Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Математическое образование как средство развития способностей.
Благодаря изучению математики у человека формируется логическая культура: через искусство построения правильно расчлененного логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений, искусство определять и умение работать с определениями, умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы. Опровергать их или доказывать, пользоваться аналогиями. Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т.п.), так и интуиции - способности предвидеть результат и предугадать путь решения.
Математика пробуждает воображение. Математика путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира
Для изучения (химии, физики, других предметов ему необходимы заранее сформированные и развитые такие способности:
- легкость и широта обобщений;
- большая подвижность мыслительных процессов (легкость переключения с одной
мыслительной операции на другую);
- высокий уровень и глубина анализа;
- аналитико-синтетическое восприятие;
- математические логика и склад ума (способность находить логический
смысл во многих явлениях);
- пространственное представление объектов (форма, размеры, взаимное
положение элементов, расположение в пространстве);
- стремление к ясности, простоте и экономичности решения;
- обобщенная память, математическая память (память на общие схемы
рассуждений и математические доказательства);
- способность к абстрагированию, оперированию символами и числами;
- ситуационная сообразительность.
Именно их мы развиваем у своих учащихся, начиная с начальной школы и тем самым подготавливаются е изучению всех предметов ЕМЦ.
Работа с одаренными детьми поставила перед школой не простые задачи. Самым главным, и в тоже время сложным, является поиск способных детей. Поэтому в школе, начиная с 1991 года, применяем систему отбора школьников для
обучения по программе расширенного обучения математике и с традиционным содержанием. С этой целью в г.Киеве, в институте психологии, изучили методику определения готовности школьников к обучению в школе.
По окончании начальной школы ученикам предстоит выполнить достаточно сложную контрольную работу, результат которой является критерием поступления в 5 математический класс.
При комплектовании пятых математических классов в июне приглашаются выпускники начальной школы, учащиеся близлежащих школ и все желающие для тестирования по выявлению интеллектуально способных детей, т.к. программа дальнейшего обучения в 5-11 классах предусматривает обучение такой категории школьников. В классы с углубленным изучением математики попадают дети, которые легко и быстро усваивают материал, тяготятся заданными рамками, стремятся выйти за пределы шаблонов и алгоритмов, продуктивная деятельность для них гораздо привлекательнее, чем репродуктивная. Мы заметили, что способные дети, как правило, занимаются сразу несколькими делами, очень любознательны, у них развито чувство справедливости, они - большие фантазеры, больше улавливают и понимают, больше видят, чувствуют, чем другие, могут одновременно следить за несколькими явлениями, редко попадают впросак, интересы их разнообразны.
С 1990 года школа работает по индивидуальному учебному плану. Он
сориентирован на высокий уровень интеллектуальных и познавательных
способностей. По этому плану математика изучается:
в 8-11 кл. по 9 часов в неделю - углубленно по государственной программе,
в 5-7 кл. - по 7 часов - расширенно по авторской программе,
в 1-4 кл. - по 5-6 часов - расширенно по авторской программе.
С программой, учебниками, дидактическими материалами, экзаменационными заданиями для 8-11 математических классов все ясно. Разработано все очень качественно, с высоким уровнем сложности.
Совсем по - иному обстоит дело в 5-7 классах. Существует лишь государственная программа, предусматривающая госстандарт. Поэтому появилась потребность создания своей программы по специальному курсу для 5 -7 классов. Ее автор, учитель высшей категории, Деревяго СИ., победитель республиканской олимпиады учителей математики, получила лицензию областного совета по Экспертизе и лицензированию. В программу включены вопросы, выходящие за рамки госстандарта, изучение которых расширяет кругозор ребенка, развивает его мышление и логику, подготавливает к участию в олимпиадах.
С 2001 года перед учителями математики 5-х классов, а затем и 6 - 7-х, возникла проблема отсутствия дидактических материалов к учебникам нового поколения. Они появлялись с большим опозданием, содержали задания обязательного уровня, в них отсутствовала вариативная часть. Поскольку в нашей школе в математических классах обучаются дети с высоким темпом мышления, со складом ума, способствующим решению сложных и нестандартных задач, то существующие дидактические материалы не удовлетворяли требования школы. Молодые учителя со стажем работы 5-7 лет составили дидактические материалы для учащихся этих классов. Каждая самостоятельная работа содержит как

задания обязательного уровня, так и задания повышенной сложности. Интеллектуальные способности школьников развиваются в деятельности, значит нужна высокая познавательная активность учащихся, чему способствуют не только нестандартные и сложные задачи, дополнительный материал, но и развивающие дидактические игры на уроках математики. Для этого разработано дидактическое пособие «Математические игры на уроках в 5-6 классах», целью которого является развитие познавательной активности школьника, закрепление изученного материала.
Сейчас ведется работа по составлению «Сборника задач по спецкурсу для 5, 6 классов», задания которого будут соответствовать программе, применяемой в школе.
Учителям по силам такая творческая работа, поскольку» щ школе трудится коллектив единомышленников, сплоченных одной целью - развитием природных способностей учащихся. Охарактеризовать наш коллектив можно следующим образом:
1. молодой (средний возраст 39 лет);
2. высокопрофессиональный (100% учителей с высшим образованием, 100%
имеют категорию);
3. постоянно повышающий квалификацию;
4. наполовину состоящий из выпускников нашей школы (5 из 10).
Учителя школы для повышения эффективности учебного процесса, формирования и углубления способностей школьников широко используют эффективные методические формы обучения: урок - пара, опорные конспекты, интерактивные формы обучения, работу по авторским программам и альтернативным учебникам, обучение приемам мыслительной деятельности, авторские дидактические комплексы, инновационные технологии обучения школьников: метод проектов; исследовательские методы обучения; личностно-ориентированное обучение; интеграция дополнительного образования и процесса обучения. Но основной технологией, применяемой всеми учителями в школе, является технология развивающего обучения.
Учителя среднего и старшего звена уверены, что, только продолжая работать по ней можно развить творческие способности. Обучение одаренного ребенка по обычной программе, не создающей ему интеллектуальных проблем, приводит к несформированности навыков учебной деятельности.
В развивающем обучении учителей школы привлекло, прежде всего, то, что: 1) с помощью этой технологии повышается творческий уровень учебного процесса за счет более высокого уровня трудности изучаемого материала; 2) прохождение учебного материала осуществляется быстрым темпом, что способствует активной умственной деятельности школьников: 3) происходит осознание учащимся процесса учения, анализ с их стороны вопросов, относящихся к процессу овладения знаниями и навыками (как связаны между собой осваиваемые знания, в чем их противоречие, почему возникла ошибка, какой путь привел к положительному результату и др.); 4) работа над развитием личности каждого школьника, в том числе слабого и сильного, подчеркивает уникальность, неповторяемость каждого ребенка, его особый путь развития, успешность как приоритетный показатель по отношению к успешности абсолютной; 5) эта технология требует, чтобы каждый

новый материал поднимал и активизировал все связи, здесь нет места повторению ради запоминания, а происходит все большее усложнение соотношения элементов, углубление познания.
Интересная и разнообразная внеурочная работа по математике является неотъемлемой частью математического образования: это выездные олимпиады ТУ СУР, турнир «Ак - бота», «Кенгуру», матбой между учениками класса или учащимися в одной параллели, турнир по шахматам, по Кубику - Рубика, посвящение в «математики», летняя школьная, заочная областная школы олимпийского резерва, День Гения, который посвящается выдающимся ученым -историческим личностям - Ломоносову, Лобачевскому, Ковалевской, Гауссу, математикам древности - Архимеду, Евклиду, Пифагору, Ньютону и т.д. В этот день проходят нестандартные уроки, интеллектуальные состязания: КВН «Колесо истории», «Умники и умницы», викторина «Эрудит», интеллектуальный марафон. Все это развивает и выявляет не только интеллектуальные, но и творческие, лидерские способности.
В 2005-2006 учебном году в нашей школе была введена внутришкольная дифференциация для 9, 10 математических классов. Необходимость этого шага была вызвана двумя причинами. Во-первых, администрация школы не удовлетворена результатами олимпиады по математике и постоянно ищет новые формы работы с одаренными учениками. Во-вторых, на протяжении многих лет учащиеся, слабо справляющиеся с программой, выводились из математических классов в общеобразовательные. Для некоторых детей это было нелегко психологически, да и родители часто были недовольны.
Дифференциация позволяет решить сразу две эти проблемы. Группа а — это самые сильные дети на параллели. Учитель имеет возможность каждый урок делать максимально сложным и насыщенным. Такое обучение, мы надеемся, даст свои результаты к следующей олимпиаде. Слабые учащиеся теперь тоже остаются в своем классе, только на уроке математики идут в группу у, где для них более щадящий подход к обучению. На следующий год мы планируем охватить дифференцированием уже четыре параллели (8-11 классы). Опрос учащихся показал, что для учащихся такая форма работы приемлема и дает положительные результаты. Такую дифференциацию можно применить в любой школе и на любом предмете.
В заключении хотелось бы сказать о том, что главный экзамен, который проводит теперь государство (я имею ввиду ЕНТ) мы выдерживаем достойно. Значит путь, выбранный школой верный.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Ruslana (2012-04-03) | Автор: Кинзерская Людмила Павловна
Просмотров: 1399 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru