Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Учитель новой формации: методологические, психологические, педагогические проблемы и перспективы развития Туреханова В.Г. учитель школы №9 Атырауская область, г. Кульсары «Образовательные программы будут ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными технологическими, навыками поисковой, исследовательской творческой деятельности информационными и дистанционными технологиями обучения» ( из Государственной программы РК) Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение культурологического компонента школьной действительности, изменения в среде участников учебно-воспитательного процесса, от непререкаемого учителя к коллегиальному взаимопониманию и взаимодействию, проявлению самостоятельности и инициативы в решение конкретных ситуативных задач Учитель школы объективно поставлен в ситуацию выбора и приоритета индивидуального созидательного, инновационного стиля педагогической деятельности. Признание и применение нового в содержании, формах и методах обучения должна сопровождаться полной уверенностью в том, что качество обучения не снизится, что будут более высокие баллы. Профессиональные характеристики учителя в качестве активного действующего субъекта педагогической деятельности – сложная целостная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический и личностно-профессиональный образ учителя. Какой должен быть учитель новой формации? Учитель новой школы – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику, психологию, личностно – ориентирование, педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту своей личности. Да, наступивший век-время инновационной, исследовательской деятельности учителя. Я понимаю, что простому рядовому учителю невозможно открыть что-то новое в педагогике. Перед учителем открываются широкие просторы в исследовательской деятельности. Перед нами предстает портрет педагога нового типа. Это специалист достаточно высокого класса и воспитателя, он хорошо владеет различными исследовательскими методами, обладает специальными знаниями в области педагогики, психологии, философии. Поисковая исследовательская работа – наиболее эффективный путь профессионального роста учителя. Педагогическая деятельность педагога – исследователя направлена на умение наблюдать, анализировать, экспериментировать. Каким должен быть педагог – исследователь? Педагог-исследователь хорошо знает и понимает проблемы современной школы. Педагог-исследователь - это творческий, активный и ответственный человек. Подмечено, что в ходе исследовательской работы меняется и сам преподаватель, так как его поиски, эксперименты связаны с детьми. Он отказывается от категорических суждений, часто спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает. Такой педагог – друг, всегда поможет, поддержит. Главное педагогу надо заняться самообразованием, учитывать психологические особенности детей, уметь вживлять одаренных детей. Формирование исследовательской культуры учителя показывает, что учитель, обладающий высоким уровнем культуры, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учении, ответственно относится к своим воспитательным функциям. Он понимает психологию ученика, умеет анализировать образовательную ситуацию, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия, умение видеть особенности класса. Я думаю, чтоб стать учителем-исследователем надо пройти этапы формирования знаний, умений и навыков исследовательской деятельности. На первом этапе учитель осмысливает традиционные формы методической работы, основывающаяся на концепции педагогического образования. На втором этапе работа учителя ориентирована на концепцию педагогического творчества, изучение и обобщение, передового педагогического опыта. На этапе осмысления своей деятельности учитель анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения, знакомится с технологиями обучения. На третьем этапе (разработка учебно-методической литературы) учитель должен осознать необходимость собственной исследовательской деятельности, принимать участие в разработке учебных программ, изучать и работать по новой технологии обучения. На четвертом этапе (реализации собственных идей) учитель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы, отдельные элементы психологии обучения. И пятый этап (разработка нового педагогического знания) предполагает подготовку учителем научных статей, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения. На каждом этапе формирования исследовательской культуры учитель опирается на конкретную концепцию в области педагогического образования, повышения квалификации, формировании профессионально – педагогической культуры. Фундаментальным условием профессионального развития учителя является осознание необходимости изменения и поиска новых возможностей повышения компетентности. Компетентность – это способ действовать в ситуации неопределенности. Модель компетентности состоит из четырех компонентов: знания, умения, опыта творческой деятельности, система эмоциональной, эстетической воспитанности, которая способна, эффективно работать в сфере образования. Говоря об инновационных процессах в системе повышения профессиональной компетентности педагогических кадров 21 века, выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методика обучения. Нетрадиционные педагогические технологии повышают интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, ребенок имеет возможность принять участие в изменении хода урока, влиять на его темп, ритм, дают им ощущение творческой свободы и самое главное приносят радость. По словам Сухомлинского «Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель кругозора, эрудиции». Именно урок- это то место, где происходят основные процессы воспитания и обучения, с урока начинается развитие конкурентоспособной личности. Цель моих уроков при помощи применения компьютерных технологий, формирование информационно-грамотной личности и умение самостоятельно и критически мыслить, ввести учащихся в широкий мир русского слова, показать детям чудесные глубины русского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создание комплекса условий самостоятельного добывания знания. Моя деятельность как учителя-словесника заключается, прежде всего, в развитии у детей самой потребности в творческой деятельности, самовыражении. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей, раскрепощенность и независимость, а эти перемены, обуславливают применение новых подходов технологий во взаимодействии учителя и ученика . Учитель новой формации должен знать все переходы в разных ситуациях: - выбор системы обучения, программу, учебники, направление методической или исследовательской работы; - решение рефлективных задач, когда педагог отделяет «умею» от «не умею». Например, умею организовывать работу в парах, в группах, умею выставлять оценки в конце урока, но не умею оценивать детей по ходу урока - педагог определяет, чего он берет из другого педагогического опыта, и будет его собственной изюминкой «использование карт рефлексии, свободная работа». Итак, сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус, степень профессиональной подготовки, что позволит ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечит реальное развитие конкурентоспособности Казахстана | |
Просмотров: 5183 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|