Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Как организовать поисково-исследовательскую работу младших школьников? Идея проста: «Привитие знаний к предмету посредством организации исследовательской деятельности» Проблема приобщения к поисково-исследовательской деятельности учащихся вообще, в частности начальных классов, остается актуальной в педагогике по сей день. Долгое время, до 60-70гг., эта проблема была закрытой. Однако позднее начинает разрабатываться подход к ее пониманию. Сформированность исследовательских навыков рассматривается как целостная характеристика развития личности ребенка. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы как ранее единственного института, где ученик развивается, получает знания, умения и навыки с центра на периферию. Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности учащихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. К настоящему времени решением этой проблемы занимаются школы, гимназии, ими разрабатываются концепции, модели, технологии приобщения учащихся к исследовательской деятельности, организовываются научные детские общества, проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся. Дети по своей природе - исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину характерно для всех детских возрастов. Однако в настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение поисково-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства. До настоящего времени не дано строгого понятия «поисково-исследовательская деятельность учащихся», не разработана технология формирования исследовательской деятельности учащихся, в высших и средних учебных педагогических заведениях страны не занимаются подготовкой студентов к работе по этой проблеме в школе, не разработаны критерии, уровни оценки сформированности учебно-исследовательской деятельности школьников. В то же время, анализ состояния приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости разработки проблемы подготовки школьников к учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки обоснования возможности успешного становления личности в процессе исследовательской деятельности, с другой - анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогике опыта свидетельствует о наличии противоречий между: социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к поисково-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса; потребностью педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы; интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста; осознанием учителем важности выполнения своей роли по приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельностью и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса. Работа в 1 классе В первом классе дети учатся наблюдать окружающие их предметы, знакомятся с признаками предметов, их характеристическими свойствами, общим и отличительным, пытаются формулировать простые последовательности действий, знакомятся с элементами теории множеств и логическими рассуждениями. На уроках они получают задания для мини-исследований: описать предмет, найти в классе симметричные предметы, и др. При развитии логического мышления в этом возрасте особое внимание уделяется формированию навыков определения истинных и ложных суждений, методов наглядного представления условия логической задачи - графы, круги. Дети учатся рассуждать устно. Работу по формированию исследовательских способностей начинается в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей. С этой целью используются разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса. Например: Задание 1. «Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете?» На экране изображение игрушечного автомобиля, куклы и т. д. Предлагается при помощи карточек с символами вопросов «Что, кто, где, когда, для чего, зачем?» задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос. Задание 2. «Угадай, о чём спросили». У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: «Я люблю животных». Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух. Варианты вопросов: Какой окрас обычно имеют тигры? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на змею? И т.д. Задание 3. «Машина времени». Детям предлагаю задать машине времени три вопроса: из прошлого, настоящего и будущего. Задание 4. «Вопросы домашних животных». Ставлю детей в следующую ситуацию: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать. В первом классе на уроках предлагаю задания на классификацию по разным основаниям: Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин - фрукты; Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб - предметы потребления. Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка - «живут» в дикой природе. По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д. Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы Работа во 2 классе Во втором классе дети знакомятся с информационными процессами: сбор, хранение, передача, обработка и др. Они продолжают наблюдать за окружающими объектами, пытаются их моделировать в виде текстового описания или рисунка. При этом осознанно выделяют действия с информацией. Освоение навыков работы с текстовым редактором завершается оформлением реферата исследования объекта окружающей ребенка действительности. Во втором классе начинается обучение детей видеть проблему. Для этого использую следующее задание «Изменение точки зрения на объект». Предлагается детям продолжить неоконченный рассказ от имени разных персонажей. «Осеннее небо покрылось чёрными тучам. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Задание: Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями). Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге, как ты отнесёшься к снегу с его точки зрения; и т.д. Дети высказывают свои предполагаемые мнения о поведении в нужной ситуации. Эти предположения они набирают в среде текстового редактора, что позволяет учащихся дополнительно мотивировать на изучение текстового редактора, потому что если ребенок не может набрать текст, сохранить его, то на следующих уроках ему нужно будет начинать работу заново или заканчивать здание предыдущего урока. Работа в 3 классе Учащиеся третьего класса осваивают пакет презентационной графики, при этом у них формируется представление о возможности интеграции звуковых, текстовых, графических видов информации, как средстве наглядного её представления. Средства мультимедиа активизируют познавательную деятельность. Мини-исследования на уроках: «Мультфильм на тему...», «Рассказ о себе», «Какие бывают объекты», «Действия с информацией». В течение года учащиеся активно используют новые информационные технологии для представления результатов своего индивидуального исследования, выполненного с привлечением содержания других предметов: познания мира, литературы и др. Они сталкиваются с необходимостью решения конкретных информационных задач в терминах конкретной предметной области. Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу. Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы - основное умение исследователя. В 3 классе для выработки умения конструировать гипотезу использую следующие задания: Задание 1. «А почему?»: Перед детьми ставлю проблему: «Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?». Дети высказывают свои предположения. Гипотезами могут быть: «возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам". «может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта»; «вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу»; Особое внимание уделяю выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение, таких как: «возможно», «вероятно», «допустим», «а может быть:», «а что, если». [16] Гипотезы можно выдвигать по следующим проблемам: на улицах звучит музыка, на деревьях появилась листва. Дети предполагают причину данного события. Работа в 4 классе Учащиеся четвертого класса изучают методы создания связанных документов на основе гипертекста. При создании личной веб-страницы они получают опыт подготовки личного портфолио. Логическое мышление совершенствуется в процессе изучения примера графического исполнителя. Во второй половине четвертого года обучения учу детей на практике вести исследовательскую работу. Использование индивидуальных и коллективных игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочные занятия; самостоятельные исследования. Тренировочные занятия. На начальном этапе работы по проведению исследований необходимо познакомить учащихся с «техникой» проведения исследований. Для проведения тренировочных занятий подготовлены презентации с символическими изображениями методов исследования. Чтобы научить детей проводить самостоятельные исследования, необходимо провести несколько обучающих занятий и сообщить технологию и методику исследования. На учениках-«добровольцах» в течение одного урока показываю, как дети должны будут работать самостоятельно в области исследований, как взрослые учёные. Так, например, в конце полугодия или года дети проводят самостоятельные исследования. На слайде предложено несколько тем для исследования: «Попугаи», «Кошки», «Собаки», «Волки» и т.д. Детьми выбирается картинка с понравившейся темой исследования (кошки). (Остальные картинки убираются). На доске появляется алгоритм действий учеников – «добровольцев»: Задача: подготовить небольшое сообщение о кошках. Как это можно сделать? (дети предлагают). Найти пути поиска информации (работа по карточкам). Какая нужна информация? (Дети самостоятельно определяют направление сбора информации) Поиск информации о кошках. Выполняя задания учителя, дети используют необходимые им методы, отражённые на карточках: «Подумай», «Спроси у другого человека», «Проведи эксперимент», «Получи информацию из книг», «Получи информацию в сети Интернет» и т.д. В плане исследования могут быть такие пункты, ценные в любой исследовательской работе «Наблюдение» и «Эксперимент». По проблеме исследования жизни кошки дети могут провести наблюдения, так как у некоторых они есть дома. Даётся готовый план, по которому дети будут вести наблюдение и эксперименты со своим питомцем в определённый промежуток времени и делать выводы. Приблизительный план наблюдения: 1. Какой породы ваша кошка? 2. К каким климатическим условиям привыкли кошки данной породы? 3. Как природа приспособила кошку к климатическим условиям на Родине. 4. В каких условиях живёт ваша кошка дома? 5. Чем любит питаться? 6. Чем кормите вы кошку? 7. Как кошка ведёт себя после съеденной любимой пищи и после обычной? 8. Что особенного в поведении вашей кошки? и т.д. [12]. Участники эксперимента из числа «добровольцев» и желающие дети, у кого есть кошки, 2-3 дня наблюдают и проводят эксперименты, оформляют наблюдения и готовятся доложить в классе на следующем занятии. Особый интерес для детей представляет оформление результатов исследования. На этом этапе они максимально используют мультимедийные возможности презентаций. Весь четвёртый год обучения дети уверенно ведут поисковую работу по сбору информации на различных предметах: окружающем мире, литературном чтении, изобразительном искусстве, технологии. Подготовленные сообщения используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний. Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Таким образом, формирование исследовательских навыков тесно связано с содержанием курса информатики. Непрерывная тренировка основных исследовательских умений позволяет обеспечить их осознанную трансформацию в качества личности, выводит учащегося на качественно новый этап информационной компетентности. Интегрированные исследования позволяют реализовать принцип связи обучения с жизнью, формируют активную жизненную позицию. | |
Просмотров: 2091 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|