Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Свечи среди одиноких камней
Татьяна ШЕЛЫГАНОВА,
учитель вальдорфской школы в Дачном
г. Санкт-Петербург
газета "1 сентября"

 

Маленькие остановки в потоке повседневности

День – ночь, бодрствование – сон, будни, праздники… Жизнь человека ритмична – хотим мы или нет, осознаем это или не вполне, мы все подвластны ритму года, недели, дня. Нам грустно, когда опадают листья, нам трудно преодолевать темноту ноября и декабря, мы с нетерпением ждем светлых весенних дней и тепла лета. Дети особенно чувствительны в этом отношении, поэтому соблюдение закона ритма для них очень важно. Вот уже на исходе декабрь, самый темный и вместе с тем самый волнующий воображение месяц года, месяц ожидания Рождества, Нового года и Каникул, ожидания Праздника.
Как известно, для детей именно праздники являются единственным способом ориентировки во времени. Праздники года, которым в вальдорфской школе уделяется огромное внимание, позволяют и детям, и взрослым почувствовать связь души с меняющимся миром. Для нас праздник – это не развлечение, а особое состояние человеческого духа. Радостно ожидание, подготовка, само праздничное действо и воспоминание о нем.
Каждый праздник несет свое настроение, которое выражается через жест, цвет, слово. Праздники – это особый календарь души, кульминационные точки года. Празднование – это не индустрия массовых зрелищ, а особое искусство, важное личностное умение, почти утерянное современной культурой. Мы пытаемся возродить это искусство.
Осень собирает плоды лета и готовит нас к длинной холодной зиме, когда уже нельзя будет рассчитывать на щедрость природы, а только лишь на свои внутренние силы. С приближением зимы дни становятся короче и темнее, и тогда мы делаем с детьми маленькие бумажные фонарики, зажигаем свечи внутри и дарим эти трепещущие огоньки друг другу и прохожим – ведь так важно почувствовать в себе внутренний свет и принести его другому в дар. Особенное время – подготовка к Рождеству. Его мы встречаем, как и во всем мире, 25 декабря. Православное Рождество дети отмечают на каникулах дома.

По дороге к Рождеству

За четыре недели до Рождества утром за окном сумерки. Перед началом уроков в особенном «уголке времен года» среди одиноких камней зажигается одна свеча. На темно-синей ткани «неба» появляется первая звезда. В начале каждого дня теперь кто-то из детей будет прикреплять новую звезду. Звезды эти освещают путь странникам – Марии, Иосифу и маленькому ослику, фигурки которых уже появились на дальнем подоконнике класса. Как длинна их дорога! По мере чтения истории путешествия Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем появляются новые персонажи: вот уже позади остались пастухи, овечки, вот уже скоро хлев, где предстоит родиться Младенцу. Первоклассники словно бы тоже проходят трудный путь вместе с героями рождественской истории. Каждый день дети иллюстрируют только что услышанное.
В начале второй недели зажигается вторая свеча, в начале третьей – третья: чем темнее за окнами, тем больше света должно быть в нас. Прямо об этом не говорится, но дети чутко воспринимают это равновесие света и тьмы. На уроках рукоделия дети готовят рукотворные подарки. Учителя (часто с помощью родителей) ставят рождественский спектакль. Много народу приходит к нам в школу на рождественскую ярмарку, где работают мастерские и можно своими руками изготовить что-нибудь интересное, доброе, красивое для своих родных и друзей.
Долгожданный праздник Рождества начинается с того, что на синем фоне среди других звезд появляется самая яркая – Вифлеемская, горят четыре свечи, Мария и Иосиф приходят к хлеву, дети показывают рождественскую историю, обмениваются подарками, поют вместе с родителями рождественские песни: «В сердце радость и тепло – наступило Рождество».

Возможность выдоха

В дни праздников человек, его душа освобождается для чего-то важного, необыденного. А вот каникулы должны стать временем переживания самого себя. Это не время, которое нужно потратить, а время, данное для обретения друзей, переживаний, впечатлений, время, необходимое для опыта саморазвития.
Каникулы – это выдох после долгого вдоха четверти, это другой ритм жизни. Может быть, даже отсутствие его. Теперь можно позже ложиться и вставать (чем дети непременно пользуются), можно делать то, что хочется, побыть с самим собой. А что если ребенок привык принимать только то, что ему навязывают взрослые, и, оставшись без руководства, он не знает, куда себя деть, смотрит в экран или выходит на улицу, находит дешевые и небезопасные развлечения? Парадокс, но опасна и другая крайность – когда ребенку предлагается много всего: новогодние представления, театр, поездки, музеи. Некогда выдохнуть, а надо бы. Ведь правильное дыхание – это равновесие и гармония. И чем старше ребенок, тем важнее для него момент встречи с самим собой и окружающим его миром, когда можно просто смотреть на падающий снег, на струи дождя, на пейзаж за окном. Кому-то достаточно одного такого тихого дня, кому-то нужны для этого все каникулы.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: collegy (2007-04-18)
Просмотров: 1634 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru