Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Ускорение развития является существенной и специфичной чертой всего общественного процесса. Система образования в этом смысле не исключение. Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств, в силу такого единства способны значительно ускорить процессы обновления школы, системы образования в целом. Можно считать, что инновационные процессы, расширение практики их реализации являются закономерностью в развитии современного образования, ведущей и устойчивой тенденцией в его обновлении. За названной выше тенденцией скрывается вес многообразия противоречий, присущих современной системе образования. Ведущее противоречие первого этапа между старым и новым порождается как социальными, так и педагогическими потребностями в изменении системы образования и ее составных частей. В настоящее время такие потребности характеризуют новое качество человеческой жизни, связанное в первую очередь с научно-техническим прогрессом, глобальными проблемами современности, то есть необходимостью решения как внутри государственных так мировых социально-экономических и педагогических задач. Все это требует обновления содержания, процесса обучения и воспитания на всех ступенях непрерывного образования. Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, к его психическому развитию. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у всех людей активной жизненной позиции в труде и в учении. Основы такого воспитания закладываются уже в школе - прежде всего благодаря повседневной учебно-воспитательной работе педагогов с учащимися. Реализация данного положения возможна лишь в том случае, если система обучения предмету будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Поэтому построение учебного процесса должно осуществляться с точки зрения логики развития личности обучаемого, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка. Чтобы реализовать это положение, необходимо внедрять в практику дидактико-методические технологии, целью которых является постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации личности каждого обучаемого. Поскольку и лингвистика, и психолингвистика рассматривают язык, как один из аспектов человеческой деятельности - социальный (речевая деятельность есть умственная и творческая деятельность), то обучение иностранному языку, нацеленное на формирование у обучаемых языковой личности, представляет собой сознательный, то есть творческий процесс, а не «запрограммированное поведение». Обучать языку на современном этапе - значит обучать культуре, имея ввиду взаимосвязанное коммуникативное и социально-культурное развитие обучаемого. Поскольку речевая деятельность является, в сущности, речевым мышлением и язык обучаемого есть средство выражения собственных намерений, то такое использование языка является творческим и обучение языку должно быть связанно с развитием творческого мышления обучаемого. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка - очень важная часть системы, которая необходима для развития интереса к иностранному языку и собственно информационным технологиям, за счет расширения представлений о сферах применения компьютера и методах информатики. Компьютерные технологии используются в обучении почти всем предметам, открывают доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. На сегодняшний день методическим стандартом обучения иностранным языкам, безусловно, является коммуникативно-ориентированный метод, который наиболее приближенно к реальным условиям моделирует процесс общения. Обеспечить условия, которые будут способствовать реализации этого метода очень сложно. Но с появлением компьютера появились новые и более эффективные способы решения вышеуказанной задачи. Многие авторы, разрабатывающие данную проблему, отмечают, что компьютер - это наиболее подходящее средство в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь можно с уверенностью сказать, что даже в условиях искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, естественного общения. Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения иностранным языкам: 1. Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения иностранного языка. 2. Методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории или лингафонном кабинете; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения. Кроме того скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза. 3. Технические преимущества обучения иностранным языкам при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо. 4. Повышение профессионального уровня преподавателей. Но, не смотря на все преимущества, огромный потенциал, которым обладает компьютерное обучение, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода. Среди них можно назвать плохую оснащенность школ, ВУЗов современной техникой, недостаток качественного программного обеспечения, обусловленный тем, что не разработаны четкие стандарты и критерии оценки эффективности, а также пренебрежительным порой отношением создателей программ к теории обучения иностранным языкам. На основе анализа литературы по этому вопросу можно выделить следующие варианты применения информационных технологий в преподавании иностранных языков: 1. Систематическое использование информационных технологий в качестве средств обучения. 2. Фрагментарное использование информационных технологий. 3. Реализация всего курса обучения при помощи компьютера. Таким образом, можно предложить следующие варианты применения средств новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам: 1. Проведение текущих и итоговых тестовых занятий (по темам, разделам, курсам) с использованием диагностических, тестовых программ по лексике, грамматике. 2. Использование педагогических программных средств как, одного из способов введения новой лексики или грамматического материала в тех случаях, когда это представляет определенную трудность (затруднена семантизация лексических единиц, или нет мотивированной основы применения лексического или грамматического материала). 3. Использование инструментальных программных средств - справочников, словарей, программ проверки правильности орфографии - для выполнения студентами самостоятельных творческих заданий, переводов по домашнему, аналитическому чтению и других работ, а также для преподавателя, в качестве инструментального средства для создания тестов, обучающих программ, автоматизации процесса обработки результатов учебного процесса и т.д. Современные компьютерные технологии на сегодняшний день используются во всех сферах деятельности человека. Подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку, компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий: -Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы учащихся и направлены на развитие грамматических и лексических навыков. - Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований. В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Современные информационные технологии обучения, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. На данном этапе развития современного образования возникает следующая проблема – большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информационной среде, как сейчас. Не все преподаватели умеют и считают нужным пользоваться нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний. Источник: http://1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999. 2. Полат Е.С. | |
Просмотров: 3508 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|