Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Среди проблем, обращающих на , все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения Одним из таких путей является дидактическая игра. Учитывая проблемность современного образования и вообще то, что умение – дело серьезное (а игра – потеха), некоторые ученые считают, что в обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки, на наш взгляд, другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Раскроем понятие «дидактическая игра». Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Дидактические игры делятся на следующие виды: - игры по сенсорному воспитанию, - словесные игры, - игры по ознакомлению с природой, - по формированию математических представлений и др. Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: 1.Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности. 2.Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 3.Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов. 4.Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. 5.Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации. 6.Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 7.Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Для школьников на уроке более привлекательны групповые игры потому, что реализуют их стремление к совместному поиску, позволяют совершать действия в благоприятных условиях - и не у всех на виду, и не в одиночку, - активизируют эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. В заключение, приведем некоторые рекомендации педагогам по организации игрового обучения: 1.Исходите из реальных возможностей группы. Нужно быть готовым и к промахам и к достижениям. Старайтесь увидеть в препятствиях сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития ребенка и группы, изучающих ту или иную программную тему. 2.Нет необходимости «разжевывать» задания так, чтобы ничего не осталось отгадать, сообразить, понять самому ребенку. Доля самостоятельного уяснения задания обязательно должна расти раз от разу. Хотя, если задание оказалось непонятным по существу, а не из-за невнимания учеников, следует повторить и разъяснить задание еще раз. 3.Если задание выполняется неправильно из-за того, что оно было неверно понято, не следует торопиться и останавливать учеников. Стоит обратить внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный педагогом. 4.Результатом общей активности, направленной на выполнение задание является, казалось бы, излишний шум. Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах и исчезает при показе группами своих работ. Если же, по вашему мнению, шум вредит работе группы, следует: или сменить упражнение, или дать задание большему числу детей, или конкретизировать задание (за чем именно следить и кому). В качестве примеров дидактических игр можно представить такие игры как: «Кто хочет стать миллионером», «Пан или пропал» и другие. Игра «Кто хочет стать миллионером», проводится в соответствии с телевизионной версией. Такую игру можно провести в качестве обобщающей, например, по теме «Архитектура ЭВМ». Игра «Пан или пропал» может проводиться с целью проверки знаний учащихся. В ходе игры учащиеся выбирают ответы из предложенных учителем. Такую игру можно, например, провести по теме «Базовые алгоритмические структуры». | |
Просмотров: 3048 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|