Алексей СМОЛЯНИНОВ, заместитель директора по ИКТ МОУ, Караваевская СОШ Костромской области, заслуженный учитель РФ
Возможно ли единое программное решение для всех проблем образования?
В российском образовании для автоматизации процесса управления школой сейчас используется самое разное программное обеспечение (ПО). Кто-то пишет его сам, кто-то делает заказ у квалифицированных программистов, кто-то покупает готовые программы. Большая же часть школ использует стандартный пакет MS Office, в частности электронные таблицы Excel и текстовый процессор Word. Таким образом, идет неуправляемый процесс приобретения и использования различного ПО. Все программы не стыкуются между собой! Если не остановить этот хаотичный процесс, то получится очень пестрая картина и множество трудноразрешимых потом проблем. К похожей ситуации мы пришли, приобретая “зоопарк” компьютеров в 80–90-х годах. Поэтому необходимо незамедлительно решать вопрос на уровне министерства о единой унифицированной программе автоматизации процесса управления образованием на уровне школы, муниципального отдела образования, регионального управления образования. Необходим единый набор программных средств для школ и органов управления образованием региона. В стране должен быть объявлен конкурс на создание программного обеспечения такого назначения и создана независимая экспертная комиссия по оценке качества и стоимости этого комплекса ПО. Кроме того, в дальнейшем должно происходить централизованное финансирование закупок ПО, проверенного и рекомендованного независимой экспертной комиссией. В институтах повышения квалификации работников образования, РЦДО, региональных центрах ФИО, муниципальных ресурсных центрах должны быть подготовлены кадры, которые потом будут обучать работников управления образования и школьную администрацию работе с выбранным ПО. К счастью, делаются первые шаги к упорядочиванию ситуации. В 2004 году запущен масштабный проект по информатизации системы образования в семи пилотных регионах (по одному региону из федерального округа: Карелия, Красноярский, Хабаровский, Ставропольский края, Пермская, Калужская, Челябинская области). В рамках этого проекта должна решаться проблема комплексной автоматизации школы, района (или города), региона. При этом система должна быть унифицирована на всех уровнях. В результате этого проекта, очевидно, будет создано и апробировано единое для всей страны программное обеспечение. Но этот проект рассчитан на длительный срок. Не получится ли так, что мы упустим время, потратим огромное количество денег на местах, приобретая уже сейчас тот или иной пакет ПО, а должного эффекта не добьемся? Поэтому, вероятно, школам полезно было бы узнать хотя бы в общих чертах о задачах проекта.
Модель виртуальной среды для школы
В частности, в комплексной автоматизированной среде (КАС) массовой школы должны быть предусмотрены следующие функции:
учет (контингента, кадров, материальных ценностей и т. д.); анализ (успеваемости, посещаемости и т. д.); планирование (составление расписаний, планов, графиков работ и т. д.); оперативное управление: управленческое воздействие (предписывающие действия с регламентированной формой обратной связи); мониторинг состояния (регистрация событий, потребностей); контроль исполнения поручений; отчетность; организация учебной и воспитательной деятельности (ресурсное обеспечение, технология организации занятий и мероприятий, информационное и технологическое сопровождение субъектов).
При автоматизации перечисленных функций участники проекта будут ориентироваться на достижение таких результатов:
полная автоматизация обработки первичных данных; однократный ввод данных в систему; создание условий для ввода данных сотрудниками школы, ответственными за их правильность и своевременность (например: электронный классный журнал должен заполняться учителем, ведущим урок); интерфейс программных средств, включаемых в КАС, должен быть предельно простым и интуитивно понятным, удобным для решения конкретных задач; функционирование программных средств не должно зависеть от установки дополнительных дорогостоящих программных продуктов и существенного технического переоснащения; исключение дублирования процессов; перевод документооборота в электронную форму;
Комплексная автоматизированная среда (КАС) массовой школы состоит из следующих подсистем:
банк электронных ресурсов образовательного назначения (БЭРОН); автоматизированная система комплексной оценки знаний учащихся (АСКОЗ); автоматизированная среда оценки деятельности учителя (АСОД); среда управления системой; ресурсная среда; узел дистанционного сопровождения образования (УДиСО); портал проектной деятельности учащихся.
Администратор должен иметь возможность...
Для успешного освоения и использования автоматизированной среды нужно соответствующим образом оснастить рабочие места администраторов школ. Каждое должно быть укомплектовано помимо компьютера средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением для оперативного управления. Администратор должен иметь возможность использовать в работе общую базу данных и выводить любые формы отчетности. Программный модуль, устанавливаемый на компьютер директора школы, обеспечивает ввод в систему генеральных документов (учебный план, штатное расписание, сеть классов и т.п.) и генерацию на основе первичных данных, введенных другими модулями; документов, регламентирующих основную деятельность школы (тарификация, установление доплат и надбавок, моделирование премий и т.д.).
|