Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. В Стратегии развития АОО «Назарбаев Интеллектуальный школы» стратегическими целями развития являются воспитание и обучение интеллектуальной личности: - гармонично сочетающей в себе патриотизм, общечеловеческие и этнокультурные ценности; - способной адаптироваться в обществе и быть конкурентоспособным; - готовой к обучению на протяжении всей жизни; - владеющей тремя языками и информационными технологиями. Актуальным на сегодня становится акцент переноса с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Особое место здесь занимает проектная деятельность, в основе которой лежат: развитие познавательных навыков учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие их критического и творческого мышления; умение видеть, формулировать и решать проблему. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Цель – создание предполагаемых вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Задачи: технология должна быть полностью ориентирована на действующую программу и учебный план, логично и удобно представлена для восприятия, цель обучения соответствует образовательному минимуму, поддерживает разноуровневое обучение, включает инструменты для оценивания. Педагогическое проектирование состоит из идеи, соответствующей поставленной цели, тем самым мысленно создается целевой идеал (модель деятельности педагога с учащимися); создание проекта (производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности); конструирования, которое детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Выполненный учебный проект организует педагогическую работу на изучение законченной темы или учебного раздела, а также обеспечивает реализацию проекта при помощи созданного комплекта информационных, дидактических и методических материалов с широким использованием в самостоятельной и урочной деятельности информационных технологий. Это позволяет интегрировать учебную деятельность учеников с учетом их личных качеств, ориентируемую на получение информации. Положительным моментом является то, что педагог выступает сначала организатором, а затем, как бы оставаясь «в тени», консультирует участников проекта, четко направляя деятельность учеников, поощряя их самостоятельность. Структурирование проекта: • выбирается тема (педагог), формулируется проблема; • составляются вопросы (ученики); • разбиваются по темам; • конкретизируется тема исследований; • определяются дидактические цели (педагог) и методические задачи (педагог): дидактические цели проекта: – формирование общих представлений о нормативно-правовой базе государства. – стимулирование научно-исследовательского мировоззрения; – воспитание в ученике профессиональных навыков; методические задачи: – закрепить знания по теории предмета; – научить ориентироваться в области законодательства государства; – направить на самостоятельное выполнение поставленных задач, делать выводы; – организовать и научить работать в коллективе; – научить грамотно применять компьютерные технологии. Формируется структура: – описание проекта; – примеры работ учащихся: презентация, бюллетень; – web-сайт проекта; – критерии оценивания презентации, web-сайта; – дидактические материалы; – методические материалы; – представление проекта на защиту; – организационные документы; – план работы по проекту; – список использованных материалов. В зависимости от сложности предлагаемой идеи проектирования и индивидуальной подготовки ученика время выполнения может быть скорректировано. Также можно не останавливаться на одном проекте, а иметь в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели. Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю. Руководитель располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться. Проектная деятельность предполагает работу в учебных группах, так как это коллектив, занимающийся совместной работой, а процессы общения в группе во время занятий – процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе. В дальнейшем это поможет ученику легче адаптироваться в новом коллективе и решать поставленные задачи совместно с другими учениками. Таким образом, этапы проекта могут быть представлены следующим образом: 1-е учебное занятие: формулирование основополагающего вопроса, выбор названия проекта, распределение группы на команды, выбор и формулировка тем по каждой группе, определение задач (2 часа). 2-е учебное занятие: обсуждение подобранной информации, вопросов защиты авторских прав, систематизация источников (2 часа). 3-е учебное занятие: самостоятельная работа учащихся в группах (2 часа). 4-е учебное занятие: самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе (2 часа). 5-е занятие: защита полученных результатов и выводов. Оценивание результатов проекта (2 часа). Планы в процессе проектирования используются очень широко, каждый имеет свое назначение и свою структуру. Планирование, являясь функцией субъекта, позволяет компетентно подойти к качественному выполнению проектов, на практике она может быть представлена в виде «Листа планирования», «Визитной карточки проекта», «Плана работы по проекту», «Листа планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту», «Планирования содержания презентации учащегося» и др. Осуществляется планирование при помощи определенных элементов: анализ объекта проектирования; теоретическое обеспечение проектирования; методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение; материально-техническое обеспечение; правовое обеспечение проектирования; выбор системообразующего фактора; установление связей и зависимостей компонентов; составление документа; мысленное экспериментирование применения проекта; экспериментальная оценка проекта; корректировка проекта; принятие решения об использовании. Планирование педагогического процесса с использованием технологии проектирования позволяет произвести четкую оценку готовности материала на любом этапе проекта, наглядно демонстрируя все подобранные и систематизированные ресурсы. Также данная технология позволяет оперативно скорректировать индивидуальные способности каждого участника для достижения поставленной цели проекта. Проектная технология помогает организовать педагогическую деятельность по различным направлениям учебной работы со студентами, создавая исследовательские проекты: творческие, информационные, прикладные, ролевые и игровые. Выполнив проект до конца, ученик может уверенно применять полученные знания в реальных условиях. Цели и задачи методической разработки: 1. Образовательные: закрепить знания по ряду учебных тем; сформировать определенные умения в проектной деятельности; проследить межпредметные связи; выполнить задание самостоятельно и сформулировать выводы. 2. Воспитательные: прививать навыки самостоятельной работы и работы в команде; формировать научно-практическое мировоззрение в области планирования; осуществлять нравственное воспитание будущих специалистов. 3. Развивающие: формировать оперативное мышление, развивать профессиональные качества личности (трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, ответственность, тактичность и др.), формировать умение систематизировать полученные знания, развивать навыки научной организации труда. Педагогическая деятельность, основанная на использовании проектных технологий, является действенным механизмом совершенствования организации учебной деятельности учеников, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Проектная технология позволяет вносить коррективы в учебный материал, предусмотренный учебной программой, в частности в области гуманитарных, экономических дисциплин, приближая учеников к решению реальных ситуаций на профессиональном уровне. Позитивным моментом при внедрении данной технологии является то, что она способствует четкой ориентации человека в изучаемом материале, позволяет создавать динамичные, гибкие системы обучения, организует и развивает самостоятельную работу учеников. Особое место в системе воспитательной работы НИШ ФМН г. Кокшетау занимает социальное проектирование. Социальный проект может носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально - значимых компетенций. Президент РК Нурсултан Назарбаев призвал сограждан активнее осваивать информационные технологии. «Нужно повышать компьютерную грамотность населения, в том числе за счет различных стимулирующих программ. Я призываю всех казахстанцев активнее осваивать информационные технологии. Это необходимо», - сказал Глава государства в своем Послании народу страны. Уже сегодня идет реализация Послания Президента страны. Мы все являемся проводниками данной политики, являясь учителями. Как известно, воспитание и развитие интеллектуальной личности в наших руках. Список использованной литературы 1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Январь, 2012 г. 2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Русская Редакция, 2009. – 386 с. 3. Информационные технологии управления / под ред. проф. Г. А. Титоренко. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. 4. Красноборова А.А. Оценка проектных заданий школьников. Учебное пособие.- Пермь, 2010.- 45 с. 5. Microsoft Word 2007: Методическое пособие./Сост. и ред. Т.К. Даутова, А.С. Тен. – Алматы: ИПК ПКСО, 2009. – 84 с. 6. Microsoft Power Point 2007: Методическое пособие./Сост. и ред. Т.К. Даутова, А.С. Тен. – Алматы: ИПК ПКСО, 2009. – 68 с. 7. Практикум по информационным технологиям. Методическое пособие для участников Летней школы Microsoft 2010/ Сост. и ред. Т.К. Даутова, А.С. Тен. – Алматы: ИПК ПКСО, 2010. – 172 с. | |
Просмотров: 1770 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|