Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Доклад на тему : "Концептуальные различия критериального и традиционного оценивания" Алексеенко Е. А.[r] Начало школьного обучения связано с множеством приятных и неприятных открытий в жизни первоклассника. Например, отметки… Что такое «5»? Это отметка, которую ставят за идеально выполненную работу. А как выглядит эта работа, кто об этом знает точно? Только учитель. Эталон идеальной работы находится у учителя в голове, и он, получая работу реального ученика, сравнивает ее с этим эталоном и потом ставит отметку «5» или «2». Так или примерно так каждый из нас наделял свою первую учительницу совершенно волшебными свойствами, которых не было ни у мамы, ни у папы. Постепенно, однако, возникали робкие сомнения, а потом и твердое убеждение в несправедливости мира. «Почему опять двойка? Да просто Мариванна меня не любит… или – у нее сегодня плохое настроение…» Многие, к сожалению, могут вспомнить факты отметочной тирании из своего школьного детства. Например, учительницу химии, которая каждый урок начинала с того, что пять минут в гробовой тишине «ползала» ручкой по журналу снизу вверх и сверху вниз, приговаривая: «Сейчас пойдет к доске-е-е, к доске пойдет сейча-а-с…» класс в тихом ужасе вжимается в парты. Кстати, эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине. Между тем оценивание результатов обучения является одной из важней- ших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Под системой оценивания понимаются: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; механизм самостоятельного определения учащимися того, насколько успешно они обучаются. иными словами, функция оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса. Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу? Оценивать можно только то, чему учили. Чему учит школа? Тому, что будет нужно ученику в его взрослой жизни. Детям необходимы теоретические знания, поэтому мы обучаем наших детей предметным ЗУН, а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок и «выводим» отметку. Такая система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа – творческая, исследовательская, поисковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике? Сегодня школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы и так далее. Вероятно, именно это станет для учащихся самым необходимым в постоянно меняющемся мире, где будет недостаточно обладать только академическими знаниями. Вот почему так возрос интерес к деятельностным технологиям обучения, где оценивание приобретает качественно новое значение. Как оценить, например, исследовательскую работу с традиционной системой оценивания? Что считать отличной работой, а что слабой? Есть ли эталон такой работы, с которым можно было бы сравнить любой детский проект и понять, хорош он или плох? Очевидно, что новые технологии обучения не могут сосуществовать со старой системой оценивания. Широкое применение исследовательской деятельности закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая в большей степени соответствовала бы современным требованиям. Ученик должен получить опыт самоанализа и рефлексии, стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Соответственно акцент в этом случае смещается в сторону самооценивания. Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе, необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. Значит, этот эталон должен быть подробно описан. Критериальное оценивание дает такую возможность. Критериальное оценивание: цели и задачи обучения, уровни усвоения знаний. Термины критериального оценивания Многие учителя знакомы с критериями оценивания по опыту участия своих учеников в различных конкурсах. На конкурсах проектов, например, применяются такие критерии, как оригинальность, убедительность, самостоятельность, актуальность, артистизм, глубина раскрытия темы проекта и т.п. Всем, кто хоть раз был членом жюри такого конкурса, хорошо знакомы проблемы, возникающие при оценивании работ участников. И связаны они не только с тем, что люди по-разному понимают содержание понятий, которые вкладываются в формулировку критериев, но и с тем, что довольно трудно выразить эти понятия количественно с помощью баллов. Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необхо- димо сначала познакомиться со следующими терминами. Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику. Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию. Критериальное оценивание можно применять не только для оценивания исследовательских работ, но и в процессе текущего оценивания. Например, контрольная работа по пройденной теме оценивается соответствующей рубрикой. Эту рубрику ученик получает перед началом изучения данной темы, что дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа. А если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и соответственно на что ему следует обратить особое внимание в ходе изучения этой темы. Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Различия критериального и традиционного оценивания. Разница между традиционным (нормативным) и критериальным оцениванием заключается в том, что при традиционном (нормативном) оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, то есть показателями большинства учащихся, прошедших обучение, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном (целью обучения) и описываются критериями оценивания. Высший балл (дескриптор) по каждому из критериев отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту окончания изучения темы (окончания обучения по предмету или окончания работы над проектом). поэтому, разрабатывая критерии, педагог может проектировать все приращения в знаниях, умениях и навыках учащегося, которые он должен достичь, а также планировать все шаги, которые необходимо проделать на этом пути. Критериальное оценивание позволяет оценить процесс развития соответствующих навыков у ученика, то есть сравнить достижения ученика с его же достижениями в различные периоды обучения. Для этого достаточно сравнить баллы, полученные данным учеником по одному и тому же критерию в разные периоды обучения. Несколько слов о самооценивании. Важным средством развития мышления и творчества учащегося является осознание им некоторых индивидуальных особенностей своей учебной деятельности через рефлексию и самооценивание. Использование критериального оценивания позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть осуществлять самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя. Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. именно самооценка учеников дает учителю много полезной информации, например о затруднениях учащихся, что позволяет вовремя скорректировать процесс работы. Правильно организованная рефлексия позволяет создать положительный настрой, способствующий успешному выполнению задания. Отметки, которые при традиционном обучении часто создают конфликтные ситуации, ничего не измеряют, они нужны только как инструменты, в большей или меньшей степени дисциплинирующие ученика – всем хорошо известно, что многие дети учатся только для отметок. Поэтому исследовательский подход в обучении отказывается от отметок в роли «кнута и пряника», предлагая критериальный подход к оцениванию. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты работы. Именно хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют учащихся добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее, в значительной степени снижают стрессовый характер обучения. Отсутствие четко разработанных критериев оценивания свидетельствует о том, что ни учителю, ни ученику не ясна цель работы, и может привести не только к некорректному оцениванию, но и к обесцениванию самой исследовательской деятельности да и всей учебной деятельности в целом. Концептуальные различия двух подходов к оцениванию: Критериальное оценивание: • планирование, обучение и оценивание- единый, целостный процесс • использование целого ряда сбалансированных стратегий оценивания • вовлечение учащихся в само- и взаимооценивание • использование целого ряда различных и сбалансированных способов фиксирования результатов учебной деятельности ученика и стратегий предоставления отчётов • по ответам ученика оценивается уровень его понимания на текущий момент • предоставление ученикам постоянной и своевременной обратной связи на всём протяжении работы над темой • предоставление ученикам возможности воспринимать оценивание как способ описания и улучшения результатов учения • оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников перед началом изучения новой темы Традиционное оценивание: • планирование, обучение и оценивание - изолированные процессы • предпочтение отдаётся одному виду стратегии или оценочного инструментария • оценивание, в основном, прерогатива учителя • предпочтение отдаётся, в основном, одной стратегии фиксирования результатов учебной деятельности ученика и предоставления отчёта • ответы ученика сравниваются с правильным ответом (оценивается: знает- не знает) • проверка/тестирование по завершению работы над темой • единственная цель оценивания – определение отметки • Оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников после изучения новой темы | |
Просмотров: 8171 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|