Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Критериальное оценивание как педагогическая технология
Развитие общеобразовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Качество обучения в школе находиться в непосредственной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
• Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
• Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
• Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
• Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Система оценивания воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом
Система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи
Критериальное оценивание -
это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Задачи оценивания:
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.
• Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности
• Отслеживание эффективности учебной программы
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями
Пятибалльное оценивание является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя
авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель – непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.
Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.
Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения
по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание

Формирующее (текущее) оценивание
Констатирующее (итоговое) оценивание

Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.
Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

Обозначение и название критерия Краткое описание
содержания критерия
А
Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях
В
Исследование Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.
С
Коммуникация Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения
D
Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Функции критериального оценивания
• обучающая
• контролирующая
• развивающая
• воспитывающая
• диагностическая
• мотивационная

Задачи критериального оценивания
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
• Мониторинг эффективности учебной программы;
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
Практическая значимость
• Оценивается только работа учащегося;
• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
• Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
• Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
• Улучшить качество преподавания;
• Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
• Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
• Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
• Данный вид оценивания позволяет:
Ученикам:
• использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
• участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
• использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Данный вид оценивания позволяет:
родителям:
• Получать доказательства уровня обученности ребенка;
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: tanya81 (2012-10-29) | Автор: Колесникова Татьяна E
Просмотров: 8876 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru