве такой воды используются хорошо очищенные природные воды с относительно невысоким солесодержанием. Часто при производстве такой воды ее чистят практически "под ноль" (как правило, на мембранных обратноосмотических установках), а затем минерализуют до физиологически оптимальных значений. Сравнительно невысокая минерализация таких вод объясняется ориентацией на американские стандарты качества питьевой воды, согласно которым 0,5 г/л - это ПДК.

1.4. Лечебное действие минеральных вод
Это минеральная (натуральная) вода, пригодная для ежедневного применения. Солесодержание до 1 г/л соответствует рекомендациям Всемирной организации Здравоохранения по качеству питьевой воды. Однако не мешает внимательнее изучить химический состав такой воды, так как для людей, страдающих определенными заболеваниями, содержание отдельных ионов может оказаться избыточным. Так, например, высокое содержание кальция не рекомендуется людям, склонным к повышенной свертываемости крови и образованию тромбов в кровеносных сосудах. Высокое содержание натрия не рекомендуется людям, страдающим гипертонией, заболеваниями почек и сердца. Сульфаты обладают выраженным слабительным действием, хлориды влияют на работу пищеварительного тракта и т.д. Если вы уверены в своем здоровье, то все в порядке если же нет - обратитесь за консультацией к врачу или пейте слабоминерализованную воду - не ошибетесь.
Лечебно-столовая вода наиболее распространена в России и к ней относятся большинство широко известных еще с советских времен марок минеральной воды. Воды эти, как правило, не пригодны для приготовления пиши, однако широко используются для питья. Они обладают определенным лечебным действием, но только при их правильном применении по совету врача. В этом случае стаканчик-другой рекомендованной Вам воды ничего кроме пользы не принесет. Неограниченное же потребление такой воды может привести к серьезному нарушению солевого баланса в организме и к обострению хронических заболеваний. Не стоит ориентироваться на, рекомендации по употреблению, приведенные на этикетке. Такая дикость возможна, наверное, только у нас. Рекомендации может давать только врач-специалист и только конкретному человеку [13].
Химический состав и естественная температура воды минеральных источников разнообразны. По своим физико-химическим и лечебным свойствам минеральные воды делятся на 7 групп:
1) индифферентные воды, акратотермы, бедные солями;
2) воды поваренной соли;
3) щелочные воды:
а) углекислые, главная составная часть - углекислота;
б)щелочно-углекислые, главные составные части - углекислый натр и углекислота;
в) щелочно-соляно-кислые;
4) горькие воды (сернокислая магнезия);
5) воды глауберовой соли;
6) сернистые воды (сероводород, сернистые натр, кальций, калий и магний);
7) железистые воды (двууглекислая закись железа) [14].

1.5. Состояние химических элементов в подземных водах.
В настоящее время условно принимают, что граница между растворёнными и взвешенными формами соответствует размеру частиц ~ 0,5 мкм. Исходя из этого критерия, в подземных водах преобладают растворённые формы химических элементов. Специальные экспериментальные исследования (диализ, фильтрация через фильтры с различным размером пор и др.) показали, что коллоидные формы миграции элементов (неорганические и органические) в геохимически значимых концентрациях присутствуют только в подземных водах верхних гидрогеологических зон (грунтовые - аллювиальные и др.) Чем меньше пористость пород, тем меньше значение коллоидных форм в подземных водах.
В сложной многокомпонентной системе, какой являются подземные воды, многие элементы находятся не только в виде простых диссоциированных ионов (в которых выражается анализ), но и в виде ассоциированных соединений различной степени сложности. В связи с этим природные состояния многих элементов в подземных водах не соответствует форме выражения химического анализа этих вод.
Все химические элементы, присутствующие в подземных водах, можно разделить на следующие три группы:
• катиогенные элементы;
• элементы-гидролизаты, которые по формам миграции в водах точнее называть элементами-комплексообразователями. Миграция этих элементов в природных водах в зависимости от их гидрогеохимической среды может происходить как в катионной, так и анионной формах в виде целой гаммы комплексных соединений различной степени сложности. Многие из этих элементов обладают в природных условиях свойством амфотерности;
• аниогенные элементы.
• Комментируя эту классификацию химических элементов по их состояниям и формам переноса в подземных водах, следует подчеркнуть следующее: деление элементов на три предлагаемые группы следует рассматривать только в вероятном плане, характеризующем общую тенденцию элементов к катионогенности или анионогенности.

1.6. Характеристика тяжёлых металлов.
Цинк - элемент II группы периодической системы. В Индии его получали ещё в V веке до н. э. Чисто цинковые руды в природе почти не встречаются, его соединения входят в состав полиметаллических руд.
В природных водах иногда бывает естественного происхождения, но чаще источником цинка являются сточные воды, главным образом стоки обогатительных фабрик цветной металлургии, предприятий химической промышленности, гальванических цехов металлообрабатывающих заводов, производство искусственного волокна. В воде цинк находится или в виде катионов цинка, или в виде комплексных цианидных, тартратных и других анионов. Цинк может присутствовать и в нерастворимых в воде формах – в виде гидроокиси, карбоната, сульфида. Цинк постоянно встречается в животных организмах, сосредотачиваясь преимущественно в печени, почках, половых органах, панкреатической железе и гипофизе. Цинк необходим морскому планктону для его роста. В норме в литре морской воды содержится не меньше 5 мкг цинка, однако, в последние годы, в связи с загрязнением окружающей среды, его содержание повысилось в некоторых прибрежных водах до 46 мкг/л. В таком количестве он подавляет фотосинтез всех планктонных растительных организмов [15].
Цинк в организме входит в состав гормона инсулина, а так же осуществляет каталитическое действие (ускоряет разложение бикарбонатов в крови, тем самым даёт возможность процессу дыхания и газообмену протекать с надлежащей быстротой). Он усиливает действие гормонов гипофиза. Человек и животные редко страдают от недостатка цинка, так как обычный пищевой рацион, как правило, обеспечивает организм необходимым количеством этого элемента. Суточная потребность человека в цинке достигает 0,3 мг на 1кг массы тела [16].
Медь – элемент I группы периодической системы. Плотность 8,9 г/см³. Медь один из первых металлов, ставших известными человеку. Считают, что медь начали использовать около 5000 до н.э. В природе медь изредка встречается в виде металла. Из медных самородков, возможно, с помощью каменных топоров, были изготовлены первые металлические орудия труда.
Символ Cu происходит от латинского aes cyproum (позднее, Cuprum), так как на Кипре (Cyprus) находились медные рудники древних римлян.
В виде простого вещества медь обладает характерной красноватой окраской. Медь металл мягкий и пластичный. По электро- и теплопроводности медь уступает только серебру. Металлическая медь, как и серебро, обладает антибактериальными свойствами.
В соответствии с положением меди в Периодической системе, ее единственная устойчивая степень окисления должна быть (+1), но это не так. Медь способны принимать более высокие степени окисления, причем наиболее устойчивой, особенно в водных растворах, является степень окисления (+2). В биохимических реакциях переноса электрона, возможно, участвует медь(+3). Эта степень окисления редко встречается и очень легко понижается под действием даже слабых восстановителей. Известно несколько соединений меди (+4).
Медь имеет важное биологическое значение. Ее окислительно-восстановительные превращения участвуют в различных биохимических процессах растительного и животного мира.
Высшие растения легко переносят сравнительно большое поступление соединений меди из внешней среды, низшие же организмы, наоборот, чрезвычайно чувствительны к этому элементу. Самые незначительные следы соединений меди их уничтожают, поэтому растворы сульфата меди или их смеси с гидроксидом кальция (бордосская жидкость) применяют как противогрибковые средства.
Из представителей животного мира наибольшие количества меди содержатся в телах осьминогов, устриц и других моллюсков. В их крови она играет ту же роль, что железо в крови других животных. В составе белка гемоцианина она участвует в переносе кислорода. Неокисленный гемоцианин бесцветен, а в окисленном состоянии он приобретает голубовато-синюю окраску. Поэтому не зря говорят, что у осьминогов – голубая кровь.
Организм взрослого человека содержит около 100 мг меди, сосредоточенной, в основном, в белках, только содержание железа и цинка выше. Ежедневная потребность человека в меди составляет около 3–5 мг. Дефицит меди проявляется в анемии, однако избыток меди также опасен для здоровья. Однако медь приносит не только пользу, но и вред. Медь относится к высокотоксичным металлам. Ионы меди по сравнению с другими металлами активнее реагируют с аминокислотами и белками, образуя наиболее устойчивые комплексы.
Медь поступает в окружающую среду вследствие промышленных выбросов, отходов, стоков предприятий цветной металлургии, выхлопных газов автомобилей, внесения на поля медьсодержащих удобрений и пестицидов[17].
Глава 2. Содержание меди и цинка в бутилированной воде
2.1. Объекты и методы исследования.
Объектом исследования является бутилированная вода различных торговых марок, реализуемых в г. Семее. Работа проводилась в период с ноября 2008 по март 2009г. учеником 10 класса Дурягиным Владиславом и Киселевой Анастасией ученицей 9 класса.
Исследования проводились по общепринятым стандартным методикам [18].Статистическая обработка проводилась по руководству Плохинского [19].
Определение цинка химическим дитизоновым методом на приборе СФ – 101.
Ионы цинка можно экстрагировать из водного раствора раствором дитизона в четыреххлористом углероде. Образующийся комплекс дитизона с цинком имеет красный цвет, интенсивность окраски пропорциональна концентрации цинка. Цинк вступает в реакцию с дитизоном количественно при рН 4-7. в этой среде с дитизоном реагирует медь, кадмий, свинец, никель, кобальт, висмут, таллий, индий, ртуть, серебро, золото и палладий. Чтобы устранить мешающие влияния этих элементов, экстракцию проводят при рН 5 тиосульфатом. В обработанной пробе можно определить 0,005-0,030 мг цинка.
Определение меди химическим методом с диэтилдитиокарбаминатом свинца на приборе СФ – 101.
При взбалтывании раствора, содержащего ионы меди с бесцветным раствором диэтилдитикарбамината свинца в четыреххлористом углероде происходит замещение свинца медью в слое органического растворителя и последний окрашивается в желто-коричневый цвет. Реакцию можно проводить в довольно кислой среде (рН 1-1,5). В этих условиях слой органического растворителя переходят только висмут, ртуть и серебро, но последние два элемента образуют с применяемым реагентом бесцветные соединения, окраска же от соединения висмута становится заметной лишь при концентрации висмута, превышающей 30 мкг/л, что встречается редко. Если, однако, содержание висмута выше указанной величины, то рекомендуется взболтать полученный раствор диэтилдитикарбаминатов в органическом растворителе в течение 0,5 мин с 25 мл 5-6 н. раствора HCl; Соединение висмута тогда разрушается, висмут (его может быть до 3 мг) переходит в водный раствор, а соединение меди остается в органическом слое.
На спектрофотометре (СФ – 101) измеряется оптическая плотность раствора элемента в дитизоне или раствора диэтилдитикарбамината свинца в четыреххлористом углероде с известной концентрацией. Поскольку связь между концентрацией и оптической плотностью прямо пропорциональна по закону Бугера – Ламберта – Бера, то можно построить калибровочную кривую или калибровочный график в координатах оптическая плотность – концентрация [20].
В пробе с неизвестной концентрацией определяется оптическая плотность на СФ – 101, а затем по калибровочному графику находится концентрация элемента. Содержание элемента в мкг/л вычисляют по формуле: Х=с*50/V, где с – концентрация элемента, найденная по калибровочной кривой, мг/л; V – объём пробы, взятой для определения; 50 – объём, до которого была разбавлена проба, мл.
2.2. Результаты анализа и их обсуждение
Объектами исследования послужили пробы питьевой бутилированной воды, реализуемой в г. Семее. Анализ проб на содержание в них тяжёлых металлов проводился по вышеизложенной методике.
Полученные результаты показывают, что содержание цинка и меди в питьевой бутилированной воде не превышают ПДК. Следовательно, вода данных торговых марок не может нанести вред здоровью человека.

Выводы и рекомендации

Исследование по определению меди и цинка в бутилированной воде различных торговых марок: Tassay (без газа), Tassay (с газом), Холодный ключ (без газа), Холодный ключ (с газом), Сарыағаш (с газом), Arctic(с газом), Асем-Ай (без газа), Асем-Ай (с газом), Borjomi (с газом), Diva (с газом), Петропавловская (с газом), Саlibso (с газом), Сарыағаш «Визит» (с газом), Долина (без газа) показало, что хотя производителями не заявлено на этикетке содержание тяжелых металлов (меди и цинка), таковое присутствует. Проведенный химический анализ на наличие данных металлов позволяет сделать следующие выводы:

1. Содержание цинка и меди не превышает ПДК (Cu - от 0,78 до 11,96 мкг/дм3 и Zn - от 0,02 до 1,707 мкг/дм3).
2. Концентрация цинка в пробах очень низкая, поэтому эта вода не может служить источником цинка как микроэлемента для функционирования живого организма.
3. Рекомендуется использование бутилированной воды исследованных марок как альтернатива воды из-под крана.

Список литературы
1. Панин М.С., Экология Казахстана. Семипалатинск, 2005.
2. www.asemai.Kz/111
3. Панин М.С. Проблемы качества питьевой воды. Экосфера, Усть-Каменогорск, 2006. с 31
4. Бондарёв Л.Г., Ландшафты, металлы и человек. М.,1976
5. Муравьев А.Г., и др., Оценка экологического состояния почвы. Санкт-Петербург «Крисмас +». 2000
6. Панин М.С., А.В. Мусабекова, Свинец в питьевых водах Усть-Каменогорска. Алматы, Поиск, серия естественных наук, №3, 2007, с 68-73.
7. Панин М.С., Каримова А. В., Торопов А. С. Кадмий в питьевых водах г. Семей. Экосфера, Усть-Каменогорск, 2006. с 34.
8. Торопов А.С. Содержание тяжелых металлов в питьевой воде, 2007.
9. Касовский Г.Н., Федосеева В.Н., Рашитова Г.С. К обоснованию ПДК железа в воде / Гигиена и санитария, 1992 год, №11-12.
10. Рахманин Ю.А., Михайлова Р.И. О совершенствовании санитарного законодательства и контроля в области гигиены питьевого водоснабжения//Гигиенические аспекты опреснения воды, Шевченко, 1988 год
11. Возная Н. Ф. Химия воды и микробиология / М.: «Высшая школа», 1976 год, с. 116- 119
12. Беленский С.М. Химический состав минеральных вод и пути его стабилизации / М.: ЦНИИ ТЭИ пищепром. 1973, с.20
13. Руководство по контролю качества питьевой воды/Т. 1-3. Женева, 1994.
14. Беленский С.М., Лаврешкина Г. П., Дульнева Т. Н. Минеральные воды, с.116
15. Крайнов С.Р., Швец В.М. Геохимия подземных вод водохозяйственно- питьевого назначения / М.: 1987 год, 237 с.
16. Николаев Л.А., «Химия жизни», М., «Просвещение», 1973.
17. Назаренко В.Т., Руководство к экологизированному курсу химии, М., «Просвещение», 1995.
18. Лурье Ю.Ю., Унифицированные методы анализа вод. М.: 1971
19. Плохинский П. А. Биометрия. - М: Изд-во Московского ун-та, 1970,- 367с.
20. Сибиркина А.Р. «Методы отбора проб и пробоподготовка к химическому анализу объектов окружающей среды (воздуха, почвы, растений, воды, снега, донных отложений). Семей - 2004. с.38.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Osipova (2011-01-21) | Автор: Осипова Елена Владимировна E
Просмотров: 2963 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru