Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Короткова Г.А. Доклад (Работа по новым технологиям) Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы (по технологии Ж.А.Караева). (Слайд 1) Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности субъективного опыта: особенности личности – смысловой сферы; особенности психического развития; уровень обученности в рамках определённого предмета ( сформированные у школьников знания, способы деятельности). Это утверждение находит отражение в педагогической технологии уровневой дифференциации, разработанной профессором Караевым. (Слайд 2 ) Ж.А.Караев установил соответствие уровней обучения умениям учащихся. Уровни. 1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации. 2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации. 3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации. 4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений. Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников. (Слайд 3) При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх. Применение этой технологии требует ведения дополнительного журнала или ведомости, где учитель делает отметки о выполнении уровневых заданий каждого ученика. Прозрачный журнал. Пример. № Ф.И.учеников Тематическая самостоятельная работа № 1 Название темы «Односоставные предложения» 1 уровень 2 уровень 3 уровень Баллы Оценка 4 уровень. 1 Каиржанова А. + + + + + + + + + + + + 12 б 5 2 Мажитов А. + + + + + + + + + + 10 б 4 Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 – 2 задания второго уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 – 2 задания третьего уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение четвёртого творческого уровня оценка ставится дополнительно. Применение разноуровневой дифференциации по системе Ж.А.Караева приводит к обучению посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25 – 35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях. Уровни Мониторинг обучения Каиржановой А. Тема «Односоставные предложения» 4 3 2 1 Ср.1 Ср.2 Пр.р. Кр.р. Технология уровневой дифференциации, разработанная Ж.А.Караевым, способствует решению задач современного урока: гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне; обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения. (Слайд 4) Рассмотрим разноуровневые задания по теме «Типы односоставных предложений». Урок-закрепление. Пример. 1 уровень. 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Укажите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое. Найдите двусоставные и односоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в простой ситуации). Поз…ний вечер. ( ) Уже т…мнело.( ) Степь кл…нило ко сну.( ) Пр…мая д…рога занесена снегом.( ) Со стороны моря дул сильный ветер.( ) Ноч… спускалась на землю.( ) 2 уровень. 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите тип односоставных предложений. Подберите к ним синонимичные двусоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в изменённой ситуации). Образец. Сегодня ночью в доме не спали. (Одн. н/л). Взрослые сегодня ночью в доме не спали. На пл…тах ставили шатры. Рас…тупитесь, л…са тёмные, раз…йдитесь, реки быстрые. В дож…ь не хочет…ся работать. Поз…ний вечер. (Слайд 5) 3 уровень. Частично-поисковый. 1. Найти неопределённо-личное предложение. Выписать. Доказать. A. Апрель двадцать второго года. B. В углу комнаты темно. C. Идёмте верхней тропой. D. На берегу громко пели. 2. Укажите вид предложения. Красивая картина. Докажите. A. Назывное. B. Определённо-личное. C. Безличное . D. Неопределённо-личное. (Слайд 6) 4 уровень. 1. Написать мини-сочинение о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения. (Вспомните 2 – 3 пословицы). Как показывает опыт, использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам в обучении русскому языку: появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям; главное, повышается качество знаний. (Слайд 7) Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи учащихся, а также способствует качественному прочтению программных произведений. Этапы работы на уроках литературы при изучении крупных произведений. 1 этап – диагностический. Проводится диагностика обученности школьников с целью создания групп. 2 этап – создание групп. 3 этап – реализация уровневого обучения – работа на уроках. Уровни. 1 уровень - репродуктивный. Учащиеся должны показать знания фактов, явлений, событий. Пересказать. 2 уровень – алгоритмический. Систематизация раннее изученного, прочитанного материала. 3 уровень – эвристический. Глубокое усвоение знаний, требующих поисковой деятельности. 4 уровень – творческий. Написание сочинения, эссе, творческой работы. (Слайд 8) При изучении такого сложного для учеников произведения, как «Капитанская дочка», целесообразно использовать разноуровневую дифференциацию по системе профессора Караева. За неделю до изучения повести мы с учениками провели экскурсию по Пушкинским местам города Уральска. Ученики класса были разделены на 3 группы. Каждая группа получила своё задание. 1 группа – «А.С.Пушкин в Уральске». 2 группа – «Восстание под предводительством Е.Пугачёва». 3 группа – «Работа Пушкина над повестью «Капитанская дочка». На 1 уроке изучения повести ученики представили свои работы: презентации, брошюры, доклады. (Форму выступления ученики выбирают сами). На 2 – 3 уроки каждая группа учащихся получила уровневые задания. Рассмотрим работу 1 группы. Пётр Андреевич Гринёв. Задания Ι уровня.(Репродуктивного) • Рассказать о жизни Петра Андреевича Гринёва, опираясь на текст. • Родители Петруши: Андрей Петрович, Авдотья Васильевна. • Детские и юношеские годы Петруши. • Самостоятельная жизнь Петра Гринёва: а) в Симбирске; б) в Белогорской крепости до штурма (отношения с обитателями) • Гринёв П.А. во время восстания. (Слайд 9) Задания ΙΙ уровня. (Алгоритмического) • Что повлияло на формирование духовного мира рассказчика? • Составить синквейн: П.А.Гринёв. Синквейн. 1.Пётр Андреевич Гринёв. 2.Честный, искренний. 3.Любит, борется, побеждает. 4.Доказал верность заветам отца. 5.Победитель. Задания ΙΙΙ уровня.(Эвристического) С каким литературным героем можно сравнить Петрушу в детстве? Составить диаграмму Венна. В работе каждой группы могут принимать участие ученики всего класса. Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи, внимания. (Слайд 10) Уровневое обучение представляет возможность каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Источник: http://k.galina.63@mail.ru | |
Просмотров: 6436 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|