Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Интерактивные формы методической работы ГУЛАК СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА руководитель городского методического объединения учителей начальных классов руководитель ШМО ГУ «Средняя школа №12 города Рудного» Для того чтобы Республика Казахстан и дальше стремительно развивалась необходимо подумать об интеллектуальном потенциале нации, необходимо модернизировать систему образования. В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент страны Н. Назарбаев подчеркнул, что качественный рост человеческого капитала в стране это здравоохранение и образование. Подрастающее поколение должно иметь возможность получать качественное образование, где в процессе обучения находят применение инновационные технологии и методики. В настоящее время Министерство образования и науки РК большое значение уделяет вопросам укрепления статуса учителя. Те позитивные изменения, которые сейчас инициируются в школьной среде на самом высоком государственном уровне, зависят от того, какой руководитель ШМО, как он сам понимает цели, какие задачи ставит перед каждым педагогом методического объединения. Только когда руководитель ШМО будет мыслить прогрессивно, мотивировать мини- коллектив, рождать новые идеи и воплощать их в реальность, мы сможем говорить о конкретных результатах. По исследованиям зарубежных социологов, самыми “запрашиваемыми” в современном мире являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога. Качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. С этой целью, для интенсификации образовательного процесса внедряются интерактивные технологии обучения. «Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не про¬сто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятель¬ность, носящая ярко выраженную социальную на¬правленность. Цель использования интерактивных методов и игр — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения нового материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Ведущими принципами организации интерактив¬ного процесса являются: • мыследеятельность; • смыслотворчество; • свобода выбора; • рефлексия. Организация мыследеятельности заключается: — в выполнении участниками различных мысли¬тельных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб¬щение, классификация, абстрагирование и др.); — в обмене результатами мыслительной деятельно¬сти между участниками педагогического процесса; — в смене и разнообразии видов, форм мыслитель¬ной и познавательной деятельности; — в сочетании индивидуальных и групповых форм работы; — в проблемном обучении, использовании в педагогиче¬ском процессе современных образовательных технологий; — в смыслотворчестве участников; — в рефлексии. Смыслотворчество предполагает осознанное со¬здание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действитель¬ности, своей деятельности, результатов взаимодей¬ствия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуаль¬ного опыта осмысления (смысла), расширяющего гра¬ницы индивидуального сознания. Рефлексия в педагогическом процессе — это про¬цесс и результат фиксирования субъектами (участни¬ками педагогического процесса) состояния самораз¬вития, установление причин и следствий. Каждый интерактивный метод, форма, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, мы можем использовать их на разных этапах прове¬дения мероприятия. Важным условием является рас¬положение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру. Упражнение «Описание ученика». Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии кого-то, либо чего - то… Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием. В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной – во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.). Объяснение. Это упражнение учит нас составлять собственное мнение ( в данном случае об ученике), не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что, глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить, и что бы ни сделал тот или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты. Безусловно, основная задача любого образования — стимулировать к дальнейшему самообразованию: чтению специальной литературы, самостоятельному изучению вопросов теоретического характера, знакомству с инновациями в образовательном процессе и т.д. Можно прочитать множество различной литературы или прослушать лекции об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Одним из направлений в методической работе ШМО является совершенствование педагогического мастерства учителей. При организации данного направления работы с коллективом необходимо моделировать такую ситуацию деятельности, которая поможет учителю осознать себя субъектом данной деятельности, т.е. проявить творческую активность, оказаться в ситуации выработки и принятия решения, осознать ответственность за него, испытать успех и т.д. “Проживая” подобную ситуацию, а, не только слыша о ней или наблюдая ее со стороны, учитель действительно приобретает необходимый опыт организации интерактивной деятельности с учащимися в образовательном процессе. Руководитель ШМО способен решить три основные задачи, применяя интерактивные формы: • помочь учителям усвоить за достаточно короткий срок определенный теоретический материал психолого-педагогического или методического содержания (степень усвоения информации при этом возрастает, т. к. в игре учитель непосредственно включается в необходимую деятельность); • через предлагаемые формы и приемы интерактивного обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении школьников, и в воспитательной работе; • способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов (изменение стиля общения, умение сотрудничать, толерантность, способность к оценке альтернативных предложений и к выработке совместного решения). В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные). Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова¬тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли¬жайшего развития педагогов. Наиболее эффективными интерактивными формами методической работы на современном этапе развития школы, на мой взгляд, являются: • теоретический семинар – « Большой круг» • семинар-практикум • ток-шоу • мини научно-практическая конференция с инверсией ("переворачивание, перестановка") • методическая декада • дни науки • методический фестиваль (панорама методических находок и идей) • методический мост • методическая мозаика • дискуссия «Вопрос – ответ» (по заданной теме подготовить 5 вопросов) • экскурсия • творческий диалог- синектика (объединение разнородных элементов, построенное на аналогии) • методический КВН • ярмарка методических идей • методический тренинг • аквариум («перед лицом общественности» обсудить проблему) • авторская мастерская методический ринг (при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос) • деловая игра • педагогический КВН • мозговой штурм • тренинг • видеотренинг • кейс-метод («случай», осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание ситуации с разных сторон) • аукцион • профессиональная выставка • защита проекта или театр-экспромт • агитбригада ("Три кита" агитбригады: накопление фактов (напитка); взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла) • открытый урок (с учителями) • гостиная «Психологические разминки» • час коллективного творчества • методический фестиваль (по итогам методической работы за год) Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методичес¬кой работы могут быть такими: • Моделирование урока (целиком или фрагментарно) • Разработка системы уроков по теме или курсу • Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме • Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме • Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги • Составление контрольных материалов, тестов • Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического мате¬риала • Разработка планов кружков, факультативов, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору • Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом • Представление собственного опыта работы по теме, проблеме • Защита темы по самообразованию. Можно проследить соответствие цели форме повышения квалификации Цель Форма Совершенствование педагогической техники Семинары, практикумы, школа молодого педагога Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские Развитие креативных способностей Творческие группы Становление стиля педагогической деятельности Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги Формирование готовности к инновациям Школа педагогического мастерства Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы Школа педагогического опыта, научно-методические семинары В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Сценарий должен носит характер "зримого сценария", т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить. Это – фактически развернутый план действий. Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие. Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения. Таким образом, интерактивные формы формируют следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять надпредметные и предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения. 1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005 2. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – Новгород . 3. Арутюнов Ю.С. и др. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения… - Рига 4. А.И.Жук, Н.Н.Кошель «Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов» - Мн., Аверсэв, 2004 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005 6. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с. 7. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с | |
Просмотров: 1693 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|