Многобалльная буквенная система оценки знаний по физике. Мировые тенденции развития среднего общего образования характеризуются ростом общего уровня образованности населения, становлением системы непрерывного образования, увеличением продолжительности среднего общего образования. Внедрение кредитно-дистанционных методов в образовательную систему приводит к глобальным изменениям в практике обучения и коренному пересмотру взглядов на то, как должен учиться ученик школы, как построить его обучение наилучшим образом, как наиболее эффективно организовать образовательные ресурсы и как с их помощью, возможно, более полно удовлетворить возрастающие образовательные потребности. Применение кредитно-дистанционных методов в деятельности традиционных образовательных учреждений приводит к усовершенствованию их учебных программ и значительному расширению доступа учащихся формы обучения новым высококачественным учебным материалам. Учреждения образования оценивают качество освоения образовательных учебных программ общего среднего образования (по экспериментальным дисциплинам) в процессе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников согласно балльно- рейтинговой системе оценивания Текущий и рубежный контроль успеваемости обучающихся, вид и технология их проведения устанавливаются учебной частью школы. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется организацией образования с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности. Политика и процедуры оценки знаний. Итоговая оценка по предмету определяется как сумма среднего арифметического показателей успеваемости по рейтинговым контролям - 60% и итоговому контролю - 40% и составляет 100%, то есть итоговая оценка определяется по формуле: где: Р - процентное содержание оценки рейтинга; 4– число рейтингов; Э - процентное содержание экзаменационной оценки. Для корректности подсчета итоговой оценки по вышеприведенной формуле необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) в процентах от 0 до 100%. Критерии выставления оценки среднего рейтинга: 50% от оценок текущего контроля + 50% от оценки рубежного контроля. Результаты округляются до целых чисел. Многобалльная буквенная система оценки знаний обучающихся по физике. Оценка по буквенной системе Процентное содержание Оценка по традиционной системе А 95-100 Отлично А- 90-94 В+ 85-89 Хорошо В 80-84 В- 75-79 С+ 70-74 Удовлетворительно С 65-69 С- 60-64 D+ 55-59 D 50-54 F 0-49 Неудовлетворительно Оценка знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Физика» 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. 2. Основными формами проверки ЗУН учащихся являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос и зачеты. 3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п. 4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно. Самостоятельная работа считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи. Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: - оценка «А» выставляется, если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; - правильно выполнил графическое изображение и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. оценка «А-» выставляется, если ученик допустил одну-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. - оценка «В+» выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «А», но при этом имеет один из недостатков: - оценка «В» выставляется, если: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; - допущены один -два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; -- оценка «В-» выставляется, если: допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. - оценка «С+» выставляется, если:- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - оценка «С» выставляется, если: ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, - оценка «С-» выставляется, если: при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - оценка «Д+» выставляется, если: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, - - оценка «Д» выставляется, если: допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - оценка «F» выставляется, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Для письменных работ учащихся: - оценка «А» ставится, если: - работа выполнена полностью; - в графическом изображении, в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; - в тексте нет синтаксических ошибок в словах- специальных терминах оценка «А-» ставится, если: в работе имеются одна -две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала. - оценка «В+» ставится, если:- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - оценка «В » ставится, если допущена одна ошибка или два недочета в чертежах, выкладках, графиках или тексте ответа. оценка «В-» ставится, если допущена одна ошибка или три недочета в чертежах, выкладках, графиках или тексте ответа. - оценка «С+» ставится, если:- допущены более одной ошибки - оценка «С» ставится, если:- допущены более двух недочетов в выкладках, чертежах графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. оценка «С-» ставится, если:- допущены более трех недочетов в выкладках, чертежах графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. - оценка «Д» ставится, если:- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «F» ставится, если:- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Лабораторные и практические работы оценивается следующим образом: - оценка «А» ставится, если: - учащийся самостоятельно выполнил все этапы работы; - работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; - оценка «В+» ставится, если: работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. - оценка «В» ставится, если: работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с приборами и инструментами в рамках поставленной задачи; -- оценка «С+» ставится, если: допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы с приборами и инструментами, требуемыми для решения поставленной задачи. - оценка «С» ставится, если: работа выполнена не полностью, (но свыше 75 %); - оценка «Д+» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы с приборами и инструментами оценка «Д» ставится, если: значительная часть работы выполнена не самостоятельно (свыше 65 %). оценка «F» ставится, если: - работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы с приборами и инструментами по проверяемой теме. Оценка всегда снижается на «-» при несоблюдении правил техники безопасности. Теми же критериями учитель руководствуется в процессе выставления экзаменационной оценки. Выбор оценки в амплитуде колебаний от А- до А, от В- до В+, от D до С+ определяется степенью соответствия знаний и умений обучающегося вышеописанным критериям. Результаты округляются до целых чисел. Глоссарий Итоговый контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины в период итоговой аттестации по завершении учебного года. Формой проведения является экзамен: устный, письменный, тестирование. Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/учителя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении учебного года. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами самостоятельной работы обучающегося (СРО). Кредитная система обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Рейтинговая оценка - оценка учебных достижений учащихся, выставляемая 2-4 раза в год в конце каждой четверти или полугодия, исходя из количества кредитов. Рубежный контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимый согласно утвержденному календарному плану. формами проведения рубежного контроля являются письменная контрольная работа, тестирование или устное слушание – коллоквиум, выступление на конференции. Текущий контроль состоит из устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах. Литература 1. Султанова Г.К., ст. преподаватель кафедры ОГНПО ИПК ПГС РО, Башарова Л.Б., методист ЦВиРИ ИПК ПГС РО и т.д. Правила внедрения кредитно-дистанционного обучения в экспериментальных школах Карагандинской области. Караганда-2008. 2. Султанова Г.К., ст. преподаватель кафедры ОГНПО ИПК ПГС РО, Башарова Л.Б., методист ЦВиРИ ИПК ПГС РО и т.д. Методические рекомендации по составлению силлабуса. Караганда-2008. 3. Абдыкаримов Б.А., Мамерханова Ж.М., Соколова М.Г. Методическое пособие к изучению курса «Педагогика профильного обучения». – Караганда, 2007.
|