Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Волшебство графического воображения
ГУ «Средняя школа № 1 имени Н. Г. Чернышевского»

Волшебство графического
Воображения

Графические работы в преподавании географии
Казахстана

Из опыта работы учителя географии Кондратенко М. В.

Семей
2007 год

Содержание

I. Пояснительная записка
1)Мотивация внедрения метода- / 3-5 /
2)Требования к созданию графического конспекта- /6 – 7/
3)В чем заключается ценность метода /8 -10 /
4)Как и где на уроке уместно применять данный метод - /11 -13 /
II. Приложения некоторых графических работ, выполненных учениками 8 класса школы № 1 имени Н. Г. Чернышевского - /14 – 17 /
III. Литература - /17 -25 /

I. Пояснительная записка
1.Мотивация внедрения метода.

В 19 веке Н. В. Гоголь в книге «Мысли о географии» писал: «… Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей». Ох, как это красиво звучит.
Рубеж 20-21 веков. Как и чему учить? Хочется войти в класс и сказать: «здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Климат Казахстана». Включите мониторы, откройте папку «Наша Родина». Начинаем работать».
Для кого-то это сегодняшний день, а для старейшей в городе школы – взгляд в будущее. Урок 21 века – урок сегодняшний. Урок, именно урок, остался основной формой обучения минимум на ближайшие 50 лет.
И вновь – вопрос, как и чему учить? Почему этот вопрос сильно тревожит меня? Чему учить – нам говорит Государственный Стандарт и программа. А «как» - вопрос сложный. Почему? Наверное, потому, что старое надоедает, накопленный огромный, казалось бы, арсенал приемов и методов вдруг- оказывается малоэффективным /дает сбой/. Не хватает красок, эмоций. Начинается поиск чего-то нового, неординарного, непривычного, захватывающего. Хочется праздника. Красок. Новые учебники географии прекрасны. Большое внимание уделено наглядности, улучшено содержание, есть таблицы, тесты, но рисунков дополняющих текст мало, точнее вовсе нет.
Мир географии открывает свои двери перед детьми в 6 классе, а каждый человек, особенно, если он ребенок, в душе романтик и путешественник. Я предлагаю своим ученикам путешествие в этот мир длиною в 5 лет.
Увлекательным или нудным оно будет – зависит полностью от меня. Так пусть он будет полон красок и положительных эмоций.
Какую роль в этом путешествии будут играть дети и учитель? Себе я отвожу роль проводника – координатора познавательной деятельности. И соответственно, в этом путешествии должна предложить вниманию учеников формы и методы обучения – развивающие их внимание, воображение, творческие наклонности, привит «вкус» к процессу поиска, самостоятельности открытия, к саморазвитию. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание понять материал. Так для чего же это надо? Для успешности обучения!
А формула успеха, на мой взгляд, такова: «Цель – мотив – рефлекс – теоретические знания». Главное на уроке – создание благоприятных условий для творческого развития и овладения знаниями каждого ученика.
Основная идея и логика учебного материала передается через текст учебника. Конечно, поэтому его надо изучать, воспринимать, запоминать, понимать и анализировать. Нам же известно, что в силу своих психоэмоциональных особенностей ученики 12-14 летнего возраста легче запоминают глазами.. А если текстовая информация еще и руками перерабатывается в рисунок, схему, диаграмму – запоминается лучше. Работают все виды памяти. Почему же не воспользоваться данной особенностью детей. Обычно мы на уроках используем готовые рисунки и картины для:
1)составления описания или рассказа;
2)анализа;
3)сравнения.
Я немного изменила эти приемы:
1)готовый текст используется для создания рисунка;
2)готовый рисунок используется для составления дальнейшего описания и анализа.
Информация подвергается двойной переработке. Качество восприятия значительно улучшается. Количество запоминаемой информации увеличивается. Реализуется возможность к творческой деятельности. (Разве процесс создания «картины» не творчество?) Какой предмет ученик любит больше? Обычно тот, который знает не на уровне зубрежки, а на уровне понимания. Когда же оно появляется? А тогда, когда предмет учат не от случая к случаю, а систематически. Может быть такое без постоянного контроля учителя? Наверно, может, но редко.
Как заинтересовать ученика? Как сделать предмет интереснее, наполнить учебный процесс новым содержанием? Каждый учитель использует свои годами наработанные методы. Я давно использую на своих уроках графические конспекты. В начале 90-х это был опыт изучения работы учителя-методиста школы № 28 Украины М. С. Винокур, затем А. В. Шатных – старшего преподавателя кафедры экономической географии Петропавловской педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
В результате мне легче стало контролировать усвоение знаний каждого ученика. Дети стали работать намного эффективнее. Но настоящее увлечение и сотворчество учителя и учеников прошло тогда, когда появилась необходимость в разработке и использовании своих опорных конспектов по предметам «физическая» и «экономическая география Казахстана». Мы с учениками разрабатываем свои опорные конспекты и графические описания. Эта работа способствует осознанному запоминанию, развитию познавательной деятельности, творческих наклонностей, помогает в подготовке домашних заданий.
2. Требования к создаваемому графическому конспекту.

При составлении опорного конспекта или графической характеристики необходимо обеспечить не только усвоение знаний, но и формирование умения работать со всеми важнейшими источниками знаний: картами, текстом учебника, статическими материалами, энциклопедиями, рисунками. Разрешается рисовать, вклеивать картинки, вырезки из периодической печати, придумывать свои собственные условные обозначения.
Но обязательно требуются неукоснительное соблюдение правила: твоя работа должна быть понятна не только тебе самому, твоей работой может воспользоваться любой человек. Следовательно, ученики готовят учебные пособия друг для друга. Это повышает ответственность за содержание работы. А иначе, как маленькими «шедеврами» эти работы не назовешь. Маленькие шедевры. Некоторые могли бы украсить нынешние учебники географии.
В 2004 году мы получили наконец-то новый, красивый цветной учебник «Физическая география Казахстана» под редакцией А. Бейсеновой, но рисунков в нем мало.
Опорные географические конспекты могут быть составлены в классе при объяснении нового материала в идее таблиц, схем и пр., где концентрировалась бы основная идея темы. А дома они дополняются, дорабатываются.
Конечно же, основные требования к содержанию должны сохранятся всегда: лаконичность, компактность расположения учебного материала, простота изображения, доступность для понимания, структурность, использования цвета.
При создании графической характеристики требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

1.Работа должна наиболее точно отражать материал темы.
2.Работа должна быть понятна не только автору. Твоей работой может воспользоваться любой человек.
3.Можно использовать любые условные знаки, как нормативные, так и произвольные, но при условии их обязательной расшифровки.
4.Разрешается вклеивать любые дополнительные материалы (картинки, фотографии из газет и журналов (наглядные факты)).
5.Работа может быть оформлена в идее схемы, рисунка, таблицы или скомпонованы все вышеназванные элементы.
6.В конспекте допускается использовать только научные, достоверные факты.
7.Материал оформлен лаконично, компактно, понятен (читаем), структурен.
8.Автор сам должен хорошо ориентироваться в своей работе, (среди составных частей работы). Объяснять, проводить причинно-следственные связи между ними.
9.Обязательна аккуратность, наглядность.
3. Чем ценна данная методика для учителя и ученика.
Что дает это учителю и ученику.

Эмпирические знания, отражающие географические объекты и явления с их внешней стороны образуется с помощью различных органов чувств. В обучении географии особенно большое значение имеют наглядные образы. По современным представлениям наглядный образ это есть единство чувственных и рациональных компонентов.
Представления – эмпирические знания: это весьма условно. Они зависят от содержания представлений и условий обучения.
Задача моя как учителя географии, и состоит в том, чтобы создать у ученика необходимый запас как обобщенных так и единичных географических представлений, обеспечить их полноценный характер, а в дальнейшем использовать накопленные представления в формировании других групп знаний, умений, навыков.
На сегодняшний момент, последние 10 лет учебных комплектов картин природы нет (не выпускается).
Собираем по-крупицам наглядность (Интернет, к сожалению, доступен не всем еще детям).
Да и в Интернете этого еще нет.
Результат – научились изготавливать графические изображения сами, расширяя свои знания при этом.
Формирование географических образов – это активный, управляемый учителем процесс и может быть осуществлен различными методами и приемами.
Стремлюсь научить рассматривать географическую информацию не только как источник знаний, но и как источник для создания образа. Выделять в тексте и на карте различные стороны и свойства, связывая их, затем воспроизводить учебный материал по представлению, не видя объекта или явления.
Картографические представления возникают с помощью карт. Заполняя контурную карту или изучая учебную географическую, ученик запоминает относительное взаиморасположение объектов.
Картины природы (которых пока нет), телевидение наиболее полно передают образ местности.
Нам же на каждом конкретном этапе нужны все новые и новые образы. Мы умеем их создавать, видеть за текстом учебника, за словом учителя, за цифровыми данными живую картинку.
Мы умеем теперь не только разглядывать картинки, но и создавать их сами. Часто в изображении отчетливо проступает какая-либо одна характерная черта или явление.
Для пустыни это желтый песок, черные пауки, отсутствие осадков. Река – длинна, берега, направление течения, обитатели. Степь – плодородные черноземы, суслики, травы. Озеро – рыбные богатства. Загрязнители и пр.
По внешнему виду учащиеся умеют различать территории (ландшафты), природные или экономические явления в наглядном виде.
Итак, этот метод – метод создания географического описания помогает решать следующие дидактические задачи:
1.формирование географических представлений;
2.формирование основных географических понятий;
3.умение работать (анализировать и синтезировать учебную информацию);
4.на основе ярких и живых образов активнее протекает процесс мышления;
5.созерцание основы для перехода к теоретическому мышлению.
Подвожу итог всему вышесказанному: ценность данного метода в том, что на базе восприятия объектов и явлений, выявления в них основных признаков, отбор наиболее важного обеспечивает максимально полное и прочное усвоение материала.
Затем следует с помощью воображения воспроизведение объектов и явлений.
Целостность восприятия обеспечивается за счет того, что географические объекты и явления рассматриваются в следующих трех аспектах:
1.региональном - (расположение в пространстве);
2.категориальном - (отношение к понятию);
3.генетическом - (происхождение и развитие во времени).
В итоге выполняются такие требования географической подготовки детей:
1.умение составлять описание географического объекта, явления или процесса;
2.усвоение содержания физико-географических понятий и представлений;
3.умение соотносить единичные понятия с общими;
4.умение систематизировать и группировать процессы и явления;
5.умение устанавливать взаимосвязи между компонентами ПК;
6.определять и оценивать ПК;
7.оценивать влияние человека на ПК;
8.умение применять статистические данные;
9.умение мыслить комплексно.
4.Как и где это можно использовать.

Опорные конспекты могут быть составлены в классе при объяснении материала в виде таблиц, схем, рисунков, кластеров и пр. а при подготовке домашнего задания они дополняются и уточняются.
Конечно же, основные требования должны сохранятся всегда: лаконичность, компактность расположения учебного материала, простота изображения, доступность для понимания, использование цвета. Учащиеся приучаются к параллельному конспектированию услышанного. У детей работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление.
При объяснении нового материала учителем могут быть использованы наиболее удачные графические конспекты прошлых лет. А при закреплении материала можно использовать и неудачные работы, предложив ученикам исправить ошибки, удалить лишнее, внести свои дополнения.
На этапе эвокации опорный графический конспект выступает «подсказка» ученику.
Привожу примеры работы на уроке при повторении материала.
А) Индивидуальное повторение
Детям предлагается повторить домашний материал по своим работам.
Б) Работа в парах
Учитель предлагает помочь друг другу повторить материал, обменявшись конспектами. Повторить материал, воспользовавшись чужим конспектом или составить по нему 3-5 вопросов автору.
В) Корректировка чужого конспекта
Можно проводить как индивидуально так и при работе в группах. Затем следует обоснование, комментарии к своим исправлениям.
Ниже привожу примеры эпизодов уроков с работой над созданием графического описания:

Тема урока: Внутренние воды Казахстана.
Цели и задачи урока: Формирование понятий о внутренних водах (реках, озерах) и их основных показателях. Выявление взаимозависимостей между рельефом местности, характером течения, климатом, хозяйственном использовании рек и озер.

Опорные знания: 6 класс – мировой круговорот воды, рельеф суши, элементы речной сети. 7 класс – реки Евразии.
Учебная деятельность: анализ речных элементов на основе схем «Профиль речной долины». Определение причинно-следственных связей. Групповая работа по изучению нового материала.

Этап урока
Деятельность детей
Стратегия
эвокация
вспоминают все, что им известно о реках и озерах
«знаю – хочу знать»
Раздел «знаю»
реализация
А) индивидуальная работа
ассоциации

Б) работа в группах: отбор материала в тексте, таблицах, атласах для создания графической характеристики
В) создание рисунка
обсуждение в группе отобранного материала и оформление работы в графическом виде

Г) характеристика водного объекта по созданному графическому рисунку
прослушивание и параллельное конспектирование во время объяснения
рефлексия
заполнение графы «хочу знать»
«знаю – хочу знать»

Вариантов работы с готовой графической характеристикой много: передача ее другой группе для оценки и исправления и пр.
Для детей урок ценен тем, что дает возможность изучить значительный пласт информации в доступной и удобной форме. Познакомиться со всеми гидрографическими показателями, конкретизировать свои знания о реках и озерах Казахстана.
Для учителя урок ценен тем, что дает возможность в интересной и удобной форме изучить большой пласт материала и отработать основные умения и навыки анализа и синтеза материала.
Обычно, при предстоящей защите графической работы дети рисуют на листе большого формата (лист затем вывешивается на доске).
Если же работа индивидуальная или в парах – используют формат А3 или А4. Эта работа может быть выполнена и в рабочих тетрадях, но ученики любят на отдельных листах. Как пояснили мне ребята 8-го класса «Так праздничнее». Мне эта фраза показалась очень приятной. Выходит, что учащиеся хотят и ждут праздника на уроках. Значит пришла увлеченность предметом! Пусть и не у всех. Но если из 26-20 ждут этого задания – уже успех. Остальные получат право блеснуть при анализе готовых работ.
Крупные лучшие работы храню в кабинете и использую в качестве наглядных пособий.

Место графического конспекта в изучении темы «Климат Казахстана»
На изучение темы отводится 6 часов
Тема урока
Этап урока где можно и как использовать графический конспект
Задания учащимся
1. Формирование климата Казахстана. Климатообразующие факторы.
Эвокация (составление схемы КР).

Вспомните, какие факторы формируют климат любой территории.
Уточните по схеме, какие факторы формируют климат Казахстана.
2. Солнечная радиация и ее воздействие на климат
А) эвокация

Б) реализация
А) индивидуально повторяют или в парах объясняют друг другу основные моменты темы.
Б) используя картосхему на стр. 80, установите как изменяется количество солнечной радиации с севера на юг.
Установите места, где количество ССР – max и min. Внесите эти данные в свои схемы.
В) поясните причины этого!
3. Воздушная масса и их циркуляция.
Эвокация (взаимопроверка в парах по графическому конспекту)
Реализация

Рефлексия
Составление ассоциативного кластера ВМ, их типы.

По тексту § 21. выявите: какие ВМ формируют климат РК.
Объясните:какие погоды устанавливаются с приходом той или иной ВМ.

Сформулируйте 2 вопроса по изученной теме.
4. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны
Эвокация

Реализация

Работа с текстом §22, 23, с картосхемой стр. 89-90

Рефлексия
Стратегия «знаю - узнал».
Есть ли у вас в графических конспектах сведения об Ad и t воздуха, об осадках?
Используя §22, 23 нам предстоит дополнить наши графические конспекты, этими данными.
Отвечаем на вопросы учителя, но используя только свои графические описания.
5. Климат и агроклиматические ресурсы своей местности
Эвокация

Реализация

Рефлексия
Повторение всего изученного по графическому конспекту.
Составление устной характеристики климата Семея.
Составления картосхемы своей местности (можно в парах).

На этапе «Эвокации» учитель может на каждую парту выдать экземпляр графического конспекта, выполненных учениками другого класса и предложить составить 3-4 вопроса к нему (или ребята обмениваются работами).
Приложение № 1 «Полупустыни» Толстый вопрос
«Тонкий» вопрос
1.В силу каких климатических особенностей сформированы в Казахстане столь обширная зона полупустынь.
2.Что «тормозит» развитие хозяйства в полупустынной зоне.
3.Какие неблагоприятные природные явления не редкость в полупустыни.
1.Какую площадь занимает зона полупустынь в РК.
2.Перечислите реки полупустынной зоны. Какую особенность они имеют.
3.Назовите животных и птиц этой зоны
На этапе рефлексии
Учитель предлагает изучить графический конспект в виде вопроса сформулировать основную идею «изученной темы».
«Простое»

«Сложное»
«Тенгиз – заповедная жемчужина Казахстана».
«Как соотносятся в одном рисунке контуры озера Тенгиз, территория Казахстана и надпись ЮНЕСКО?»
II. Приложения.
Образцы некоторых графических работ выполненных учениками 8-х классов. В учебнике 8 класса под редакцией Байсеновой А. «ФГК» полупустыням посвящена часть §39 раздел 1 (стр. 152-154), иллюстрированный рисунок на стр. 153 растения полупустыни: размером 11 х 2,7 см.
Давайте посмотрим, что делает учащийся с этим текстом, перерабатывая текстовую информацию в графическую.

Приложение 1 «Полупустыни Казахстана»
Дугой название зоны, ниже протяженность зоны с З на В (в=2900 км) ребенок указывает площадь ПЗ S=14% орт всей площади Казахстана.
Далее идет информация о климате зоны: облачко (весьма худое), количество осадков колеблется от 180 до 300 мл., тип климата РК (резко континентальный).
Слева: схемка – основные реки с постоянным стоком, пунктиром – пересекающие. Справа – информация о почвах, растениях. Указано, как используется человеком. Что пригодно для корма скоту. Изображен основной обитатель зоны – грызун суслик.

Приложение 2 «Лесостепь Казахстана»

Вот пример того, как информацию можно разложить на сектора, каждый сектор дает характеристику о каком-то одном компоненте природы РК.
Обратите внимание на ложку в одной из ячеек – это не что иное, как информация о питании рек. Подробно о почвах, ученик понял главное – богатство зоны – черноземы.
В верхней правой части данные о водоплавающей птице, даже попытался изобразить утку или лебедя – получился плывущий баран, но главное нарисовал, если вам не понятно, что такое плывет – читайте информацию рядом с рисунком.

Приложение 3 «Алаколь».
Не что иное как графический кластер по теме «Озере Алаколь». Обратите внимание, что об этом озере в учебнике информация дается вскользь, т. е. конкретно по озеру информацию нужно выбирать из всего того, что есть о внутренних водах. С § 29 «Озера и водохранилища», таблица на стр. 244. И ученица справилась с этой задачей. Ей удалось собрать по крупицам всю информацию. Чем не учебное пособие?
Все разложено по-полочкам. Все предельно ясно. Рыба вот очень уж хищная, но зато посмотришь один раз и не забудешь. Пятнистая кошка вышла не на фоне камышей, а на фоне как-будто бы джунглей, но ведь не забыта, а то, что в Казахстане джунглей нет это все знают, а вот, что кошка такая водится вы, уважаемый читатель – ведь не знали. А теперь будете знать.

Приложение 4 «Каспийское море».
В данном случае графическую характеристику составляла более слабая группа. А другая группа корректировала. Это пример того, как можно смотреть в текст и не увидеть много важных моментов (все, что дописано ручкой – дополнение корректировщиков; все, что фломастером, учениками первоначальными авторами).
Как оценить работу в таком случае?
1.Работа с текстом велась – уже 3 балла;
2.Фантазировали, как более наглядно передать информацию – выбрали блочный вариант – еще 0,5 балл;
3.Основные моменты отразили – 0, 5 баллов;
4.Старались украсить работу (цвет, выводили печатные буквы) – еще 0, 5 баллов;
5.Учтите – это была группа мальчиков – записных шалунов – еще 0,5 баллов;
6.Чтобы не отвратить от данного вида работы, поставим 4 (умение и опыт приходит со временем).
7.Группе соперников корректировщиков 5, т. к.
1)изучили дополнительно текст;
2)изучили готовый конспект;
3)нашли упущение (ошибки);
4)обосновали внесение дополнений в конспект.
На следующем уроке при повторении данного материала эти ребята ответят все так трогательно – забавно наблюдать то, как просыпается интерес и азарт быть хорошими игроками.
Но выяснились и неприглядные моменты:
- одному из группы дали подзатыльник, за то, что не нарисовал птицу – лебедя!
- другому за то, что не подписал города и реки! Но наверно это в их случае нормально!

Приложение 5 «Озеро Тенгиз»
Вы увидели розовую птичку – это фламинго! Увидели коричневую каплю – это лечебная грязь Тенгиза. Увидели кубик – это соль озера.
В центре – в прямоугольнике – основная на взгляд детей информация об озере: площадь – причем отмечают, что она колеблется в зависимости от увлажнения. Количество осадков по сезонам в области озера и величина солнечной радиации в данной зоне.
В верхнем левом углу – пунсоном на поле Казахстана отмечено то место, где оно находится – т. е. показали ГП озера – в центре страны.
Ниже: схема, реки, впадающие в озеро и богатства озера.
Справа: условными знаками ПЗ и почва. Ниже (условные знаки).
Фламинго – похож на курочку, но это не столь важно, мы не художественная шкала и портретного сходства не требуется. Главное учащийся запомнил, что такая птица на этом озере гнездится. Почему вот только пеликан голубой? Посинел от холода или недоедания? Комментарии отсутствовали.

Приложение 6 «Озеро Балхаш»
Сразу бросается в глаза мешок с долларами. Вы объясните? Учащиеся могут! Это доход от рыболовства и судоходства на озере.
У реки Или видим красно-зеленую розочку – это «цветок» камышовых зарослей – пушная ондатра. Почему она похожа на розочку? Дрогнула детская рука или шаловливые детские ручки намерено показали таким образом ценность этого зверя. В нижней части листа – как свирепый монстр возвышается медеплавильный завод города Балхаш - загрязнитель озера!

III. Литература
1)Государственные стандарты среднего образования Республики Казахстан – Алматы.:Рауан, 1998 г.
2)Программа (географии) 5-8 классов – Алмата.:РИК, 2000 г.
3)Физическая география Казахстана для 8 класса, под редакцией А. Бейсеновой «Атамура», 2004 г.
4)Новые взгляды на географическое образование, под редакцией Н. Грейвза – М.: Прогресс, 1986г.
5)Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении физической географии, под редакцией И. Бариновой – М.: Просвещение, 1983г.
6)Атлас 8 класса. Физическая география Казахстана, А. С. Бейсенова – А.: «Атамура», 2006 г.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Бык-Kondratenko (2008-09-29) | Автор: Мария E
Просмотров: 2580 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-28, 11:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru