Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; - развивали бы общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки; - формировали бы не просто умения, а компетенции (умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности); - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Считается, что современные дети стали более информированными, нежели их сверстники в прошлое время. Но информация сама по себе – это всего лишь строительный материал, те самые кирпичики, из которых может сложиться здание знаний, а может получиться и бесформенная куча. Надежда на творческий подход детей, просто получивших какой-либо объем информации, оказываются тщетны, поскольку переход количества в качество не гарантирован. Роль учителя заключается не только в передаче определенного объема знаний, но и в создании условий для самовыражения воспитанников. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования н$$ебольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. IMAGE2Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль за усвоением стандарта образования, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации. География как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно. Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме. Важными информационными компетенциями можно считать поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Формирование этих компетенций на уроках географии происходит при выполнении самостоятельных творческих работ с дополнительными источниками географической информации. Деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.
|