Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Учитель новой формации
Учитель новой формации: методологические, психологические, педагогические проблемы и перспективы развития

Туреханова В.Г. учитель школы №9
Атырауская область, г. Кульсары

«Образовательные программы будут
ориентированы на подготовку
полиязычного учителя,
владеющего инновационными
технологическими, навыками поисковой,
исследовательской творческой
деятельности информационными и дистанционными
технологиями обучения»

( из Государственной программы РК)

Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение культурологического компонента школьной действительности, изменения в среде участников учебно-воспитательного процесса, от непререкаемого учителя к коллегиальному взаимопониманию и взаимодействию, проявлению самостоятельности и инициативы в решение конкретных ситуативных задач
Учитель школы объективно поставлен в ситуацию выбора и приоритета индивидуального созидательного, инновационного стиля педагогической деятельности. Признание и применение нового в содержании, формах и методах обучения должна сопровождаться полной уверенностью в том, что качество обучения не снизится, что будут более высокие баллы.
Профессиональные характеристики учителя в качестве активного действующего субъекта педагогической деятельности – сложная целостная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический и личностно-профессиональный образ учителя. Какой должен быть учитель новой формации? Учитель новой школы – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику, психологию, личностно – ориентирование, педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту своей личности.
Да, наступивший век-время инновационной, исследовательской деятельности учителя.
Я понимаю, что простому рядовому учителю невозможно открыть что-то новое в педагогике. Перед учителем открываются широкие просторы в исследовательской деятельности. Перед нами предстает портрет педагога нового типа. Это специалист достаточно высокого класса и воспитателя, он хорошо владеет различными исследовательскими методами, обладает специальными знаниями в области педагогики, психологии, философии. Поисковая исследовательская работа – наиболее эффективный путь профессионального роста учителя. Педагогическая деятельность педагога – исследователя направлена на умение наблюдать, анализировать, экспериментировать.
Каким должен быть педагог – исследователь? Педагог-исследователь хорошо знает и понимает проблемы современной школы.
Педагог-исследователь - это творческий, активный и ответственный человек. Подмечено, что в ходе исследовательской работы меняется и сам преподаватель, так как его поиски, эксперименты связаны с детьми. Он отказывается от категорических суждений, часто спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает. Такой педагог – друг, всегда поможет, поддержит. Главное педагогу надо заняться самообразованием, учитывать психологические особенности детей, уметь вживлять одаренных детей. Формирование исследовательской культуры учителя показывает, что учитель, обладающий высоким уровнем культуры, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учении, ответственно относится к своим воспитательным функциям. Он понимает психологию ученика, умеет анализировать образовательную ситуацию, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия, умение видеть особенности класса.
Я думаю, чтоб стать учителем-исследователем надо пройти этапы формирования знаний, умений и навыков исследовательской деятельности.
На первом этапе учитель осмысливает традиционные формы методической работы, основывающаяся на концепции педагогического образования.
На втором этапе работа учителя ориентирована на концепцию педагогического творчества, изучение и обобщение, передового педагогического опыта. На этапе осмысления своей деятельности учитель анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения, знакомится с технологиями обучения.
На третьем этапе (разработка учебно-методической литературы) учитель должен осознать необходимость собственной исследовательской деятельности, принимать участие в разработке учебных программ, изучать и работать по новой технологии обучения.
На четвертом этапе (реализации собственных идей) учитель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы, отдельные элементы психологии обучения.
И пятый этап (разработка нового педагогического знания) предполагает подготовку учителем научных статей, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.
На каждом этапе формирования исследовательской культуры учитель опирается на конкретную концепцию в области педагогического образования, повышения квалификации, формировании профессионально – педагогической культуры.
Фундаментальным условием профессионального развития учителя является осознание необходимости изменения и поиска новых возможностей повышения компетентности.
Компетентность – это способ действовать в ситуации неопределенности. Модель компетентности состоит из четырех компонентов: знания, умения, опыта творческой деятельности, система эмоциональной, эстетической воспитанности, которая способна, эффективно работать в сфере образования.
Говоря об инновационных процессах в системе повышения профессиональной компетентности педагогических кадров 21 века, выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методика обучения.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, ребенок имеет возможность принять участие в изменении хода урока, влиять на его темп, ритм, дают им ощущение творческой свободы и самое главное приносят радость. По словам Сухомлинского «Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель кругозора, эрудиции». Именно урок- это то место, где происходят основные процессы воспитания и обучения, с урока начинается развитие конкурентоспособной личности.
Цель моих уроков при помощи применения компьютерных технологий, формирование информационно-грамотной личности и умение самостоятельно и критически мыслить, ввести учащихся в широкий мир русского слова, показать детям чудесные глубины русского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создание комплекса условий самостоятельного добывания знания.
Моя деятельность как учителя-словесника заключается, прежде всего, в развитии у детей самой потребности в творческой деятельности, самовыражении. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей, раскрепощенность и независимость, а эти перемены, обуславливают применение новых подходов технологий во взаимодействии учителя и ученика .
Учитель новой формации должен знать все переходы в разных ситуациях:
- выбор системы обучения, программу, учебники, направление методической или исследовательской работы;
- решение рефлективных задач, когда педагог отделяет «умею» от «не умею». Например, умею организовывать работу в парах, в группах, умею выставлять оценки в конце урока, но не умею оценивать детей по ходу урока
- педагог определяет, чего он берет из другого педагогического опыта, и будет его собственной изюминкой «использование карт рефлексии, свободная работа».
Итак, сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус, степень профессиональной подготовки, что позволит ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечит реальное развитие конкурентоспособности Казахстана
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: weNst (2012-02-22)
Просмотров: 5183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru