Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
[b]Интерактивный метод обучения, как способ формирования личностно-ориентированной компетенции. Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. И. Кант Необходимость реформирования образования как одного из «важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана», создание современной системы образования, как отмечает Президент РК, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, ставит перед нами новые задачи – формирование педагогического корпуса новой формации. Школа 21 века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. Очевидно, что переход на 12-летнее образование потребует обновления всей системы образования, приведение её в соответствие возрастным, индивидуально-психологическим и творческим способностям школьников, их социальными притязаниями. Содержание 12-летнего образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В связи с этим, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Перед учителем встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я – концепции», обновления прежних форм и методов работы. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию компетентности учащихся. Как одно из направлений своей работы я выбрала формирование и развитие личностно-ориентированной компетентности, поскольку это способствует развитию личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе, уверенности в себе, напористости. Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». И мало кто задумывается, что в основе такого под¬хода лежит направленность на формирование ученика-потреби¬теля с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только «брать». По-другому звучит данный принцип в образовании, ориенти¬рованном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соот¬ветствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведе¬ния различных жанров. Создание учеником «плодов» своей дея¬тельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявля¬ется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт. «Иметь» и «быть» — две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образова¬нных парадигм. Ориентация «иметь» характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, на¬пример обладания аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования — обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания. Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения. Личностно-ориентированное понимание обучения отрицает механическую «передачу» образования и таких его составляющих, как знания и опыт. Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. В связи со сказанным возникают вопросы: Как же тогда строить процесс обучения, чтобы он опирался на личностную сущность ученика и учителя? Что все-таки можно передавать в образовании? И как должна организовываться образовательная деятельность, чтобы ее источником являлась развивающаяся личность? Ответы на эти вопросы буду искать через применение интерактивных методов обучения, как средство формирования личностно-ориентированной компетенции. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей: • стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета и в общеобразовательном плане; • повышать уровень активности и самостоятельности учащихся; • развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; • изменение установок и социальных ценностей; • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом и т.д. Перечисленные интерактивные методы способствуют достижению результатов современного образования. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В таких отношениях обучающий является равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося. Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др. При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими нами описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Исследовательский метод – творческий подход к осуществлению деятельности, общенаучные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность. Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам образовательных учреждениях, как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. Литература: 1. ХуторскийА.В.Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с. –(Педагогическая мастерская). 2. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004 3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с. 4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. [/c] | |
Просмотров: 3048 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|