Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Благодаря изучению математики у человека формируется логическая культура: через искусство построения правильно расчлененного логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений, искусство определять и умение работать с определениями, умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы. Опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями. Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т.п.), так и интуиции - способности предвидеть результат и предугадать путь решения. Математика пробуждает воображение. Математика путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира Для изучения (химии, физики, других предметов ему необходимы заранее сформированные и развитые такие способности: - легкость и широта обобщений; - большая подвижность мыслительных процессов (легкость переключения с одной мыслительной операции на другую); - высокий уровень и глубина анализа; - аналитико-синтетическое восприятие; - математические логика и склад ума (способность находить логический смысл во многих явлениях); - пространственное представление объектов (форма, размеры, взаимное положение элементов, расположение в пространстве); - стремление к ясности, простоте и экономичности решения; - обобщенная память, математическая память (память на общие схемы рассуждений и математические доказательства); - способность к абстрагированию, оперированию символами и числами; - ситуационная сообразительность. Именно их мы развиваем у своих учащихся, начиная с начальной школы и тем самым подготавливаются е изучению всех предметов ЕМЦ. Работа с одаренными детьми поставила перед школой не простые задачи. Самым главным, и в тоже время сложным, является поиск способных детей. Поэтому в школе, начиная с 1991 года, применяем систему отбора школьников для обучения по программе расширенного обучения математике и с традиционным содержанием. С этой целью в г.Киеве, в институте психологии, изучили методику определения готовности школьников к обучению в школе. По окончании начальной школы ученикам предстоит выполнить достаточно сложную контрольную работу, результат которой является критерием поступления в 5 математический класс. При комплектовании пятых математических классов в июне приглашаются выпускники начальной школы, учащиеся близлежащих школ и все желающие для тестирования по выявлению интеллектуально способных детей, т.к. программа дальнейшего обучения в 5-11 классах предусматривает обучение такой категории школьников. В классы с углубленным изучением математики попадают дети, которые легко и быстро усваивают материал, тяготятся заданными рамками, стремятся выйти за пределы шаблонов и алгоритмов, продуктивная деятельность для них гораздо привлекательнее, чем репродуктивная. Мы заметили, что способные дети, как правило, занимаются сразу несколькими делами, очень любознательны, у них развито чувство справедливости, они - большие фантазеры, больше улавливают и понимают, больше видят, чувствуют, чем другие, могут одновременно следить за несколькими явлениями, редко попадают впросак, интересы их разнообразны. С 1990 года школа работает по индивидуальному учебному плану. Он сориентирован на высокий уровень интеллектуальных и познавательных способностей. По этому плану математика изучается: в 8-11 кл. по 9 часов в неделю - углубленно по государственной программе, в 5-7 кл. - по 7 часов - расширенно по авторской программе, в 1-4 кл. - по 5-6 часов - расширенно по авторской программе. С программой, учебниками, дидактическими материалами, экзаменационными заданиями для 8-11 математических классов все ясно. Разработано все очень качественно, с высоким уровнем сложности. Совсем по - иному обстоит дело в 5-7 классах. Существует лишь государственная программа, предусматривающая госстандарт. Поэтому появилась потребность создания своей программы по специальному курсу для 5 -7 классов. Ее автор, учитель высшей категории, Деревяго СИ., победитель республиканской олимпиады учителей математики, получила лицензию областного совета по Экспертизе и лицензированию. В программу включены вопросы, выходящие за рамки госстандарта, изучение которых расширяет кругозор ребенка, развивает его мышление и логику, подготавливает к участию в олимпиадах. С 2001 года перед учителями математики 5-х классов, а затем и 6 - 7-х, возникла проблема отсутствия дидактических материалов к учебникам нового поколения. Они появлялись с большим опозданием, содержали задания обязательного уровня, в них отсутствовала вариативная часть. Поскольку в нашей школе в математических классах обучаются дети с высоким темпом мышления, со складом ума, способствующим решению сложных и нестандартных задач, то существующие дидактические материалы не удовлетворяли требования школы. Молодые учителя со стажем работы 5-7 лет составили дидактические материалы для учащихся этих классов. Каждая самостоятельная работа содержит как задания обязательного уровня, так и задания повышенной сложности. Интеллектуальные способности школьников развиваются в деятельности, значит нужна высокая познавательная активность учащихся, чему способствуют не только нестандартные и сложные задачи, дополнительный материал, но и развивающие дидактические игры на уроках математики. Для этого разработано дидактическое пособие «Математические игры на уроках в 5-6 классах», целью которого является развитие познавательной активности школьника, закрепление изученного материала. Сейчас ведется работа по составлению «Сборника задач по спецкурсу для 5, 6 классов», задания которого будут соответствовать программе, применяемой в школе. Учителям по силам такая творческая работа, поскольку» щ школе трудится коллектив единомышленников, сплоченных одной целью - развитием природных способностей учащихся. Охарактеризовать наш коллектив можно следующим образом: 1. молодой (средний возраст 39 лет); 2. высокопрофессиональный (100% учителей с высшим образованием, 100% имеют категорию); 3. постоянно повышающий квалификацию; 4. наполовину состоящий из выпускников нашей школы (5 из 10). Учителя школы для повышения эффективности учебного процесса, формирования и углубления способностей школьников широко используют эффективные методические формы обучения: урок - пара, опорные конспекты, интерактивные формы обучения, работу по авторским программам и альтернативным учебникам, обучение приемам мыслительной деятельности, авторские дидактические комплексы, инновационные технологии обучения школьников: метод проектов; исследовательские методы обучения; личностно-ориентированное обучение; интеграция дополнительного образования и процесса обучения. Но основной технологией, применяемой всеми учителями в школе, является технология развивающего обучения. Учителя среднего и старшего звена уверены, что, только продолжая работать по ней можно развить творческие способности. Обучение одаренного ребенка по обычной программе, не создающей ему интеллектуальных проблем, приводит к несформированности навыков учебной деятельности. В развивающем обучении учителей школы привлекло, прежде всего, то, что: 1) с помощью этой технологии повышается творческий уровень учебного процесса за счет более высокого уровня трудности изучаемого материала; 2) прохождение учебного материала осуществляется быстрым темпом, что способствует активной умственной деятельности школьников: 3) происходит осознание учащимся процесса учения, анализ с их стороны вопросов, относящихся к процессу овладения знаниями и навыками (как связаны между собой осваиваемые знания, в чем их противоречие, почему возникла ошибка, какой путь привел к положительному результату и др.); 4) работа над развитием личности каждого школьника, в том числе слабого и сильного, подчеркивает уникальность, неповторяемость каждого ребенка, его особый путь развития, успешность как приоритетный показатель по отношению к успешности абсолютной; 5) эта технология требует, чтобы каждый новый материал поднимал и активизировал все связи, здесь нет места повторению ради запоминания, а происходит все большее усложнение соотношения элементов, углубление познания. Интересная и разнообразная внеурочная работа по математике является неотъемлемой частью математического образования: это выездные олимпиады ТУ СУР, турнир «Ак - бота», «Кенгуру», матбой между учениками класса или учащимися в одной параллели, турнир по шахматам, по Кубику - Рубика, посвящение в «математики», летняя школьная, заочная областная школы олимпийского резерва, День Гения, который посвящается выдающимся ученым -историческим личностям - Ломоносову, Лобачевскому, Ковалевской, Гауссу, математикам древности - Архимеду, Евклиду, Пифагору, Ньютону и т.д. В этот день проходят нестандартные уроки, интеллектуальные состязания: КВН «Колесо истории», «Умники и умницы», викторина «Эрудит», интеллектуальный марафон. Все это развивает и выявляет не только интеллектуальные, но и творческие, лидерские способности. В 2005-2006 учебном году в нашей школе была введена внутришкольная дифференциация для 9, 10 математических классов. Необходимость этого шага была вызвана двумя причинами. Во-первых, администрация школы не удовлетворена результатами олимпиады по математике и постоянно ищет новые формы работы с одаренными учениками. Во-вторых, на протяжении многих лет учащиеся, слабо справляющиеся с программой, выводились из математических классов в общеобразовательные. Для некоторых детей это было нелегко психологически, да и родители часто были недовольны. Дифференциация позволяет решить сразу две эти проблемы. Группа а — это самые сильные дети на параллели. Учитель имеет возможность каждый урок делать максимально сложным и насыщенным. Такое обучение, мы надеемся, даст свои результаты к следующей олимпиаде. Слабые учащиеся теперь тоже остаются в своем классе, только на уроке математики идут в группу у, где для них более щадящий подход к обучению. На следующий год мы планируем охватить дифференцированием уже четыре параллели (8-11 классы). Опрос учащихся показал, что для учащихся такая форма работы приемлема и дает положительные результаты. Такую дифференциацию можно применить в любой школе и на любом предмете. В заключении хотелось бы сказать о том, что главный экзамен, который проводит теперь государство (я имею ввиду ЕНТ) мы выдерживаем достойно. Значит путь, выбранный школой верный. | |
Просмотров: 1399 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|