Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг. Теория учебного моделирования берёт своё начало в работах Д.Б. Давыдова и А.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я. Гальперина. В их концепциях обучение и развитие предстают как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я.Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования деятельности ребенка. Такие важные положения как требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании применимы и в решении задач начального обучения. В теории Гальперина планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий важен каждый шаг, но один из них приобретает в нашем случае особое значение. Речь идёт о создании материальной и материализованной формы изучаемого действия. Изначальным и неотъемлемым звеном технологии служит концепция В.В. Давыдова о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом, каждое из которых отличается своеобразием содержательного обобщения. Решение учебных задач по В.В. Давыдову представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений. Учебное моделирование - компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения. «Ученик должен знать не только что и как делать, но еще и почему. Ведь не умея объяснить почему, он все равно будет многое делать не так, а может, даже совсем не то». [3] Учебная модель – это особая форма наглядности, которая позволяет представить более наглядно те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. Решающим же преимуществом модели является наличие объёма, массы, фактуры, рисунка и цвета. «Учебная модель, благодаря своим предметным, материальным свойствам, представляет собой «опредмеченное» понятие» [3]. Не секрет, что легче всего идёт наглядное обучение. Итак, характерная особенность данной технологии – работа с учебными моделями, которые, кстати, создают сами ребята, под умелым руководством учителя. Описание технологии проведения такого типа урока можно найти у Воронцова А.Б. Цель уроков учебного моделирования: изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде». 1 этап урока – преобразование условия задачи. Урок начинается с того, что учащиеся возвращаются к учебной задаче, зафиксированной в рабочих тетрадях на предыдущем уроке. Для удобства поиска решения задачи учитель совместно с детьми может преобразовать условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить в решаемой задаче существенные данные. 2 этап – собственно моделирование. Выявленные существенные данные задачи дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связей между ними. Как правило, на данном этапе урока используется групповая работа учащихся для создания разных типов моделей, которые наиболее полно отражали бы условия данной задачи. Листы с построенными моделями вывешиваются на доску, и проводится их обсуждение. Выбирается та модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде». 3 этап – преобразование модели. После того, как определена та модель, которая может помочь решить предложенную задачу, учащиеся переходят к работе с этой моделью. Изменяя условие задачи, они осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи. Результатом такого урока является фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.[2] Основные черты технологии: • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; • экономное и целесообразное расходование времени урока; • применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; • формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); • формирование и развитие личностных качеств школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности (СУМ); • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; • объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Предлагаю конспект урока русского языка в 4 классе. Русский язык. Тема: Неопределённая форма глагола. Цели: 1.Формировать понятие о неопределённой форме глагола как форме, которая не изменяется по лицам, числам и временам; учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте. 2. Развивать умения обобщать словесно, логически и образно. 3.Способствовать развитию коммуникативных умений. Оборудование: 1. наборы для моделирования; 1. карточки с заданиями; 2. конверты с помощью; 3. реквизит для «живой» модели: маска, часы, математика; 4. карточки со словами; 5. учебник «Русский язык» (авт. Р. Т. Мендекинова и др.) Ход урока. Ι Мотивационно-целевой этап. 1. Организация. - С каким настроением вы приступаете к уроку? - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. - Что нужно не забыть сделать с утра, чтобы настроение было хорошим? Продолжите, одним словом. Надо ... (Встать, улыбнуться, позаниматься, поупражняться, умыться, позавтракать, собраться, прийти, поздороваться...) - Что объединяет слова, которые вы называли? - Может кто-то догадался, о чём мы будем сегодня говорить? - Правильно, мы будем говорить о глаголе. Чуть позже мы уточним с вами тему и поставим цель сегодняшнего урока. - Откройте тетради. Запишите: сегодня … (запись даты). 2. Актуализация опорных знаний. - Прочитайте загадку: Щебечут и смеются, Пищат, галдят, клюются, Толкаются, дерутся... - О ком идет речь? Что вам подсказало? - Посмотрите на модели. - Какая модель соответствует этим словам? Докажите. - Полная ли это модель? (= нет, в них указаны только лексическое значение.) - Дополните модель глагола. Поработай те в группах. (Учащиеся дополняют грам. значением и указывают синтаксическую роль. Работа в группах.) - Что вы знаете о глаголе? - Прочитайте диалог. Найдите в тексте глаголы. - Принести тебе котёнка? - Спасибо, мне завтра Оля принесёт. Обе ли эти формы имеют значение лица, числа и времени? Обсудите в парах. - Так может принести и вовсе не глагол? - Кто знает, как называется этот глагол? 3. Постановка темы, цели. - А можно ли эти глаголы разделить на группы? Обсудите в группах. (На какие вопросы они отвечают?) - Молодцы. Вы все справились. Литература: | |
Просмотров: 4116 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|